ИЗ ИСТОРИИ: четверть века как один день

Пол­го­да назад мы пуб­ли­ко­ва­ли на пор­та­ле «Рес­пуб­ли­ка» боль­шую ста­тью под таким назва­ни­ем, пред­став­ляв­шую собой исто­ри­ко-архив­ный мате­ри­ал про осень 1988 года. Теперь же, позд­ней вес­ной 2014-го, мы хоте­ли бы про­дол­жить тот цикл очер­ков, вспом­нив про 1989 год, у всех исто­ри­че­ски зна­чи­мых собы­тий кото­ро­го чет­верть­ве­ко­вые годов­щи­ны ложат­ся на соот­вет­ству­ю­щие даты теку­ще­го 2014 года. 

Напом­ним нашим посто­ян­ным чита­те­лям и тем, кто чита­ет нас впер­вые, сооб­щим для све­де­ния, что непо­сред­ствен­ным инфор­ма­ци­он­ным пово­дом для про­шло­год­ней ретро-пуб­ли­ка­ции была 25‑я годов­щи­на одно­го исто­ри­че­ско­го события.

Это исход­ное собы­тие — орга­ни­за­ци­он­но-учре­ди­тель­ное собра­ние 23 октяб­ря 1988 года пер­вой в тогда ещё пол­но­стью совет­ском Казах­стане обще­ствен­но-поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции под назва­ни­ем Алма-Атин­ский Народ­ный фронт (АНФ). В ста­тье рас­ска­зы­ва­лось о гно­би­тель­ной про­па­ган­дист­ской кам­па­нии и шква­ле адми­ни­стра­тив­ных пре­сле­до­ва­ний, обру­шив­ших­ся на орга­ни­за­то­ров и акти­ви­стов АНФ.

Все эти гоне­ния про­те­ка­ли наи­бо­лее густо в тече­ние нояб­ря-декаб­ря1988-го и янва­ря-мар­та1989-го, а к нача­лу апре­ля сошли на нет, чему нема­ло спо­соб­ство­ва­ли собы­тия внеш­не­го поряд­ка, а имен­но пред­вы­бор­ная кам­па­ния и выбо­ры народ­ных депу­та­тов СССР (март-апрель 1989 года) — тех самых депу­та­тов, чей Пер­вый съезд (май-июнь 1989 года) поло­жит нача­ло демо­кра­ти­че­ской рево­лю­ции 1989—91 годов.

Вот с неза­бвен­но­го Пер­во­го съез­да, о чьём пред­сто­я­щем вско­ре 25-летии вряд ли кто-то вспом­нит даже в Москве, где он когда-то про­хо­дил (в нынеш­ней Рос­сии с её про­ек­том «неосов­ка» такие вос­по­ми­на­ния не в чести), мы и нач­нём свою исто­ри­ко-архив­ную пуб­ли­ка­цию. Но ещё до того сде­ла­ем неболь­шой обзор 1989 года как тако­во­го в миро­вом и совет­ско-рос­сий­ском мас­шта­бе, а уже даль­ше сосре­до­то­чим­ся на казах­стан­ских эпи­зо­дах этой истории.

1989‑й поли­ти­че­ский год в мире, стране и Казахстане 

На про­тя­же­нии это­го года мир стал сви­де­те­лем мно­же­ства эпо­халь­ных собы­тий, рез­ко изме­нив­ших лицо «одной шестой части суши» и окру­жав­ше­го её «соци­а­ли­сти­че­ско­го лагеря».

Впер­вые за 70 совет­ских лет состо­я­лись аль­тер­на­тив­ные выбо­ры и народ­ных депу­та­тов СССР и их пер­вый съезд с небы­ва­ло дерз­ки­ми реча­ми на нём мос­ков­ских депу­та­тов А.Д. Саха­ро­ва, Ю.Н. Афа­на­сье­ва и Ю.Н. Каря­ки­на, Г.Х. Попо­ва и А.А. Соб­ча­ка etc. etc., пря­мая транс­ля­ция из Крем­лёв­ско­го двор­ца съез­дов и её все­на­род­ное смотрение.

