Если непредвзято прочитать новое «задание на дом» правительству страны от президента Нурсултана Назарбаева под названием «Нурлы жол – Путь в будущее», то складывается впечатление, что это одно из звеньев более глобального проекта, который продвигает Китай.
Посудите сами, к чему призвал Нурсултан Назарбаев? Прежде всего к развитию транспортных артерий, созданию логистических схем и узлов. Это основные задачи новой экономической политики страны, а все остальное, что перечислено в послании, это уже вспомогательные ремни и шестеренки создающие мультипликативный эффект для экономики страны.
По мнению елбасы нужно в первую очередь обратить внимание на развитие дорог, причем развитие автобана Западный Китай — Западная Европа является приоритетной задачей.
Кроме этого необходимо создать «магистральные автомобильные железнодорожные и авиалинии по лучевому принципу» от Астаны, построить логистические хабы, морскую инфраструктуру, повысить экспортный потенциал в западном направлении через порты на Каспии и приобрести (или построить) терминалы в Китае, России, Иране и Европе.
То есть, вкладываться в дороги и транспортную инфраструктуру и тем самым обеспечить занятость населения и транзитные возможности Казахстана.
Один пояс — один путь
Но вот ведь что любопытно, что всего тремя днями ранее, восьмого ноября китайский лидер Си Цзиньпин официально заявил о запуске проекта «Один пояс и один путь» по возрождению Шелкового пути.
В частности, Китай объявил о запуску двух глобальных инициатив на $90 млрд.
Из них $40 млрд выделяется на развитие транспортной инфраструктуры в странах Центральной и Южной Азии, для чего создается специальный Фонд Шелкового пути.
Из этого Фонда деньги пойдут на сухопутный «Экономический пояс Шелкового пути», через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак с выходом на Турцию и «Морской Шелковый путь XXI века» вдоль морского побережья Южной Азии.
Фонд Шелкового пути, по словам Си Цзиньпина сформируют из китайских средств, «которые будут использованы для прямой поддержки проекта «Одного пояса и одного пути». В рамках этого проекта Китай будет выделять средства для строительства автомобильных и железных дорог, портов и аэропортов по всей Центральной и Южной Азии.
Кроме создания Фонда, также Китай инициировал создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) с первоначальным уставным фондом в $50 млрд. Штаб-квартира AIIB естественно будет находится в Пекине и создадут банк к концу 2015 года. Заметим, что из постсоветских республик участниками банка стали Казахстан и Узбекистан.
Другими словами, Китай создает мощное кредитное учреждение для финансирования проектов отвечающих его интересам в рамках Шелкового пути и тем самым «вставляет шпильку» Всемирному банку и Азиатскому банку развития. По мнению аналитиков, целью Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций является создание в Азии развитой системы финансовых, торговых и транспортных сетей во главе с КНР, пишет американское издание Wall Street Journal.
По пути с китайским драконом
Китайский лидер Си Цзиньпин озвучил цели и задачи Фонда Шелкового пути на форуме «Диалог по укреплению взаимосвязанного партнерства» в Пекине. По словам товарища Си, Китай готов реализовать план «Один пояс и один путь», выработать дорожные карты на ближайшие несколько лет, оказать содействие странам-партнерам в строительстве объектов инфраструктуры, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникацию.
Глава КНР Си Цзиньпин назвал транспортно-коммуникационные связи в Азии «ключевым звеном», призвал добиться прорыва в развитии транспортной инфраструктуры, для чего Китай готов предоставить сопредельным странам возможности по подготовке 20 тысяч специалистов в транспортно-коммуникационной сфере.
Вот и возникает вопрос, как так совпало, что 8 ноября в Пекине выступает Си Цзиньпин с проектом «Один пояс — один путь», а 11 ноября президент Казахстана с посланием «Нурлы жол — Путь в будущее»? Неужели спичрайтеры елбасы за пару дней смогли оперативно подготовить наш положительный ответ на китайское послание?
Нет, конечно. Вероятно, это мини-послание, вернее основные его тезисы, были готовы уже загодя. Ведь год назад (если точнее, то в сентябре 2013 года), будучи в Казахстана, Си Цзиньпин выступил в «Назарбаев Университете» и предложил объединить усилия по созданию «экономического коридора Шелкового пути», создать дорожные коммуникации, сформировать транспортную сеть, которая соединит Восточную, Западную и Южную Азию. В свою очередь Назарбаев одобрил стратегическую концепцию китайского гостя о ренессансе нового «Шелкового пути».
Товарищ Си оставил американцев в носом
Хотя впервые инициативу о возрождении нового «Шелкового пути» выдвинул вовсе не китайский лидер Си Цзиньпин, а экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Напомним, что об американской инициативе «New Silk Road» Хиллари Клинтон объявила в июле 2011 года в Индии. Концепция предусматривала создание сети торговых и транспортных коридоров, которые свяжут между собой рынки государств Южной и Центральной Азии и помогут странам Центральной Азии не имеющим выхода к морю, получить альтернативные транспортные пути на европейские и мировые рынки минуя Россию.
В конце ноября 2012 года экс-госсекретарь США Хиллари Клинтон выступая с лекцией в Сингапурском университете менеджмент заявила, что Штаты не должны уклоняться от больших стратегических целей.
«Мы должны следовать примеру поколения, которое после Второй мировой войны выстроило современный мировой порядок и создало институты и соглашения, укрепившие беспрецедентную безопасность и процветание. Мы должны идти тем же путем, заглядывая еще дальше и работая еще более напряженно над тем, чтобы выработать договоренности, которые обеспечат нам безопасность и процветание на следующие 100 лет. Это же относится и к региональной концепции, которую мы называем «Новый Шелковый путь» — сети торговых и транспортных связей, простирающихся от степей Центральной Азии до самой южной оконечности Индии. Выстраивание еще более прочных экономических связей по всему этому региону является ключевым элементом нашей долгосрочной стратегии по Афганистану», — подчеркнула г‑жа Клинтон.
Другими словами, США активно продвигали идею объединить Центральную Азию с Южной Азией, а президент Нурсултан Назарбаев даже поручил правительству разработать комплексный план реализации проекта «Казахстан — Новый Шелковый путь».
В тоже время, американская концепция «Нового Шелкового пути» не устраивала Россию и Китай. Так как разворачивала постсоветские страны Центральной Азии от традиционных российских северных маршрутов в южное направление — с ориентиром на Южную Азию. С другой стороны, американский проект «New Silk Road» преследовал цель сдержать экспансию своего главного конкурента в регионе — Китая, но на данный момент — американцы проиграли.
Однако поговаривают, что у Хиллари Клинтон есть очень даже неплохие шансы стать следующим президентом США. И если сейчас елбасы принял принципиальное решение поддержать и включится в китайский проект Шелкового пути, то что будет если г‑жа Клинтон вернется в Белый дом?