Последнее не может не вызывать удивления, поскольку после запрета Народной партии «Алга» и ликвидации ведущих независимых СМИ — спутникового телеканала «К+» и газеты «Республика» — внутриполитическое пространство республики напоминает выжженную напалмом землю.
Похоже, что в данном случае причиной нервозности как Акорды в целом, так и лично самого «лидера нации» является их неуверенность в собственных силах и способности выстоять под давлением Кремля и Владимира Путина, особенно в условиях будущего Евразийского экономического союза.
Поэтому они, как задерганные обстоятельствами жизни и бесконечными проблемами родители, вымещают свое беспокойство и недовольство на детях, все время, подозревая их в злоумышленных намерениях выйти из-под контроля и действовать во вред, как всей семье, так и самим себе.
Ну а поскольку причин для беспокойства у Нурсултана Назарбаева прибавляется буквально с каждым днем, поскольку внешнеполитическое противостояние России и Запада мало того что не прекращается, оно все сильнее склоняется к тому, чтобы превратиться в противостояние блоковое, то елбасы можно только посочувствовать.
Игры в многовекторность
Вот и на этой неделе казахстанскому президенту пришлось нелегко — думаю, не лучше чем флюгеру на шпиле, атакованному всеми ветрами сразу. Нурсултан Абишевич снова и снова пытался поиграть в многовекторную внешнюю политику, но выглядело это уже весьма криво.
Подписав 29 мая т.г. в Астане договор о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС), буквально через два дня казахстанский «лидер нации» сделал ход конем, отправив поздравительную телеграмму Петру Порошенко в связи с его избранием президентом Украины.
Учитывая тот многозначительный факт, что Владимир Путин до сих пор не сделал этого и может не сделать вообще, внешнеполитический жест казахстанского президента можно расценивать не только как соблюдение дипломатического политеса, но и как некий жест в направлении Кремля. Кстати, весьма напоминающий фигу в кармане.
Еще одним таким жестом стало заявление Назарбаева о том, что Армения должна стать членом ЕАЭС в признанных международным сообществом границах, то есть без Нагорного Карабаха. Учитывая, что Россия поддерживает Армению, а та в свою очередь стала ее форпостом на Кавказе, разместив в том числе у себя российскую военную базу, это было немедленно замечено и в Ереване, и в Баку.
Нелогичность данного заявления заключается, прежде всего, в том, что подписывая 29 мая договор о создании ЕАЭС, Нурсултан Назарбаев даже не заикнулся о том, что Россия должна вступать в этот межгосударственный союз без Крыма, а ведь присоединение этого полуострова не признано еще никем в мире, как и Нагорного Карабаха.
Третьим жестом елбасы стал его отказ от официального визита в Венгрию. Он был анонсирован еще в декабре 2013 года, однако вместо Нурсултана Абишевича в Будапешт полетел премьер-министр. А сам Назарбаев предпочел вояж в Турцию, где принял участие в неформальной встрече глав государств — членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Судя по скупости официальных сообщений об обоих этих визитах, похоже, что отмена поездки Назарбаева в Венгрию и его полет в Турцию имели чрезвычайный характер. Можно предположить, что осознав, что санкции со стороны США, Канады, Японии и Европейского союза имеют ограниченное влияние на Россию, и Владимир Путин вряд ли им поддастся, а значит надеяться на поддержку Запада бесполезно, елбасы кинулся искать защиты и сочувствия на Востоке. В первую очередь в Турции.
Мы не удивимся, узнав, что эта самая неформальная встреча глав государств — членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств вообще была созвана в экстренном порядке и по просьбе казахстанского «лидера нации». Так что, похоже, что подписав договор о создании ЕЭС и таким образом удовлетворив Владимира Путина, Нурсултан Назарбаев тут же начал искать ему новые противовесы по всему миру.
Об этом в частности свидетельствует аномальная скупость официальных пресс-релизов Акорды. Создается ощущение, что она то ли хотела что-то скрыть, в первую очередь от Кремля, то ли опасалась вызвать у него негативную реакцию.
Это тем более заметно, что государственная пропагандистская машина обычно использует каждый зарубежный визит елбасы и его контакты со своими коллегами, чтобы еще выше приподнять главу государства в глазах простых казахстанцев, рассказав, как уважают и ценят Нуреке за рубежом.
Что касается официального визита в Венгрию премьер-министра РК Карима Масимова, то он случился только потому, что заменить президента без ущерба для самолюбия принимающей стороны мог только глава правительства. И в этом случае Акорда оказалась скупа на слова, что, видимо, объясняется тем, что Карим Кажимканович решил уйти прочь с глаз прессы и общественности.
