КАСЫМЖОМАРТ ТОКАЕВ: ВОЗМОЖНО, И ТАСМАГАМБЕТОВ ТОЖЕ ПРАВ

После серии скан­даль­ных пуб­ли­ка­ций, каса­ю­щих­ся послед­них поста­нов­ле­ний быв­ше­го пре­мьер-мини­стра, г‑н Тока­ев, ныне гос­сек­ре­тарь — министр ино­стран­ных дел, вышел на связь с редак­ци­ей и попро­сил встре­чи с их авто­ром Ген­на­ди­ем Бен­диц­ким. Во втор­ник встре­ча состо­я­лась. Пред­ла­гая чита­те­лям неко­то­рые фраг­мен­ты бесе­ды, мы хоте­ли бы отме­тить следующее. 

Конеч­но, мы даже в самых сво­их радуж­ных снах и не меч­та­ли, что про­фес­си­о­наль­ный дипло­мат выло­жит все, как было на самом деле. И, пере­би­рая в раз­го­во­ре с ним гром­кие фами­лии, мы и не рас­счи­ты­ва­ли, что он пове­да­ет миру о том, какие могу­ще­ствен­ные силы сто­ят за теми или ины­ми поста­нов­ле­ни­я­ми пра­ви­тель­ства. Какие пер­со­ны и какие финан­со­во-про­мыш­лен­ные груп­пи­ров­ки лоб­би­ро­ва­ли через него свои инте­ре­сы? Конеч­но, мы на это не наде­я­лись. Но… Впро­чем, оста­вим свое отно­ше­ние к выска­зы­ва­ни­ям экс-пре­мье­ра за скоб­ка­ми. Насколь­ко был откро­ве­нен К. Тока­ев, суди­те сами.

- По пово­ду под­пи­сан­но­го вами поста­нов­ле­ния №1638 “О пре­ми­ро­ва­нии депу­та­тов из резерв­но­го фон­да на слу­чай чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций” ска­за­но мно­го — и мной, и дру­ги­ми… Теперь хоте­лось бы услы­шать вашу точ­ку зрения. 

- Дей­стви­тель­но, день­ги выде­ля­ло пра­ви­тель­ство из резер­ва, пред­на­зна­чен­но­го для чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций и иных целей, не преду­смот­рен­ных бюд­же­том. Мы выде­ля­ли сред­ства из это­го резер­ва на ремонт шко­лы, напри­мер, в Жам­был­ской обла­сти, на под­дер­жа­ние горо­дов Жана­тас, Арка­лык, ремон­ти­ро­ва­ли из этих денег Уйгур­ский театр. Что каса­ет­ся депу­та­тов, у них сво­их средств не ока­за­лось, и поэто­му груп­па депу­та­тов обра­ти­лась в пра­ви­тель­ство с прось­бой ока­зать им такую помощь в свя­зи с деся­той годов­щи­ной, и было бы неспра­вед­ли­вым, когда работ­ни­ки мини­стерств полу­ча­ют пре­мию, а депу­та­ты ока­за­лись обделенными…

В кон­це кон­цов, долж­на же быть спра­вед­ли­вость: испол­ни­тель­ная власть полу­ча­ет пре­мии, а зако­но­да­тель­ная — нет. И когда мне этот вопрос дали на рас­смот­ре­ние, я ска­зал, что долж­на быть эле­мен­тар­ная справедливость… 

- И реши­ли пре­ми­ро­вать самую обез­до­лен­ную часть насе­ле­ния — депу­та­тов. Ска­жи­те, а вам не кажет­ся, что вся эта ситу­а­ция с пре­ми­я­ми депу­та­тов очень сма­хи­ва­ет на под­куп испол­ни­тель­ной вла­стью законодательной? 

- Зар­пла­та депу­та­та при­рав­ни­ва­ет­ся к зар­пла­те зам­ми­ни­стра. Это не так мно­го — око­ло 400 дол­ла­ров. Но дело даже не в этом. Дело в том, что это не под­куп. Во вся­ком слу­чае, мень­ше все­го я это имел в виду… и вооб­ще я это­го не имел в виду, когда под­пи­сы­вал дан­ное постановление.

- На пре­мию депу­та­там пар­ла­мен­та было выде­ле­но, если не оши­ба­юсь, 12 мил­ли­о­нов тен­ге. Сколь­ко выде­ли­ли на ремонт шко­лы в Жам­был­ской обла­сти, вы, конеч­но, сей­час уже не вспом­ни­те? Тогда рас­ска­жи­те, отку­да пра­ви­тель­ство взя­ло день­ги на празд­но­ва­ние деся­ти­лет­не­го юби­лея республики? 

