Слышали когда-нибудь поговорку еще дохристианских времен «Все дороги ведут в Рим»? Для нашей страны она весьма злободневна, поскольку с какой стороны ни подходи к нефтегазовому сектору, обязательно упрешься в фигуру зятя лидера нации Тимура Кулибаева.
И хотя Кулибаев-младший давно уже не возглавляет нефтегазодобывающие компании и государственные холдинги, сейчас он всего-навсего председатель президиума Национальной палаты предпринимателей РК и глава ряда общественных структур, в том числе ассоциации Kazenergy, без него в этой отрасли ни туда, ни сюда.
Как Skybridge заменила Visor
Например, в этом месяце национальная компания «КазМунайГаз» разместила еврооблигации общим объемом полтора миллиарда евро. В том числе на ценные бумаги со сроком обращения 10,5 лет и ставкой доходности 4,95% пришлось полмиллиарда, со сроком обращения 30 лет и доходностью 6,1% — один миллиард евро. По словам экспертов, это самое большое корпоративное размещение в 2014 году в СНГ. Так что можно поздравить «КазМунайГаз», а заодно и Тимура Кулибаева.
Почему его? Да потому, что именно он стоит за АО «Skybridge Invest», которое вместе с АО «Kazkommerts Securities» были казахстанскими букраннерами (в ходе IPO вookrunner управляет книгой заявок, собирает заявки инвесторов, определяет окончательную цену размещения и формирует пул инвесторов, которые в конечном счете станут акционерами компании — ред.) и ведущими менеджерами.
Дело в том, что компания Visor и ее специалисты, услугами которой Кулибаев-младший раньше активно пользовался, теперь не в чести. Потому что, во-первых, Visor и его руководители в лице Айдана Карибжанова и Николая Варенко широко-печально засветились в истории с «БТА Банком».
Конечно, Акорда сейчас может говорить что угодно, обвиняя в крахе этого финансового института Мухтара Аблязова, но казахстанский банковский сектор слишком маленький, чтобы что-то в нем оставалось тайной. Не говоря уже про крупных иностранных игроков. Поэтому все прекрасно знают, что именно господин Карибжанов был тем самым экспертом, кому Нурсултан Назарбаев и Карим Масимов поручили изучить кредитный портфель «БТА Банка» перед его захватом государством в начале 2009 года и который доложил им, что игра стоит свеч. Плюс именно он разработал и предложил схему рейдерского захвата банка.
Во-вторых, репутация Visor пострадала из-за того, что, будучи топ-менеджерами «БТА Банка», Айдан Карибжанов и Николай Варенко не удержались от возможности подзаработать. Речь идет, в частности, о сумме порядка 100 миллионов долларов, выведенной ими в подконтрольные им оффшорные компании в рамках операций по реструктуризации задолженности ряда платежеспособных заемщиков «БТА Банка».
В‑третьих, провал собственных бизнес-проектов группы компаний Visor за пределами Казахстана, о чем также прекрасно осведомлены на рынке, не прибавили ей популярности. Возможно, именно поэтому сейчас Айдар Карибжанов превратился в блогера и делает вид, что он тут ни при чем, а Николай Варенко отсиживается в Лондоне.
Это предыстория появления АО «Skybridge Invest» в первых рядах казахстанских игроков на рынке ценных бумаг. Раньше эта структура была известна на рынке как «Компания по управлению инвестиционным портфелем «Компас», однако решением внеочередного собрания акционеров 30 сентября 2014 года была переименована и получила нынешнее название.
Возглавляет же эту структуру Анвар Сайденов, бывший председатель Национального банка РК и председатель правления «БТА Банка» с момента его захвата государством и до августа 2011 года. То есть формальный экс-начальник Николая Варенко и прочих «визоровцев», командированных господином Кулибаевым-младшим «спасать» “БТА Банк”.
А вот состав акционеров АО — тайна, покрытая густым мраком. Однако то, что АО «Skybridge Invest» теперь фактически заместила Visor и будет одним из главных игроков в этом секторе финансового рынка — факт.
