Москва активно привлекает или «берет напрокат» союзников в Европе, чтобы расшатать единство ЕС, пишет Newsweek. Кроме венгерского премьера Орбана, издание относит к «друзьям Путина» чешского президента Земана, новое правительство Греции и крайне правый «Национальный фронт» во Франции. Подобная политика не новость на постсоветском пространстве, но у лидера Казахстана свои друзья.
«Владимир Путин знает, как находить друзей и оказывать влияние на людей. Для этого требуется обаяние, немного антиамериканизма, солидная порция консервативной идеологии семейных ценностей, имидж стратегически мыслящего лидера и, конечно, деньги. В последние годы Кремль с усердием применял все эти и другие тактические методы, чтобы привлекать или, в некоторых случаях, брать напрокат союзников в Европе. Теперь, когда Запад объединяется против России, Кремль отдал приказ расширить эту кампанию», — полагает журналист Newsweek Оуэн Мэттьюз.
С кем дружит Путин?
Мэттьюз перечисляет среди «влиятельных друзей Путина» чешского президента Милоша Земана, экс-президента Франции Николя Саркози и венгерского премьер-министра Виктора Орбана.
«Возможно — неожиданнее всех прочих — новое правительство Греции, возглавляемое леворадикальной партией СИРИЗА», — отмечает автор.
«Новые друзья России имеют широкий — и сбивающий с толку — спектр предысторий. Но их объединяют две вещи: презрение к ЕС и неприязнь к гегемонии США», — считает Мэттьюз.
«Для всех от Венесуэлы до Китая, кто считает, что Запад деградирует и разлагается под влиянием гомосексуализма, Путин является образцовым лидером», — говорит Дэниел Хэннан, британский евроскептик в Европарламенте.
«Некоторые, как 70-летний, свободно говорящий по-русски Земан, — старые коммунисты, которые подружились с новыми российскими капиталистами. Но большинство сторонников Кремля находится на другой стороне идеологического спектра», — отмечает Мэттьюз, приводя в пример главу крайне правой партии «За лучшую Венгрию» Габора Вону, партия которого набрала на выборах около 20%.
Крайне правый «Национальный фронт» Франции (лидер партии Марин Ле Пен) гораздо ближе к власти, продолжает Мэттьюз. Эта партия поддерживает Путина, и в прошлом году она получила от России 9 млн евро кредитов.
«Согласно сайту Political Capital, из 24 правых популистских партий, которые заняли примерно четверть мест в Европарламенте на майских выборах, 15 «преданны» России», — говорится в статье.
Может, у России есть генеральный план не только подорвать европейскую поддержку санкций и альянс с США, но и разрушить ЕС? Однако на деле сегодняшние сторонники России находятся на обочине власти, пишет автор, не то что десять лет назад друзья Путина Герхард Шредер и Сильвио Берлускони…
В Минске Ангела Меркель и Франсуа Олланд оказали давление на Путина — теперь Путин, очевидно, пошел в контратаку, начав с визита в Венгрию. Его главное средство убеждения — старый российский козырь в виде дешевого газа, а также привлекательная сделка на строительство спроектированных в России ядерных реакторов.
«В ближайшие месяцы Путин сделает все возможное, чтобы уговорить всех западных союзников, каких он сможет найти, или заплатить им, лишь бы вернуться к «бизнесу в обычном порядке», — заключает Мэттьюз.
Кроме Венгрии, по данным издания, в Европе Россия проявляет особую активность на Балканах, в первую очередь в Сербии и Боснии. Более того, как пишут западные СМИ, режим Путина финансирует французский Национальный фронт — крайне правых, а на крайне левом фланге имеет тесные связи с новым греческим правительством Алексиса Ципраса. И по некоторым данным, Россия также «поощряет» шотландских и каталонских сепаратистов.
А кто у Назарбаева в лоббистах?
У президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «друзья с Запада», с одной стороны, поизвестнее, но с другой — все они бывшие — премьеры, президенты. И если точнее, они зовутся советниками президента. В этой плеяде особое место занимает бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
Итоги лоббистской деятельности Блэра на Казахстан, как писала недавно газета New Republic, можно сравнить лишь с его безоглядной поддержкой войны в Ираке. Он стал частью целой пиар-машины, сконструированной Акордой. Эта машина занималась размещением платных программ на телеканале CNN, «экспертных мнений» на полосах газеты New York Times, а также публикаций всевозможных «научных докладов», прославляющих достижения Казахстана и его руководителя Назарбаева.
Официально пост советника Блэр занял в 2011 году. И ему пришлось вещать о «важных экономических реформах» в момент, когда в стране произошла расправа с жанаозенцами, а лидеры оппозиции получили тюремные сроки. Тони Блэр назвал тогда Казахстан «островком политической стабильности». А еще в прессу попало письмо Блэра Назарбаеву, в котором тот советовал, как в своих выступлениях «соскочить» с неприятной темы убийств в Жанаозене, сконцентрировавшись на позитивных сторонах развития Казахстана.