В спис­ке собы­тий так­же обра­зо­ва­ние Меж­ре­ги­о­наль­ной депу­тат­ской груп­пы — пер­вой за все совет­ские годы легаль­ной оппо­зи­ции, откры­той всем оте­че­ствен­ным и миро­вым СМИ; нача­ло мас­со­вых демон­стра­ций сто­рон­ни­ков демо­кра­тии в Москве с тре­бо­ва­ни­ем отме­ны 6‑й ста­тьи Кон­сти­ту­ции о «руко­во­дя­щей роли КПСС»; вто­рой съезд народ­ных депу­та­тов и во вре­мя съез­да — смерть и мно­го­ты­сяч­ные похо­ро­ны А.Д. Сахарова.

По все­му пери­мет­ру гра­ниц СССР потря­са­лись осно­вы т.н. соци­а­ли­сти­че­ской систе­мы, она же в более ран­ней, позд­не­ста­лин­ских вре­мён, тер­ми­но­ло­гии «лагерь народ­ной демо­кра­тии» (глав­ное сло­во — лагерь). В раз­ных стра­нах дело было по-разному.

Мил­ли­он­ная сту­ден­че­ская демон­стра­ция на пло­ща­ди Тянь­а­ньм­э­нь во вре­мя визи­та в Пекин М.Горбачёва под­верг­лась кро­ва­во­му раз­гро­му, и демо­кра­ти­за­ция полу­то­ра­мил­ли­ард­но­го Китая так и не нача­лась. Зато на дру­гом кон­це кон­ти­нен­та — бес­кров­ное паде­ние Бер­лин­ской сте­ны, цепь «бар­хат­ных рево­лю­ций» в Восточ­ной Евро­пе (Поль­ша, Чехо­сло­ва­кия, Вен­грия, Бол­га­рия) с един­ствен­ным не-бар­хат­ным исклю­че­ни­ем под зана­вес года — кро­ва­вой декабрь­ской рево­лю­ции в Румы­нии с бес­суд­ной каз­нью ком­му­ни­сти­че­ско­го дик­та­то­ра Н.Чаушеску.

За все­ми эти­ми собы­ти­я­ми, потря­сав­ши­ми внеш­ний мир и отдель­ные части Совет­ско­го Сою­за, мы в Казах­стане, по сути, наблю­да­ли как зри­те­ли и болельщики.

Выбо­ры народ­ных депу­та­тов СССР про­шли в Казах­стане отно­си­тель­но тихо и почти без­аль­тер­на­тив­но — одно-два исклю­че­ния типа борь­бы за один депу­тат­ский ман­дат меж­ду О.Сулейменовым и пере­до­вым рабо­чим К.Шопанаевым не меня­ли общей картины.

В дру­гом изби­ра­тель­ном окру­ге Алма-Аты аль­тер­на­тив­ность про­яви­лась в том, что «без­от­бой­но­му» кан­ди­да­ту — пер­во­му сек­ре­та­рю Алма-Атин­ско­го гор­ко­ма ком­пар­тии В.Романову, как тогда выра­жа­лись, бро­сил вызов дирек­тор Алма-Атин­ско­го домо­стро­и­тель­но­го ком­би­на­та А.Сафонов, начав­ший было пози­ци­о­ни­ро­вать себя демо­кра­том. Про­шёл в депу­та­ты имен­но он, раз­гро­мив пар­тий­но­го «хозя­и­на сто­ли­цы», одна­ко на I съез­де не про­сто ничем себя не про­явил, а напро­тив, «засве­тил­ся» как типич­ный вин­тик агрес­сив­но-послуш­но­го большинства.