Подружки принца Эндрю
Мы бы не стали уделять этому акционерному обществу столько внимания, если бы не одно любопытное обстоятельство, а именно: этот сектор финансового рынка оказался предметом внимания не только «зятя нации», но и его ближайшей (ближе некуда — два общих ребенка) подруги.
Да, мы говорим именно о Гоге Ашкенази, в прошлом Гаухар Беркалиевой. Но рассказ на эту щекотливую темы начнем с Кэролайн Стенбери.
В Казахстане Кэролайн не знают, а между тем она входит в топ самых популярных женщин Великобритании. Одно время в Лондоне даже ходили упорные слухи, что она была подружкой принца Эндрю, сына британской королевы, с которым «дружила» сама Гога до Тимура.
Именно у этого принца Тимур Кулибаев купил королевский особняк Саннингхил-Парк за 15 миллионов фунтов стерлингов, переплатив, как писали британские СМИ, три миллиона сверх его цены, а потом забросил, в результате чего усадьба пришла в запустение. Теперь ее сносят, видимо, чтобы возвести на этом место что-то эпическое, достойное близкого родственника казахстанского «лидера нации».
При этом Кэролайн Стенбери, родившаяся в семье Вести, отнюдь не приживалка при Гоге — ее состояние сегодня оценивается в 600 миллионов фунтов стерлингов. Именно эта женщина стала, по признанию самой госпожи Ашкенази, ее единственным самым близким другом среди женской половины человечества. Что не осталось без внимания британских «желтых» изданий.
«Девушки тусовались в одних и тех же кругах лет десять, но реально познакомились лишь два с половиной года назад, когда оказались в одном самолете», — рассказывала британская Daily Mail еще в 2010 году. Сама Гога так отзывалась о своей подруге: «Мы очень разные. У меня натура мужская, а у нее девичья. И порой я просто прихожу к ней в такие «девчачьи» моменты. Раньше я никогда такими вещами не занималась. Ведь все мои друзья были мужчинами. Но сейчас мой лучший друг — Кэролайн».
А для друзей, как известно, ничего не жалко. Например, Гога стала полноправным партнером в Gift-Library.com — проекте своей подруги Кэролайн Стенбери. Это интернет-магазин, который в переводе на русский будет звучать как «Библиотека подарков». На этом ресурсе можно приобрести самые невероятные подарки и по самым невероятным ценам, то есть купить и за миллион фунтов, и за три фунта стерлингов.
Говорят, бизнес этот у Кэролайн развивался ни шатко ни валко, пока к нему не подключилась, в том числе финансово, неутомимая Гога Ашкенази. Если верить ее словам, то у Кэролайн очень хороший вкус и чувство стиля, но нет никакого понятия о бизнес-стратегии. «Мое преимущество — в разработке правильной бизнес-стратегии. К примеру, я говорю о том, что надо бы нам выйти на американский рынок, перевести сайт на русский язык для привлечения клиентов, а она отвечает: «Смотри, какая красивая ваза!», — делилась Гога Ашкенази с британскими журналистами.
Кэролайн же в ответ пела дифирамбы Ашкенази: «С Гогой все можно увеличить, усилить и улучшить. Она готова браться за любой бизнес и хочет, чтобы он непременно принес миллионы».
Однако годы общения с подругой не прошли бесследно и для Кэролайн. Она научилась, похоже, зарабатывать неплохие деньги, в том числе на скандалах. Во всяком случае, в этом году в США шел фильм о самых известных женщинах светской тусовки Великобритании «Лондонские леди», один сюжет был посвящен Кэролайн. И представили ее как «старую любовь принца Эндрю».
Сейчас Кэролайн Стенбери 38 лет. Ей принадлежит поместье Wentworth Estate в графстве Суррей (Южная Англия). В свое время там останавливались Анжелина Джоли и Брэд Питт. В доме имеются бассейн, шесть или семь спален… «Я не считала», — обычно скромно говорит Кэролайн. Еще она родила троих детей: старшей девочке уже семь лет, а близнецам по три года. Замужем же она за инвестбанкиром Джэмом Хабибом.
Мост в заоблачные выси
И вот здесь начинается увлекательная история, из‑а которой мы и вспомнили Skybridge Invest. В июле 2010 года лондонская тусовка «финансового полусвета» была заинтригована новостью о странном выборе Джема Хабиба.
Финансист турецкого происхождения, известный в Сити как один из блестящих управляющих хедж-фондами, вдруг решил пойти работать в небольшой инвестбутик, название которого отказался назвать, когда комментировал Reuters переход на новое место работы. «Буду заниматься инвестпроектами в Казахстане», — туманно пояснил он международному агентству и пообещал бывать в этой далекой от Великобритании стране не менее десяти дней в месяц.
Ошарашенные журналисты бросились разыскивать новый проект Джема Хабиба. В прессе замелькало название SkyBridge Group. Именно туда, по версии журнала Global Investor, пошел работать звездный финансист.
Название SkyBridge (его можно перевести как небесный мост) хорошо знают и очень любят использовать финансовые консультанты самых разных направлений и ориентаций. В особенности альтернативных, тех, кто ищет особые нестандартные активы для выгодного вложения.
Однако, как выяснилось, Джем Хабиб пошел работать в компанию с названием SB Capital. Является ли аббревиатура SB расшифровкой названия SkyBridge, выяснить сложно. Но на сайте компании ТОО «SB Capital» есть упоминание о SB Group (UK) LLP, которая аффилирована с ней.
Зарегистрированная в Казахстане в апреле 2008 года, компания SB Capital оказалась весьма прыткой и на редкость удачливой. Буквально сразу после регистрации и еще до прихода в нее Хабиба ей были поручены самые выгодные в Казахстане миллиардные сделки.
Список ее клиентов хотя и узок, зато показателен, и вместе с размером сделок говорит сам за себя. В него входят «Народный банк Казахстана», «КазМунайГаз», «КазТрансГаз», «Казахмыс» и другие лидеры казахстанской экономики. Так что определение «инвестиционный бутик», которое использовала западная пресса, весьма относительно. Применительно к Казахстану речь скорее идет о локальном финансовом монополисте, в который на обслуживание переданы лучшие национальные активы. К кому же так серьезно лицом повернулась удача?
Тут внимательный читатель должен поймать нас за руку и спросить: а какое отношение АО «Skybridge Invest», с которого мы начали этот материал, имеет к компании ТОО «SB Capital»? Очень простое. Председателем наблюдательного совета последней с 1 февраля 2013 года является Анвар Сайденов. Тот самый, который является председателем совета директоров первой. Причем он занял это кресло вскоре после 27 октября 2014 года, по крайней мере, на сайте «Компас» до этой даты главой совета директоров и одновременно председателем правления числилась Шолпан Айнабаева.
Как сообщалось в пресс-релизе, Сайденову было доверено «курировать вопросы стратегического планирования деятельности компании». На этом посту он сменил Алмаза Иришева — сына казахстанского экономиста и банкира Берлина Иришева. По каким причинам Иришев-младший утратил доверие, неизвестно, но сейчас он вроде занимает пост «простого» члена Наблюдательного совета.
Список клиентов и управленцев SB Capital (все, как правило, выходцы из структур «Халыка» и «КазМунайГаза») не оставляет особых сомнений в том, кто де-факто стоит за этой компанией. На казахстанском рынке это «секрет полишинеля» — все наши источники в один голос назвали Тимура Кулибаева. Так что назначение Хабиба на хлебный пост — представлять казахский бутик в Лондоне, — скорее всего, результат «заговора двух подружек» — жены лондонского финансиста Кэролайн Стенбери и подруги Тимура Кулибаева Гоги Ашкенази. Что ей, жалко попросить неофициального супруга об услуге?
Ну а переименование «Компас» в Skybridge Invest, сопровождавшееся допэмиссией акций и их размещением, — это маневр Кулибаева-младшего, который по каким-то причинам решил задействовать не скомпрометировавший себя Visor и не засвеченный предыдущими крупными операциями SB Capital, а новую структуру, в которую он срочно завел своего человека Анвара Сайденова. И тот теперь привычно играет свою роль то ли свадебного генерала, то ли мальчика на побегушках у «зятя нации».
Вот и получается, что в нефтегазовом секторе Казахстана, куда ни ткнешься, везде упираешься в Тимура Кулибаева и его людей. А еще говорят, что незаменимых людей не бывает!