Решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о смене руководителя Национального банка принято с большим опозданием, хотя этот вопрос поднимался сразу после последней драматической девальвации тенге, заявил экс — премьер ‑министр РК Акежан Кажегельдин в эксклюзивном комментарии КазТАГ.
«Недостаток принципиальности и затягивание решений стоили государству очередные $2 млрд, которые спалили на сдерживание курса в то время, как уже было объявлено о свободном плавании тенге», — сказал экс-премьер.
По его мнению, новое назначение председателя Нацбанка не вызовет больших ожиданий у активных субъектов рынка, включая иностранных инвесторов.
«Он (Данияр Акишев – КазТАГ) в 20 лет закончил свое образование в Казахской государственной академии управления (бывший нархоз) и с тех пор работал чиновником. Поскольку никто не станет утверждать, что в начале 90‑х это была солидная экономическая школа, академический багаж нового председателя вряд ли сравним с международными дипломами и научными степенями коллег-председателей нацбанков других стран. Остается надеяться, что новый руководитель в годы работы в администрации президента не ленился и занимался самообразованием», — высказал свое мнение А. Кажегельдин.
Однако политик считает, что «главная проблема сегодня не в образовании руководства Национального банка, а в архаичной структуре казахской экономики, главным агентом которой является государство — крупнейший и монопольный собственник». «Руководит этой собственностью правительство, которое своим действием и бездействием к нынешнему кризису экономики и привело. С такими людьми и их экономическим поведением никакой Нацбанк с кризисом не справится», — уверен экс-премьер.
Он считает, что деятельность Нацбанка РК нельзя сравнивать с Федеральной резервной системой США или Центральным банком Великобритании. «Они действительно формируют и проводят кредитно-финансовую политику своих стран, а главным финансовым игроком там выступает частный капитал. У нас же главным финансовым игроком оказывается какой-то отдел или управление в администрации президента Казахстана», — отметил А. Кажегельдин.
«Я обратил внимание на повестку дня саммита инвесторов, который недавно проходил в Астане. Странно, что никто не дал чиновникам АП (администрации президента — КазТАГ) понять, если они действительно хотят привлечь свежие серьезные капиталы в страну, то главными гостями саммита должны быть не руководители добывающих корпораций, которые и так уже давно работают здесь. Эти уже сделали и получили все, что хотели. Некоторых пора уже не то, что приветствовать, а скорее преследовать за нарушение договоров и невыполнение инвестиционных обязательств», — считает бывший премьер РК.
По его мнению, для мировых инвесторов не интересны нефть и газ, старыезаводы и производства, предложенные для приватизации на последней встрече с иностранными инвесторами. Новые возможности и перспективы для мирового капитала XXI века открываются в геополитическом положении Казахстана и потенциале его народа, а не только в недрах страны.
«Напрасно кое-кто пытается представить экономический кризис в Казахстане как часть мирового кризиса. Никакого мирового кризиса нет, снижение цен на энергоносители — не кризис, а предсказанная ситуация. Мы работали и при цене 8 долларов за баррель. В Казахстане кризис возник при высоких ценах на нефть и газ и затянулся на семь лет. Из этого давно пора сделать выводы и использовать кризис как стартовую площадку для рывка экономики в новое качество и новое измерение», — пояснил политик.
По его утверждению, на глобальном рынке накоплены огромные финансовые ресурсы, к ним надо получить доступ, а это возможно только с совершенно новыми подходами и с принципиально другими предложениями.
«Нельзя доверять формирование этих предложений всё тому же экономическому блоку правительства. Он должен ограничиться каждодневным управлением на уровне коммунального и социального секторов, исполнением бюджета и обеспечением каждодневных нужд государства, пусть он и займётся в пределах своих возможностей таргетированием инфляции, как они недавно предложили в качестве одного из главных инструментов борьбы с кризисом. Будущее экономики должны определять другие люди», — продолжил А. Кажегельдин.
«Только что состоялась встреча президента Назарбаева с деловыми кругами Великобритании. Думаю, что сам Нурсултан Абишевич не мог не почувствовать скуку и монотонность этого мероприятия. В Лондоне к нему привели тех же, кого ежегодно собирают в Астане. Один из участников встречи позвонил мне в перерыве и пожаловался, что все говорят одно и том же. В последнее время президент превратился в коммивояжера, который летает по миру и повсюду ищет деньги. Если бы была предложена правильная инвестиционная программа, капитаны бизнеса сами бы полетели к нему наперегонки, как уже было некоторое время назад», — предположил бывший премьер РК.
Он также считает, что причина неэффективности работы по привлечению инвестиций кроется в характере президентской власти в Казахстане. «Но и при схожей однопартийной политической системе Китая результаты достигаются впечатляющие. Президенту Назарбаеву надо бы воспользоваться опытом руководства Китая. Речь идет не только о борьбе с коррупцией в высшем руководстве, которая по-настоящему развернута в Китае, но еще даже не начиналась в Казахстане. Точно также и с комиссией по модернизации: вместо того, чтобы лично возглавить ее, президент поручил это премьеру. Теперь правительство, как обычно, потратит огромные деньги на сомнительных зарубежных специалистов, которые испишут сотни страниц, привлекая лауреатов Нобелевской премии на отдельные главы», — пояснил ситуацию А. Кажегельдин.
«Один из таких документов почти на 700 страниц попал мне недавно в руки. Я сказал тогда Нурсултану Абишевичу, что авторы не понимают, чего от них хотят заказчики, поэтому пишут общетеоретические трактаты, которые вообще не годятся в наших условиях. Кабинет будто пытается приладить западную авионику к казахскому дельтаплану, который пока летает с моторчиком от мопеда», — вспоминает политик.
В заключение экс-премьер вернулся к теме недавних кадровых изменений в главном финансовом регуляторе Казахстана.
«Возвращаясь к теме назначений в Национальном банке: я по-прежнему считаю Ораза Джандосова лучшим кандидатом в председатели Нацбанка, поскольку независимость и стойкость для главного банкира страны сегодня важны как никогда. Понятно, что президенту не хотелось бы показывать слабость и отменять свое решение, хотя сомнение у него есть. Но еще великий Конфуций, наставляя государственных мужей, писал, что если нельзя отменить свое решение, то просто прими другое – правильное», — резюмировал А. Кажегельдин.
© Международное информационное агентство КазТАГ 2008. Ссылка на Казахское телеграфное агентство обязательна.