- На шко­лу было выде­ле­но 60 мил­ли­о­нов тен­ге. Что каса­ет­ся празд­нич­ных меро­при­я­тий, то они финан­си­ро­ва­лись частич­но из город­ских бюд­же­тов. Неко­то­рые меро­при­я­тия финан­си­ро­ва­лись из финан­со­во­го резер­ва правительства.

- Что это был за резерв правительства?

- Все тот же резерв­ный фонд. 

- А что, нель­зя было все эти пре­мии, выпла­ты депу­та­там, празд­но­ва­ние юби­лея про­сто зало­жить в бюджет? 

- Пони­ма­е­те, рас­хо­ды на про­ве­де­ние празд­нич­ных меро­при­я­тий очень труд­но рас­счи­тать. Они очень труд­но под­да­ют­ся обсчету. 

- А как вы обыч­но рас­счи­ты­ва­е­те свой семей­ный бюд­жет, если соби­ра­е­тесь празд­но­вать свой день рождения? 

- Свои дни рож­де­ния я не празд­ную. А насчет 10-летия рес­пуб­ли­ки, вы не пони­ма­е­те — это совсем дру­гой уро­вень. Это все­го­су­дар­ствен­ная акция… 

- В смыс­ле, циф­ры несколь­ко боль­ше?.. Если не сек­рет, насколь­ко больше? 

- Зна­чи­тель­но боль­ше. Сколь­ко на празд­ник неза­ви­си­мо­сти ушло, ска­зать не могу, не пом­ню. Но могу ска­зать, что на при­ем Папы Рим­ско­го было истра­че­но где-то око­ло 130 млн. тен­ге. При­мер­но такая же сум­ма, ну, может, чуть боль­ше — на орга­ни­за­цию празд­нич­ных меро­при­я­тий по пово­ду 10-летия… И все из резерв­но­го фон­да. Пото­му что это было тоже форс-мажор­ное обсто­я­тель­ство. Не учтен­ное во вре­мя обсуж­де­ния бюд­же­та 2001 года. И чест­но гово­ря, не пони­маю, поче­му вокруг это­го такой шум. Была мас­са дру­гих реше­ний, кото­рые мог­ли бы, так ска­зать, вызвать опре­де­лен­ные вопросы… 

- Вы име­е­те в виду поста­нов­ле­ние №125, кото­рым вы дали про­во­дить раз­вед­ку на трех неф­те­нос­ных участ­ках Кас­пий­ско­го шель­фа нико­му не извест­ной част­ной ком­па­нии “Казах­стан ойл шельф”, кото­рая суще­ству­ет все­го полгода? 

- Нет, это не с потол­ка ком­па­ния, есте­ствен­но, она созда­на серьез­ны­ми людьми… 

- Кем именно? 

- Не знаю, я не общал­ся с руко­вод­ством этой ком­па­нии. Это не вхо­дит в зада­чу пре­мьер-мини­стра. Но мне были пред­став­ле­ны соот­вет­ству­ю­щие дока­за­тель­ства в отно­ше­нии финан­со­вой состо­я­тель­но­сти. Эта ком­па­ния мог­ла быть созда­на и вче­ра. Это не глав­ное. Глав­ное, что у нее есть деньги… 

- Ска­жи­те, а то, что вы под­пи­са­ли поста­нов­ле­ние №125, наших отно­ше­ний с Рос­си­ей не ухуд­шит? Ведь место­рож­де­ние “Цен­траль­ное”, по преж­ним дого­во­рен­но­стям, долж­но отой­ти к Рос­сии? Да и два дру­гих место­рож­де­ния — “Кур­ман­га­зы” и “Восточ­ное”, о кото­рых шла речь в вашем поста­нов­ле­нии, — они ведь тоже нахо­дят­ся в погра­нич­ной зоне?

- Я счи­таю, что это поста­нов­ле­ние не ухуд­ши­ло бы отно­ше­ний, пото­му что все пре­крас­но зна­ют, о чем идет речь. Речь идет о том, что­бы не поте­рять тем­пов в осво­е­нии дан­ных струк­тур. Преж­де все­го речь идет о пер­вом эта­пе, о мор­ских науч­но-иссле­до­ва­тель­ских рабо­тах. Вы зна­е­те, что рос­сий­ская ком­па­ния “ЛукОйл”, а это част­ная ком­па­ния, в явоч­ном поряд­ке фак­ти­че­ски уже про­ве­ла на Хва­лын­ском место­рож­де­нии изыс­ка­тель­ские рабо­ты. При­ни­мая 125‑е поста­нов­ле­ние, мы исхо­ди­ли из того, что изыс­ка­тель­ские, я повто­ряю, изыс­ка­тель­ские рабо­ты нуж­но про­во­дить част­ной ком­па­нии. Такая ком­па­ния нашлась. Ее рас­хо­ды долж­ны были соста­вить при­мер­но 150–200 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. По Зако­ну о неф­ти, все дан­ные, вся инфор­ма­ция после того, как реаль­ная сто­и­мость это­го бло­ка будет извест­на, долж­на была перей­ти госу­дар­ству. Госу­дар­ство, рас­по­ла­гая этой инфор­ма­ци­ей, нача­ло бы вести пере­го­во­ры с потен­ци­аль­ны­ми недро­поль­зо­ва­те­ля­ми. Есте­ствен­но, имея в виду затра­ты, поне­сен­ные этой част­ной ком­па­ни­ей. Потен­ци­аль­ный недро­поль­зо­ва­тель мог бы купить эту инфор­ма­цию, покрыв все рас­хо­ды этой част­ной ком­па­нии, есте­ствен­но, учтя инте­ре­сы государства. 