Мы уже не раз обращали внимание читателей на эту новую линию самого влиятельного после Назарбаева казахстанского госдеятеля, свидетельствующую о том, что он почему-то решил залечь в засаду. Кстати, практически не «видно» в информационном пространстве и нового руководителя администрации президента РК Нурлана Нигматулина, что также вызывает недоумение.
Пожалуй, главным результатом официального визита казахстанской делегации в Будапешт, помимо ни к чему не обязывающей Совместной декларации о стратегическом сотрудничестве между Казахстаном и Венгрией и открытия памятника Абаю в центре венгерской столицы, причем на улице под названием «Астана», стало подписание двустороннего договора о выдаче преступников, а также о передаче осужденных лиц.
С казахстанской стороны договор подписал генеральный прокурор РК Асхат Даулбаев, и нет никаких сомнений в том, что одним из главных вопросов, поднятых им во время переговоров с министром юстиции и Робертом Репаши и генеральным прокурором Петером Полтом, стала выдача в Казахстан лиц, задержанных в Венгрии по делу Мухтара Аблязова.
Если не зять, так дочь
Внутриполитическую часть обзора мы начнем с указа президента РК от 26 мая 2014 года № 823. Документ сей озаглавлен: «Об образовании Совета по переходу к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан» и привлек наше внимание двумя привходящими обстоятельствами.
Во-первых, тем, что реализации «Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» в Акорде придается такое усиленное и расширенное внимание, что в состав «Совета по переходу к «зеленой экономике» при себе любимом Нурсултан Назарбаев включил практически все правительство.
Членами нового консультативного органа стали по должности: премьер-министр РК (председатель), первый заместитель премьер-министра РК (зампредседателя), министр окружающей среды и водных ресурсов РК (секретарь), заместитель премьер-министра РК — министр индустрии и новых технологий РК, помощник президента РК, министр экономики и бюджетного планирования РК, министр регионального развития РК, министр транспорта и коммуникаций РК, министр юстиции РК, министр нефти и газа РК, министр сельского хозяйства РК.
Во-вторых, пожалуй, впервые в истории казахстанской бюрократии в состав консультативного органа при главе государства включены по должности первые руководители общественных организаций и бизнес-структур. Лично мы такого не припоминаем.
Причина этого странного действа администрации президента РК, похоже, заключается в том, что в состав вновь создаваемой структуры включена близкая родственница Нурсултана Назарбаева, которая, видимо, и будет негласно курировать этот проект точно так же, как Тимур Кулибаев курирует казахстанскую «нефтянку».
Эта родственница не кто иная, как председатель совета директоров товарищества с ограниченной ответственностью MAC ALIANS Алия Назарбаева, последняя из старших дочерей елбасы не обремененная общественной нагрузкой в национальном масштабе.
Так что “общество всеобщего труда” для Нуреке это не пропагандистский лозунг, а нечто, заставляющее его идти на такие серьезные «жертвы». И все ради будущего процветания Республики Казахстан и казахстанского народа, ну а в данном случае под знаком «зеленой экономики».
Но если Алия Назарбаева спряталась, дабы ее ключевая роль в освоении многомиллиардных госинвестиций осталась неизвестной для сограждан, то Тимур Кулибаев за последние недели стал одним из главных ньюсмейкеров в стране. Он мало того что объездил полстраны, выступая перед ошеломленными такой честью местными предпринимателями и акимами, так еще и начал играть новую для себя роль защитника интересов казахстанского бизнеса.
На днях средний зять Нурсултана Назарбаева вообще совершил нечто невозможное — выступил против массового сноса алматинских базаров. И это при том, что данная инициатива алматинских властей была поддержана на самом высоком уровне, а ее главным организатором и исполнителем выступил племенник елбасы, он же аким Алматы Ахметжан Есимов.
Этот экстраординарный жест «нефтяного принца» получил немедленную поддержку и рекламу со стороны отдельных интернет-ресурсов и политологов, и ранее замеченных в активной любви к Тимуру Аскаровичу. Хотя в данном случае даже мы готовы поддержать зятя елбасы, поскольку не все казахстанцы обладают доходами, позволяющими им обходить стороной барахолки.
Кто играет на трубе
Еще мы хотим обратить внимание читателей на любопытный факт — в стране началась формироваться «оппозиция его величества», причем этот процесс приобретает значимый для внутриполитического поля характер.