Мало­чис­лен­ные казах­стан­ские демо­кра­ты из АНФ, ослаб­лен­ные репрес­си­я­ми пред­ше­ству­ю­щих меся­цев, не нашли в себе сил при­нять уча­стия в выбо­рах. Про­шед­шие же в чис­ло нар­де­пов, а потом и в союз­ный Вер­хов­ный Совет казах­стан­ские депу­та­ты-поэты Олжас Сулей­ме­нов и Мух­тар Шаха­нов в сво­их выступ­ле­ни­ях со съез­дов­ской три­бу­ны сде­ла­ли боль­шое дело, ска­зав во все­услы­ша­ние о про­бле­мах Декаб­ря-1986, Семи­па­ла­тин­ско­го поли­го­на, эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фы Ара­ла и ана­ло­гич­ной угро­зы Бал­ха­шу. Одна­ко по обще­по­ли­ти­че­ским вопро­сам оба поэта и обще­ствен­ных дея­те­ля, воз­гла­вив­ших к тому вре­ме­ни каж­дый свою обще­ствен­ную орга­ни­за­цию (Олжас — анти­ядер­ное дви­же­ние «Нева­да-Семи­па­ла­тинск», Мух­тар — обще­ствен­ный коми­тет «Арал-Бал­хаш»), дистан­ци­ро­ва­лись от мос­ков­ских и ленин­град­ских интел­лек­ту­а­лов-демо­кра­тов из Меж­ре­ги­о­наль­ной группы.

Более того, неко­то­рые пуб­ли­ци­сти­че­ские пер­лы из депу­тат­ской речи О.Сулейменова про «лод­ку, кото­рую нель­зя рас­ка­чи­вать» и «демо­кра­тию — невин­ную девоч­ку, с кото­рой нель­зя торо­пить­ся пере­спать», немед­лен­но вошли в сло­вес­ный арсе­нал про­тив­ни­ков демо­кра­тии как тако­вой. В демо­кра­ти­че­ских же кру­гах они вызва­ли град насме­шек и кол­ко­стей в адрес «тём­но­го восточ­но­го чело­ве­ка», по-акын­ски крас­но­бай­ству­ю­ще­го перед началь­ством и в уго­ду началь­ству. Труд­но пред­ста­вить себе боль­ший позор для поэта-шести­де­сят­ни­ка, каким его тогда ещё пом­ни­ли и чис­ли­ли в одном ряду с Е.Евтушенко, А.Вознесенским и Б.Окуджавой.

Такое пове­де­ние на пер­вом и после­ду­ю­щих съез­дах народ­ных депу­та­тов СССР казах­стан­ской деле­га­ции в её общей мас­се, дири­жи­ру­е­мое депу­та­та­ми Кол­би­ным и Назар­ба­е­вым, мог­ло вызы­вать в пере­до­вых кру­гах лишь отвра­ще­ние, а в луч­шем слу­чае жалость. В этом плане депу­та­ты-казах­стан­цы ничем не отли­ча­лись от депу­та­тов из сосед­них рес­пуб­лик Сред­ней Азии как наи­бо­лее бес­про­свет­ной части «агрес­сив­но-послуш­но­го боль­шин­ства». Того само­го боль­шин­ства, кото­рое тупо и само­заб­вен­но захло­пы­ва­ло вели­ко­го пра­во­за­щит­ни­ка Саха­ро­ва, а голо­со­ва­ло все­гда еди­но­глас­но и по указ­ке спи­ке­ра А.И. Лукья­но­ва, буду­ще­го гэкачеписта.

Не исклю­че­но, что имен­но столь непри­гляд­ное в гла­зах пере­до­вой мос­ков­ской интел­ли­ген­ции поли­ти­че­ское пове­де­ние депу­та­тов-ази­а­тов как раз и ста­ло послед­ней кап­лей при окон­ча­тель­ном оформ­ле­нии зна­ме­ни­то­го при­зы­ва «отце­пить от паро­во­за ваго­ны с бал­ла­стом». Этот при­зыв отча­сти и вопло­тил­ся в Бело­веж­ских согла­ше­ни­ях лиде­ров трёх сла­вян­ских рес­пуб­лик, когда само суще­ство­ва­ние в быв­шем СССР «ази­а­тов-анти­де­мо­кра­тов» было демон­стра­тив­но не при­ня­то в расчёт.