- Это в том слу­чае, если про­во­дя­щая сей­смо­раз­вед­ку ком­па­ния захо­чет отдать собран­ную информацию… 

- У вас непра­виль­ное пони­ма­ние ситу­а­ции. В дан­ном слу­чае госу­дар­ство высту­па­ло бы, во-пер­вых, как трей­дер, во-вто­рых, оно фак­ти­че­ски бы име­ло пра­во на юрис­дик­цию на эту струк­ту­ру. Теперь же, когда новый пре­мьер при­нял новое реше­ние, я, как министр, его под­дер­жи­ваю. В том, что­бы объ­еди­нен­ная гос­ком­па­ния “Каз­му­най­газ” про­ве­ла все изыс­ка­тель­ские рабо­ты. Но госу­дар­ствен­ная ком­па­ния будет тра­тить на это госу­дар­ствен­ные день­ги. Неся соот­вет­ству­ю­щие рис­ки. И в этом про­цес­се, есте­ствен­но, будут участ­во­вать под­ряд­ные и суб­под­ряд­ные орга­ни­за­ции. И если это будут част­ные ком­па­нии, то речь уже пой­дет о пере­кач­ке госу­дар­ствен­ных денег в част­ные кар­ма­ны. И я наде­юсь, что вы как не анга­жи­ро­ван­ный, прин­ци­пи­аль­ный жур­на­лист выска­же­тесь по это­му поводу. 

- Выска­жусь, выска­жусь… Ска­жи­те все же, кому при­над­ле­жит ком­па­ния “Казах­стан ойл шельф”?

- “Казах­стан ойл шельф”? Я не знаю ее юри­ди­че­ско­го ста­ту­са. Знаю, что для работ на шель­фе она при­вле­ка­ла дру­гую юри­ди­че­скую ком­па­нию — “Ази­мут энеджис”. Насколь­ко мне извест­но, это очень авто­ри­тет­ная ком­па­ния, в кото­рой рабо­та­ют исклю­чи­тель­но казах­стан­ские спе­ци­а­ли­сты. Я встре­чал­ся с руко­во­ди­те­лем этой ком­па­нии. Она выпол­ня­ет под­ряд­ные рабо­ты не толь­ко в Казах­стане, не толь­ко на Кас­пии, но и в дру­гих морях. 

- Если пла­ни­ро­ва­лось, что рабо­ты будет про­во­дить “Ази­мут энеджис”, поче­му в вашем поста­нов­ле­нии о них нет ни сло­ва? Поче­му упо­ми­на­лась толь­ко “Казах­стан ойл шельф”?

- Пото­му что “Казах­стан ойл шельф”, имея соот­вет­ству­ю­щие сред­ства, соби­ра­лась за эти день­ги нанять очень извест­ную ком­па­нию “Ази­мут…”.

- Поз­воль­те полю­бо­пыт­ство­вать, отку­да у суще­ству­ю­щей все­го пол­го­да ком­па­нии “Казах­стан ойл шельф” такие день­ги? Вдруг они кри­ми­наль­но­го про­ис­хож­де­ния? Кто все же сто­ит за этой компанией? 

- Кто за ними сто­ит, я не знаю. Но знаю, что это люди серьез­ные, — это главное. 