Кроме Национальной палаты предпринимателей, которой, так сказать, по должности положено оппонировать если не всей суперпрезидентской вертикали власти, то по крайней мере правительству и ниже, на этом поле на текущей неделе засветилась ДПК «Ак жол».
Честно говоря, мы скептически относимся к этой политической партии по двум простым причинам: во-первых, она была продана ее бывшим лидером Алиханом Байменовым Акорде в обмен на должность председателя агентства и будет нести эту черную печать во веки веков, во-вторых, ее возглавил махровый сторонник елбасы «евразиец» Азат Перуашев.
Увы, судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Вот и господин Перуашев с сотоварищами, чтобы хоть как-то отделиться от власти и продемонстрировать свою независимость, все чаще и чаще занимаются критикой правительства и отдельных ведомств. Понятно, что подняться выше определенного уровня, пока верхний предел — вице-премьер, они не способны, тем не менее попытки налицо.
Вот и на этой неделе в ходе обсуждения на пленарном заседании мажилиса парламента РК отчета об итогах исполнения республиканского бюджета за прошлый год, член парламентской фракции ДПК «Ак жол» Екатерина Никитинская весьма грамотно и жестко раскритиковала как практику корректировки показателей республиканского бюджета и стремление правительства подогнать план под факт, так и сомнительность многих успехов правительства.
Что касается настоящей, не придворной оппозиции, то и там началась шевеление. В прошлую субботу в Алматы состоялось общенациональное гражданское собрание «Вернем страну народу» под эгидой ОСДП. По словам Жармахана Туякбая, оно готовилось два года и собрало почти всех, кто еще осмеливается оппонировать Акорде и так называемому «лидеру нации».
Не можем сказать, что итоги мероприятия вселили в нас большой оптимизм, но радует уже то, что собрание прошло в зале «Казахконцерта», а не где-нибудь за городом, зал был забит до отказа и были представлены все регионы республики. Кроме того, в мероприятии приняли участие новые знаковые лица, которых социально-экономические катаклизмы последних лет вытолкнули в поле публичной политики.
Тем не менее, судя по жестким предупредительным действиям казахских силовиков по отношению к гражданам, протестовавших против подписания Нурсултаном Назарбаевым договора о создании ЕЭС, нервы у властей сильно расшатаны и они боятся всего, чего только можно бояться. И даже того, чего бояться и не стоило бы. Так что гайки будут закручиваться и дальше.
На этой неделе мажилис парламента РК одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Согласно ему, организации будут признаваться экстремистскими или террористическими, во-первых, в порядке особого производства, то есть ускоренно, во-вторых, независимо от территории их деятельности.
Как пояснил замгенпрокурора РК Андрей Кравченко, «здесь мы идем в рамках уже существующей законодательной практики. На сегодня организации, зарегистрированные в Казахстане, могут признаваться экстремистскими или террористическими только в обычном исковом порядке. Соответственно, это отрицательно сказывается на сроках рассмотрения судами дел указанной категории в отношении таких организаций и на оперативности пресечения их деятельности, а также незамедлительного проведения в отношении их и их членов финансового мониторинга».
По словам господина Кравченко, после принятия закона будет введен механизм немедленного исполнения решений судов по таким делам, а также предусматривается законодательное закрепление признания судом информационных материалов террористическими так же, как это делается сейчас в отношении экстремистских материалов. Замгенпрокурора РК также сообщил, что законопроектом предлагается закрепить конфискацию и обращение в доход государства имущества организаций, признанных судом экстремистскими, для полного пресечения их деятельности.
В общем, столкнувшись в борьбе с Мухтаром Аблязовым с множеством проблем, Акорда совершенствует свой репрессивный механизм. Глядя на все это торжество политической целесообразности, нетрудно предположить, что со временем в Казахстане будет введен такой чрезвычайный механизм, как внесудебная расправа по решению «тройки» в составе районного прокурора, начальника райотдела КНБ и акима, по крайней мере все идет к этому.
А учитывая последнюю инициативу профессора Евразийского национального университета имени Л. Гумилева Зиябека Кабульдинова признать президента страны Нурсултана Назарбаева национальным символом и практику союзных нам России и Белоруссии, можно ожидать, что через год — другой, в нашей стране будет введено уголовное наказание за отрицание положительной и решающей роли елбасы в истории.
Так что, господа, мы на верном пути, а кто с этим не согласен, тот враг народа и Назарбаева со всеми вытекающими отсюда последствиями.