Правозащитники, общественность, политики и обычные люди, вставшие на защиту арестованного в Мадриде Александра Павлова, отнюдь не на пустом месте бьют тревогу, призывая чуть ли не весь мир помочь воспрепятствовать его экстрадиции в Казахстан. Как показывает практика, испанское правительство не единожды уже нарушало свои международные обязательства.
Подняв архивы правозащитной организации Amnesty International и фонда «Открытый диалог», мы выяснили, что как минимум три раза власти Испании отправили обвиняемых на родину, где их ждали пытки и издевательства.
Так, в октябре 2007 года Audiencia Nacional (испанский суд) осудил гражданина Сирии Базеля Галюона за участие во взрывах в пригородных поездах в Мадриде, в результате которых погиб 191 человек. Но 17 июля 2008 года Верховный суд Испании снял с него ВСЕ обвинения. То есть, отсидев почти год в тюрьме, сириец мог порадоваться, что наконец-то оправдался и вышел на свободу.
Однако Базель Галюон был снова взят под стражу, так как на него был выписан ордер на принудительную высылку в Сирию. Адвокату копию документа на высылку не предоставили. И уже 22 июля 2008 года Базеля Галюона отправили в Сирию, где он сразу же был арестован и помещен в одиночную камеру. С сентября 2009 года про него ничего неизвестно.
Организация Amnesty International тогда осудила высылку, которая, по мнению ее экспертов, состоялась с нарушениями международных стандартов в области прав человека. Да только найти Базеля это не помогло — он исчез без следа.
Не менее шумное дело было связано с принудительным возвращением в Россию Мурада Гасаева. Российская прокуратура обвинила его, чеченца по национальности, в причастности к терактам в Ингушетии в июне 2004 года.
В докладе Amnesty International отмечено: «В августе 2004 года российские полицейские на протяжении трех дней̆ пытали Мурада Гасаева, после чего отпустили без предъявления обвинений. Он прибыл в Испанию в 2005 году, чтобы просить международной̆ защиты, однако получил отказ».
31 декабря 2008 года Audiencia Nacional санкционировал экстрадицию Мурада Гасаева в Российскую Федерацию. В тюрьме, кроме сотрудника посольства Испании, никто из независимых наблюдателей̆ так и не смог навестить Мурада Гасаева. Что там происходило — неизвестно.
Amnesty International, Human Rights Watch и Европейский совет по делам беженцев (ECRE) тоже осудили действия Испании против Мурада Гасаева. Но и тогда испанское правительство не вняло голосу правозащитников.
В испанском городке Мелилья 1 апреля 2004 года был арестован мароканец Али Арас на основании международного ордера на арест. Прокуратура Марокко обвиняла его в террористической̆ деятельности. Другие обвиняемые, которые проходили по этому делу, на родине были подвержены пыткам. И тем не менее 21 ноября 2008 года и 23 января 2009 года испанские суды санкционировали экстрадицию Али Араса, а правительство Испании 19 ноября 2010 года подтвердило это решение.
14 декабря 2010 без ведома родственников и адвокатов Али Арас был экстрадирован в Марокко. Сразу после прибытия в страну, по данным правозащитников, он подвергся 12-дневным пыткам в полиции города Темара. Под воздействием пыток он дал признательные показания.
Конечно, власти Марокко всячески опровергали обвинения в пытках, однако 20 сентября 2012 года специальный̆ докладчик ООН по пыткам Хуан Мендес после посещения Али Араса в тюрьме заявил о наличии на его теле следов жестоких пыток.
Теперь на очереди экстрадиция в Казахстан Александра Павлова. Что ждет его там? Пытки, уверены правозащитники, многие западные и казахстанские политики и общественные деятели, ибо даже условия содержания в казахстанских тюрьмах многие эксперты называют пыточными.
Конечно, правительство Казахстана, как до этого власти Сирии, России и Марокко, убеждает, что в отношении Александра Павлова будут соблюдены после экстрадиции все его гражданские права. Вот только поверить в это людям, знающим ситуацию в Казахстане, довольно сложно.
Читать оригинал статьи: