Спустя месяц после начала деятельности ЕАЭС все больше казахстанцев начинают подвергать сомнению целесообразность нахождения их страны в этом объединении. С чем это связано? Расклад дан в статье журналиста Анатолия Вайскопфа “РК в ЕАЭС: Первый месяц — не показатель?” на сайте Deutsche Welle.
На первый взгляд, в Казахстане жизнь идет в обычном ритме, говорится в статье DW. Как и год, и пять лет назад, в январе объявлено об очередном повышении цен на коммунальные услуги в рамках правительственного постановления шестилетней давности “Об утверждении предельных тарифов”. Привычно подросла в среднем на 5—6% и стоимость множества товаров первой необходимости. И это в то время как курс доллара по отношению к нацвалюте уже год как замерз у отметки в 185 тенге, а цены на популярные марки ГСМ даже снизились на 15%.
Если ранее граждане Казахстана, сидя на кухнях, подобный рост цен на товары и услуги увязывали с желанием государства вынуть деньги из карманов населения на проведение различных помпезных мероприятий наподобие саммита ОБСЕ или выставки “Экспо”, то в начале 2015 года у казахстанцев появился еще один раздражитель. На этот раз условно внешний. Речь идет о Евразийском экономическом союзе.
Бизнесмены волнуются
Еще не завершился январь 2015 года, а среди казахстанцев все большую популярность стала получать точка зрения, что в свете войны санкций между странами Запада и Россией, участие Казахстана в ЕАЭС становится неподъемной ношей для страны. “Мне кажется, в настоящий момент для нас этот союз опасен. Не вижу в нем ничего положительного. Каждый день приходишь в магазин и видишь, как растут цены. Все потому, что в России сейчас кризис. Я много читаю разных газет, где говорится, что там положение в экономике катастрофическое. А поскольку наши страны тесно связаны, проблемы России сильно отражаются и на нашей стране”, — поделилась своим мнением с DW филолог Генриетта Гармаш.
Если негативное восприятие ЕАЭС стало заметно среди рядовых казахстанцев, то, что в таком случае говорить о предпринимателях, которые уже в полной мере почувствовали “дыхание” нового объединения? По наблюдениям заместителя главного редактора еженедельника “Мегаполис” Сергея Туника, представители бизнеса уже в ближайшее время ждут негативных последствий от работы ЕАЭС. “Ослабление рубля уже давит на тенге. Среди бизнесменов очень сильны девальвационные ожидания и желания чуть-чуть уровнять сложившуюся разницу курса рубля к тенге. Предприниматели боятся. Глядя на них, начинают беспокоиться и простые граждане, к которым приходит понимание, что в дальнейшем жизнь может стать дороже”, — заметил в интервью DW Сергей Туник, напомнив, что из-за тесных экономических связей Казахстан сильно зависит от ситуации, прежде всего, складывающейся в соседней России.
Чем дольше санкции, тем больше скепсиса
Неудивительно, что в Казахстане все чаще стали звучать требования к правительству страны срочно принять меры по защите отечественной экономики. Как рассказал DW политолог Досым Сатпаев, к этому процессу, где ранее активными были лишь представители политической оппозиции, присоединились не только бизнесмены, но даже те политики и общественные деятели, которые еще недавно были обеими руками за расширение интеграции с Россией и Беларусью. “К концу января 2015 года позиции скептиков значительно усилились. Дело в том, что, по их мнению, Россия надолго увязла в политической схватке с Западом вокруг Украины. И чем дольше будет продолжаться война санкций между Западом и Россией, тем больше скепсиса по отношению к ЕАЭС будет возникать у казахстанской элиты”, — заметил Досым Сатпаев.
Более того, согласно имеющейся у политолога информации, некоторые бизнесмены с целью защиты внутреннего рынка вышли на правительство Казахстана с предложением сократить импорт из России и Беларуси. “При этом они ссылаются на статью 29 Договора о создании ЕАЭС, где говорится о том, что страны-участницы экономического союза могут при определенных условиях вводить временные ограничения на торговлю, если речь идет об угрозе экономической безопасности. В частности, по аналогии с Беларусью предлагается восстановить таможенные посты на границе с Россией”, — отметил Сатпаев, напомнив, что в 2015 году исполняется пять лет Таможенному союзу, в рамках которого, даже согласно российским статистическим данным, Казахстан каких-либо преимуществ так и не получил.
Через полгода станет понятнее
Между тем отнюдь не все в Казахстане подвергают сомнению целесообразность создания ЕАЭС. Среди них — бывший дипломат, а ныне общественный деятель Казбек Бейсебаев, который достаточно часто критикует инициативы как официальной Астаны, так и Кремля. Отвечая на вопросы DW, он заметил, что по истечении месяца работы ЕАЭС делать какие-либо отрицательные или положительные выводы пока не стоит.
Оценивать деятельность ЕАЭС сейчас неправильно, да и не совсем логично. Пока в Казахстане мало кто заметил начало его работы, отметил Бейсебаев. “Даже тот факт, что жители приграничных с Россией областей, пользуясь обвалом рубля, массово скупили там товары длительного пользования, не является показателем. На мой взгляд, ЕАЭС — это хорошая школа для казахстанских бизнесменов, которым придется учиться конкурировать с более активными россиянами. Особенно это важно перед вступлением Казахстана в ВТО. Давайте подождем хотя бы полгода”, — сказал Казбек Бейсебаев, заметив, что заодно станет очевидна и эффективность казахстанских чиновников, работающих в евразийской экономической комиссии, главная цель которых отстаивать интересы Казахстана в ЕАЭС. Кстати, очень похоже, что подобного мнения придерживаются и в правительстве страны, которое до сих пор не отреагировало ни на одно из требований противников Евразийского экономического союза.