- Вы, как пре­мьер-министр, не мог­ли не знать, кто за ними сто­ит и отку­да у них день­ги… Отда­вая им пра­во рабо­тать на неф­тя­ных месторождениях… 

- Что зна­чит — отда­вая? Я кате­го­ри­че­ски утвер­ждаю, что я нико­му ниче­го не отда­вал. Я не напря­гал госу­дар­ство. Я заста­вил част­ную ком­па­нию выта­щить свои день­ги, для того что­бы она про­ве­ла изыс­ка­тель­ские рабо­ты и немнож­ко зара­бо­та­ла, пере­дав инфор­ма­цию госу­дар­ству. Я, откро­вен­но гово­ря, не соби­ра­юсь объ­яс­нять, чья это ком­па­ния, пото­му что я не знаю, кто за ней сто­ит. Я могу задать вам вопрос, кто за вами сто­ит? И это не дело пре­мье­ра, быв­ше­го во вся­ком слу­чае, рассказывать…

- И все же вы не тот чело­век, что­бы под­пи­сы­вать доку­мент, не узнав всю под­но­гот­ную ком­па­нии, с кото­рой буде­те иметь дело. Вдруг у них гряз­ные день­ги? От тор­гов­ли ору­жи­ем, наркотиками… 

- Я вас уве­ряю. Сей­час я не хочу рас­кры­вать все­го про­цес­са. Там гряз­ных денег нет. Это нами про­ве­ря­лось, в том чис­ле через пра­во­охра­ни­тель­ные органы…

- Я раз­го­ва­ри­вал с быв­шим мини­стром эко­но­ми­ки Куле­ке­е­вым и быв­шим мини­стром финан­сов Есен­ба­е­вым — ока­зы­ва­ет­ся, к поста­нов­ле­нию №125 у них были очень серьез­ные заме­ча­ния. Поче­му эти заме­ча­ния не были учтены? 

- Откро­вен­но гово­ря, я не в кур­се, какие у них были заме­ча­ния. Во вся­ком слу­чае, в тех доку­мен­тах, кото­рые я смот­рел, их мне­ния не было. Может быть, как-то они по-дру­го­му были не соглас­ны. В пись­мен­ном виде, откро­вен­но гово­ря, не читал. Это очень важ­но, пото­му что у нас мож­но что угод­но гово­рить на кухне, в том чис­ле и о пре­зи­ден­те, а вот в пись­мен­ном виде… 

- Ну хоро­шо, если ваше поста­нов­ле­ние №125 такое пра­виль­ное, то поче­му его с такой ско­ро­стью отме­нил новый пре­мьер Тасмагамбетов? 

- Ну, во-пер­вых, из-за созда­ния новой ком­па­нии “Каз­му­най­газ”. Кста­ти ска­зать, будучи пре­мье­ром, я обсуж­дал про­бле­му объ­еди­не­ния двух ком­па­ний с пре­зи­ден­том. Гово­рил о том, что надо соблю­сти нам все пра­во­вые нор­мы, пото­му что объ­еди­не­ние про­из­вод­ствен­ной ком­па­нии с транс­порт­ной — это уни­каль­ное явле­ние… Толь­ко в Малай­зии это есть. А во-вто­рых, види­мо, субъ­ек­тив­ный фак­тор име­ет­ся — тут после наше­го с вами раз­го­во­ра все ста­ло ясно. После того как из ваших уст про­зву­ча­ло несколь­ко фамилий…

- То есть счи­та­е­те, что новый пре­мьер отме­нил ваше поста­нов­ле­ние в уго­ду чьим-то интересам? 

- Я не знаю. Я не при­сут­ство­вал при при­ня­тии это­го реше­ния, но мне про­сто все ста­ло ясно. Сей­час же у нас все по-дру­го­му. Рань­ше все бега­ли с охап­ка­ми цве­тов на кон­цер­ты. А сей­час все кри­чат: “Ату!”

- И в резуль­та­те это­го ваше пра­виль­ное и без­греш­ное поста­нов­ле­ние №125 про­су­ще­ство­ва­ло все­го четы­ре дня. 

- Это пре­мьер­ское пра­во. Здесь есть какие-то субъ­ек­тив­ные обсто­я­тель­ства. Хотя все в мире субъ­ек­тив­но. Да, счи­таю, что нуж­но предо­ста­вить пре­мье­ру пра­во при­ни­мать реше­ния. Он полу­чил бес­пре­це­дент­ный карт-бланш от пре­зи­ден­та. Ни один пре­мьер в нашей исто­рии тако­го карт-блан­ша не имел на руках. Я, ухо­дя в отстав­ку, ска­зал, что долж­на прий­ти новая коман­да с новы­ми иде­я­ми и под­хо­да­ми. Надо это при­нять как данность. 

- Ска­жи­те пря­мо, кто из вас не прав с этим поста­нов­ле­ни­ем — вы или Тасмагамбетов? 

- Он тоже прав, пото­му что это… новый подход. 

Автор:
Ген­на­дий Бен­диц­кий
Вре­мя

Статьи по теме

Кулибаевский след на границе с Кыргызстаном обнаружил депутат

Как страны Центральной Азии, Кавказа и Китай помогают России обходить санкции в 2023 — 2024 годах

Оразалы Ержанов: Закон о возврате активов не работает