В прошлый четверг Верховный суд Испании принял решение выдать казахстанским властям Александра Павлова, бывшего телохранителя Мухтара Аблязова. Его обвиняют в соучастии в подготовке террористического акта. По возвращении на Родину ему грозит минимум десять лет лишения свободы.
Напомню, что Генпрокуратура РК объявила о предотвращении террористических актов в Алмате, которые якобы готовились соратниками Мухтара Аблязова, в марте 2012 года. Одним из организаторов этих терактов актов являлся, по версии казахстанских прокуроров, бывший руководитель охраны Аблязова Александр Павлов.
Взрывы якобы планировались в парке за кинотеатром «Сары-Арка», а также в переходах на проспекте Аль-Фараби. Серьезных доказательств ни Генпрокуратура, ни КНБ не предъявили, и в казахстанском обществе эта история была воспринята как неудачная попытка навести тень на плетень, каковым в то время являлся Аблязов. Все посмеялись и забыли. А зря.
КНБшники время, как говорится, не теряли, рыли медленно, но упорно. Как, что, где и кому — это мы вряд ли узнаем, но результат налицо: нашлись-таки испанцы, поверившие в то, что теракты в Казахстане готовились и именно людьми, так или иначе связанными с Аблязовым. Как результат — решение суда о выдаче Павлова властям Казахстана.
Вопрос цены и совести
Уж и не знаешь, что тут думать. Либо европейские чиновники в очередной раз демонстрируют свою неадекватность в понимании ситуации в Казахстане, либо «разводяги» из Астаны дали столько, что отказаться было нельзя.
В похожей ситуации с выдачей жены Аблязова в Италии лично я склоняюсь к версии, что итальянцев, отдавших приказ о выдаче, просто купили. Ничего удивительного: для Италии сентенция про то, что не бывает не берущих взятки, а бывает мало денег, всегда оставалась актуальной.
Очень похоже, что и испанских экспертов из Национальной службы разведки, подготовивших нужное для Акорды заключение о том, что Александр Павлов представляет угрозу для национальной безопасности Испании, кто-то сумел «заинтересовать» должным образом.
Дикость произошедшего (а иначе я это не могу воспринимать) в том, что все прекрасно понимают: никакой подготовки теракта не было и в помине, а Павлов нужен КНБ для того, чтобы получить от него признательные показания. И уж наши пыточных дел мастера это сделают в шесть секунд.
Пытки у нас — это уже национальная забава. Тут наши люди в погонах достигли высочайших вершин мастерства. Говорю, как человек, знающий об этом, что называется, из первых рук: практически каждый второй из попавших за решетку живописующе рассказывал, как из него выбивали «признательные показания».
И эта практика не скрывается, об этом говорят правозащитники, это обсуждается на слушаниях в Евросоюзе, Европарламенте, ОБСЕ. Тем не менее испанское правосудие выносит решение о выдаче Александра Павлова. Выдаче на расправу!
Галерею «сотрудничающих» пополнят испанцы
Схема проста. «Охотники» за Аблязовым поняли, что заполучить его можно только через обвинение в терроризме. Это единственная дыра в защите политических беженцев, через которую они могут вытащить своих политических оппонентов для расправы.
Чтобы заполучить Аблязова, который сегодня реально оппонирует Назарбаеву, Акорде нужно убедить европейцев, что Аблязов готовил теракт. Но серьезных доказательств этого нет! Все, что есть, откровенно высосано из пальца и годится только для внутреннего пользования. Поэтому нужен Павлов, которого под давлением заставят свидетельствовать против Аблязова. И эти показания должны стать важным аргументом в деле экстрадиции Аблязова в Казахстан.
К слову сказать, выдача Павлова стала возможной после того, как специалисты Национальной службы разведки согласились с доводами своих коллег из казахстанских спецслужб. Мол, он потенциальный террорист, а потому опасен.
На мой взгляд, именно среди тех, кто готовил этот отчет, нужно искать тех, кто либо (в лучшем случае) страдает полной неадекватностью в восприятии казахстанской политической реальности, либо (в худшем случае) оказался не чист на руку. Полагаю, испанцы при желании могли бы выявить этих лиц, что позволило бы пополнить галерею «сотрудничающих с Акордой», где уже есть англичане, немцы, австрийцы и итальянцы.
Ради контрактов можно нарушить принципы
Конечно, можно говорить об угрозах терроризма, которые заставляют европейцев делать неординарные шаги для обеспечения своей безопасности. Можно ссылаться на международные обязательства о выдаче преступников. Можно кивать на негативное общественное мнение в отношении Аблязова, не уважающего английский суд. Это все понятно.
Однако есть четко определенные правовые нормы, определяющие процедуры выдачи граждан по линии Интерпола. Эти нормы категорически запрещают выдачу в страны, где применяются пытки. Эти же нормы исключают выдачу лиц, ищущих политическое убежище и скрывающихся от политических преследований.
Спрашивается, что нужно, чтобы европейское правосудие закрыло глаза на эти нормы? Неужели, достаточно властям объявить преследуемого ими оппонента террористом, чтобы Европа тут же сдала его на расправу? Ведь есть соответствующие процедуры, призванные исключить ошибку.
Или для европейских чиновников, боящихся брать взятки у своих, не считается зазорным заработать на разборках «туземцев» между собой? Мол, нас (европейцев) это не касается, пусть между собой разбираются у себя дома. Этакий, паневропейский пофигизм.
Или тут все завязано на экономических интересах, когда немцы, итальянцы, испанцы ради заключения выгодных договоров и контрактов готовы закрыть глаза на свои принципы, пойти на очевидные нарушения законности?
Вопросы, вопросы, вопросы. Ответов пока нет. Молчит Европа, стыдливо пряча нос в своей сытости. Сытости, замешанной на предательстве тех, кто поверил в справедливость ее законов и торжество принципов прав человека. Но если предают все чаще и чаще, то что станет с этой верой?
Source: