Опубликованы очередные рейтинги акимов областей, Астаны и Алматы. Согласно данным исследовательского агентства «Рейтинг kz», павлодарский облакимат по качеству работы за первый квартал нынешнего года с 13-го места сразу перепрыгнул на 5‑е.
Если же верить оценке, проведенной группой «Саясат-Monitoring», новый глава региона Канат Бозумбаев по уровню эффективности в апреле занял четвертое место, тогда как его незадачливый предшественник Ерлан Арын выше десятой позиции никогда не поднимался. Учитывая, что в социально-экономической сфере за это время никаких улучшений в области не произошло, не совсем понятно, за какие заслуги новый аким так уверенно поднимается в чиновничьем хит-параде.
Тараканьи бега
Рейтинги эффективности вызывают смешанные чувства. С одной стороны, не понятно, для чего и для кого в стране, не имеющей реального самоуправления и выборности глав местных администраций, ранжируют акимов по уровню успешности. Народ региональную власть на местах не выбирает, кого сверху посадят, того и терпят. С другой стороны, не понятно, кто и как эти самые рейтинги высчитывает.
Исследовательское агентство «Рейтинг kz», к примеру, оценивает работу исполнительной власти по результатам опроса 40 экспертов. В свою очередь рейтинг группы «Саясат-Monitoring» составляют 30 человек. Следовательно, ни о какой репрезентативности исследований говорить не приходится. И там, и там совет экспертов — сугубо столичный междусобойчик из неких политологов, журналистов и общественных деятелей, чьи имена нигде не афишируются.
Внимательно изучая пояснительные записки к вышеуказанным рейтингам, приходишь к выводу, что оценочные критерии изучаемого объекта взяты с потолка и аргументы притянуты за уши. Провел глава какого-нибудь региона очередной отчет с населением и пару аппаратных совещаний, попиарился хорошенько за счет обильного госзаказа в местных СМИ — заработал балл. Посетил деревеньку или завод — поднялся на ступень выше.
Пережил без происшествий визит президента — продвинулся сразу на три шага вверх (как это произошло в августе 2013 года с акимом Северно-Казахстанской области Саматом Ескендировым в хит-параде от «Саясат-Monitoring»). То есть основания для роста рейтинга откровенно нелепые и к эффективности управленческой работы не имеющие никакого отношения. От чего состязания акимов смахивают на тараканьи бега.
Что особо обращает на себя внимание, так это зависимость оценок от передвижений акимов по горизонтали, то есть от перетасовки старых кадров. Благодаря каким обстоятельствам переезд политического госслужащего из одного региона Казахстана в другой изменяет его рейтинг, остается необъяснимой загадкой.
Баловень слепой Фортуны
При этом все прекрасно понимают, что от смены власти жизнь населения региона не изменилась. К примеру, наш нынешний герой Канат Бозумбаев летом прошлого года, будучи акимом Жамбылской области, по версии «Саясат-Monitoring», находился в группе середнячков, ничем особо не выделяясь (9‑е место в июне, 8‑е место в августе из 16 имеющихся в рейтинге). Его павлодарский коллега Ерлан Арын в это же время дрейфовал по соседству, на 12—11‑м местах.
Стоило жамбылскому акиму получить назначение в Павлодарскую область, как он моментально начал прибавлять в весе. С 6‑го места, которое Канат Бозумбаев занял в ноябре (благодаря визиту в Жамбылскую область президента), он поднимается в январе на пятую строчку, а теперь и на четвертую. Его предшественник и сама область, напомню, до этого стояли на 12‑м месте. Вы будете смеяться, но единственным объяснением стремительного усиления позиций нового акима и возглавляемого им региона светлые головы из группы «Саясат-Monitoring» называют начатую им кадровую перестановку.
По версии ИА «Рейтинг kz», Павлодарская область после назначения нового акима с 13-го места поднялась до 5‑го, причем опять же единственной заслугой Каната Бозумбаева стала его встреча с председателем совета директоров ERG (фактически стала правопреемником ENRC) Александром Машкевичем и подписание очередного меморандума о взаимном сотрудничестве, в рамках которого «евразийская группа» перечислит на социальные нужды региона 2,3 млрд тенге.
Учитывая, что подобные соглашения между компаниями-недропользователями и акиматами регионов заключаются регулярно и что такие же меморандумы подписывались Арыном, а до него Сагинтаевым, не понятно, в чем заключается фокус столь неравнодушного отношения именно к Бозумбаеву.
Такое впечатление, что экспертам очень хотелось приподнять Каната Алдабергеновича над массой середняков и чем-то это обосновать. При этом авторы исследования честно признают, что оставшийся в наследство от прежнего руководства целый «пласт социально-экономических проблем» новому акиму еще только предстоит решить. То есть жизнь павлодарцев какой была при Арыне, такой и осталась. А для кого и хуже стала, поскольку промышленность погружается в кризис, комуслуги и продукты растут в цене и жизнь после девальвации тенге сильно подорожала.
Весьма показательно, что футбольная команда «Иртыш», провалившая из-за пропажи спонсорских средств прошлогодний сезон (эта история окончательно подмочила репутацию тогдашнего акима Ерлана Арына) и в этом году, несмотря на заверения властей о решении всех финансовых и организационных проблем клуба, плетется в хвосте республиканского чемпионата.
И вот с таким результатами Канат Бозумбаев признается одним из самых эффективных региональных акимов в стране только за то, что, по одной версии, заключил меморандум с «евразийской группой», а по другой — сменил нескольких местных акимов и начальников областных управлений. Прямо скажем, рейтинговые взлеты Павлодарской области и ее нового губернатора иначе как сказочными не назовешь.
Кто-то хочет выделиться
Необъективными и непрофессиональными считает нынешние рейтинги акимов бывший павлодарский мажилисмен Серикбай Алибаев. По его мнению, в них учитывается не качество работы глав регионов с населением и, соответственно, не способность добиваться успеха у граждан, а их способность договариваться с правительством и администрацией президента.
У авторов этих исследований самым главным достоинством является умение чиновника вовремя приспосабливаться к постоянно меняющимся аппаратным веяниям. Умение решать жизненно важные проблемы людей — дело десятое.
- Почему Павлодарская область при Арыне была на 12‑м месте, а с приходом Бозумбаева стала чуть ли не в лидерах, нынешние рейтинги объяснить не могут. Потому что составляются они для тех, кто их заказывает, — прокомментировал ситуацию Серикбай Алибаев. — Надо кого-то выделить — поднимут наверх, остальных тактично спустят вниз.
Объективная оценка эффективности руководителей регионов возможна лишь в условиях реального самоуправления и выборности акимов, считает экс-мажилисмен. Тогда бы их места в рейтингах зависели не от способности провести визит президента или селекторное совещание с министрами, а от умения защищать интересы своих избирателей.
Свидетельством несерьезности публикуемых казахстанскими экспертными группами топ-листов, по мнению Серикбая Алибаева, служит то, что на карьере областных акимов они никак не сказываются.
В свое время аким Атырауской области Бергей Рыскалиев был фаворитом чиновничьих хит-парадов, однако это не уберегло его от неприятностей. Зато акимы Акмолинской и Актюбинской областей уже год пребывают в аутсайдерах и, несмотря на постоянные предсказания экспертов их неминуемой отставки, чувствуют себя вполне комфортно. Из чего видно, что администрация президента оценивает акимов областей по своим, никому не понятным критериям.