За все эти услуги Блэр от Казахстана получал, пот данным New Republic, от 13 до 27 млн долларов в год. Но эти цифры члены команды Блэра, как пишет издание, не признают.
Впрочем, пишет издание, доподлинно известно, что работа Блэра на Астану совпала с целой серией контрактов, которые были заключены властями Казахстана с организацией Windrush Ventures Limited, которая на поверку оказалась «фронтом» офиса самого Тони Блэра. По данным агентства Bloomberg, Windrush «внезапно» оказался самым выгодным бизнесом Блэра, доходы которого по итогам 2012 года составили 16 млн фунтов стерлингов.
Кстати, в Великобритании все еще не утих скандал вокруг Тони Блэра, связанный не только с делом об иракском вторжении и пытках ЦРУ в Гуантанамо, но и с его лоббистской деятельностью в пользу центральноазиатских автократий.
Еще один друг Казахстана, тоже из бывших и тоже нынче преследуемый судебной системой своей страны — Николя Саркози. Он стал другом Казахстана после того, как будучи президентом Франции уговорил Назарбаева санкционировать подписание нескольких дорогостоящих контрактов с французскими компаниями. Самый скандальный из них, который, как пишут французские СМИ, вызвал пристальное внимание следственных органов, — контракт на покупку вертолетов Eurocopter.
Мы уже рассказывали читателям об этой истории. Коротко напомним, что в 2012 году бельгийский радиотелеканал RTBF со ссылкой на французскую газету Le Canard Еnchaîné рассказал, что у Николя Саркози была встреча с Нурсултаном Назарбаевым, которому он хотел продать французские вертолеты, а стоимость одного EC725 Super Cougar оценивается в 25 миллионов долларов.
Назарбаев, видимо, не смог отказать своему французскому другу. Но, если верить иностранным СМИ, то взамен он попросил экс-президента Франции вытащить «трех казахов» из коррупционного скандала, связанного с «Трактебелем». Имя бельгийца казахского происхождения журналисты называли сразу — это Паттох Шодиев, а остальных вычислить уже несложно. Судя по всему, это его друзья по «евразийской тройке» — Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов.
Что же мог сделать Саркози? Якобы он через своих людей в бельгийском парламенте ускорил принятие закона, который позволяет прекратить судебные дела в обмен на уплату определенной суммы денег. И вот уже в октябре прошлого года французская газета Le Monde сообщила некоторые подробности этого дела.
«В обстановке самой высокой секретности два парижских следователя, ведущих расследование по обвинению в «организованном отмывании денег», «коррумпировании иностранных государственных служащих», «соучастии и сокрытии» этих правонарушений, изучают подноготную этих контрактов, подписанных между Францией и Казахстаном в 2010 году на сумму почти 2 млрд евро. Эти контракты, предусматривавшие изготовление компанией Eurocopter 45 вертолетов, могли сопровождаться выплатой «откатов» во Франции», — сообщала французская газета (полный перевод ее материала можно прочитать у нас на портале в материале «Как Le Monde расставила акценты»).
По информации газеты, расследование действительно было начато еще весной 2012 года. И, как пишет французское издание, полицейские действительно проследили связь между сделкой по вертолетам и освобождением от ответственности в Бельгии трех бизнесменов казахстанского происхождения. Так что сотрудничество с Казахстаном Саркози, похоже, выйдет боком.
Но список друзей Нурсултана Абишевича только этими двумя европейскими политиками не ограничивается. В одном из интервью нашему изданию бывший аким Астаны Виктор Храпунов рассказал, с кем еще сложились хорошие отношения у Нурслутана Назарбаева.
Например, очень тесные связи были выстроены с бывшим королем Испании Хуаном Карлосом. «Я сам был свидетелем этих контактов, когда организовывал прием Хуана Карлоса в Алматы. Скажу так: в результате этих тесных контактов Назарбаев очень хорошо вошел в Испанию. И даже приезжал на свадьбу к королю со своей дочерью Алией», — рассказывал Виктор Храпунов.
С экс-премьер-министром Италии Сильвио Берлускони отношения были просто прекрасные.
А польский политик Александр Квасьневский фактически превратился в настоящего поклонника Назарбаева и остается им и сегодня. Он ведь один из тех, кто поддерживает идею награждения его Нобелевской премией.
Хорошие отношения Назарбаев выстроил и с президентом Чехии и даже инвестировал вместе с Тимуром Кулибаевым средства в знаменитый курорт Карловы Вары.
А еще, хорошие отношения, по словам Виктора Храпунова, были выстроены с господином Месичем в Хорватии и с президентом Словении. То есть, Балканы тоже оказались в сфере интересов казахстанского лидера.
Спросите, почему все эти политики дружат с елбасы? По словам экс-зятя президента Казахстана Рахата Алиева, Нурсултан Назарбаев «не считает коррупционных денег для лоббистов и детективов в Европе, а это сумма более 30 миллионов долларов в специальном фонде правительства». Как говорится, ради дружбы миллионов не жалко.