[За рам­ка­ми дан­но­го рас­кла­да оста­лись два боль­ших, т.е. с уча­сти­ем тысяч­ных масс, собы­тия лета 1989 года в двух реги­о­нах Казах­ста­на — заба­стов­ка шах­тё­ров Кара­ган­дин­ско­го уголь­но­го бас­сей­на и заба­стов­ка неф­тя­ни­ков Ново­го Узе­ня (кто не дога­дал­ся — это тот самый Жана­о­зен из декаб­ря 2011-го), на кото­рую нало­жи­лись меж­эт­ни­че­ские столк­но­ве­ния меж­ду каза­ха­ми-ада­ев­ца­ми и общи­ной мигран­тов из рес­пуб­лик Север­но­го Кав­ка­за. Чет­верть­ве­ко­вые годов­щи­ны того и дру­го­го, насту­па­ю­щие в кон­це мая и нача­ле июня 2014 года, тре­бу­ют отдель­но­го рас­смот­ре­ния, к кото­ро­му мы в дан­ной пуб­ли­ка­ции не готовы.

Поли­ти­че­ские нефор­ма­лы в 1989 году: лега­ли­за­ция, кон­со­ли­да­ция, расколы 

Глав­ным ито­гом эпо­халь­но­го I съез­да народ­ных депу­та­тов для Казах­ста­на ста­ло избра­ние депу­та­та Г.В. Кол­би­на пред­се­да­те­лем Коми­те­та народ­но­го кон­тро­ля СССР, озна­чав­шее отъ­езд его из Казах­ста­на. Пер­вым сек­ре­та­рём ЦК рес­пуб­ли­кан­ской ком­пар­тии был избран (фак­ти­че­ски назна­чен Моск­вой, но на этот раз, в отли­чие от декаб­ря 1986-го, «по пра­ви­лам») пред­се­да­тель Сов­ми­на КазССР Нур­сул­тан Назарбаев.

В его пер­вом на новой долж­но­сти выступ­ле­нии («трон­ной речи») про­зву­чал некий намёк на очень сдер­жан­ное осуж­де­ние кол­бин­ской погром­ной кам­па­нии про­тив нефор­ма­лов и даже нечто вро­де изви­не­ния перед её жерт­ва­ми. Во вся­ком слу­чае, с это­го момен­та репрес­сии и трав­ля прекратились.

В Гос­ко­ми­те­те по теле­ви­де­нию и радио­ве­ща­нию без осо­бо­го шума вос­ста­но­ви­ли на рабо­те Сер­гея Дува­но­ва, толь­ко отныне он чис­лил­ся не глав­ным, а про­стым редак­то­ром социо­ло­ги­че­ской редак­ции, но на деле руко­во­дил всей рабо­той так же, как и до сво­е­го скан­даль­но­го увольнения.

Вос­пря­нув­шие духом нефор­ма­лы смог­ли начать откры­то соби­рать­ся на свои еже­не­дель­ные «чет­вер­ги», а потом и «втор­ни­ки» в облю­бо­ван­ном ими для этой цели скве­ре на углу улиц Киро­ва и Бай­се­и­то­вой перед ста­рым зда­ни­ем Каз­ГУ. Это место и эти собра­ния полу­чи­ли извест­ность как алма-атин­ский смяг­чён­ный ана­лог мос­ков­ской Пуш­кин­ской пло­ща­ди. Уже в самом кон­це 1989 года, после смер­ти и небы­ва­лых по мас­шта­бам и настро­е­ни­ям похо­рон А.Д. Саха­ро­ва в Москве, ока­зав­ших боль­шое вли­я­ние на умы и серд­ца демо­кра­тов по всей стране, алма-атин­ские нефор­ма­лы ста­ли назы­вать посто­ян­ное место сво­их встреч «скве­ром име­ни Саха­ро­ва» или «Саха­ров­ским сквером».

В янва­ре и мае 1990 года пред­при­ни­ма­лись попыт­ки закре­пить это назва­ние офи­ци­аль­но, в поль­зу чего была состав­ле­на пети­ция в Алма-Атин­ский гор­ис­пол­ком и собра­но несколь­ко сот под­пи­сей, одна­ко поло­жи­тель­но­го реше­ния по это­му вопро­су так нико­гда и последовало.

К это­му вре­ме­ни в Казах­стане обра­зо­ва­лись ещё несколь­ко обще­ствен­ных дви­же­ний. В нояб­ре 1988 г. было орга­ни­зо­ва­но алма-атин­ское отде­ле­ние Все­со­юз­но­го исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ско­го обще­ства «Мемо­ри­ал» (Б.Байкенова, Б.Габитов-Джансугуров, М.Пульман, В.Снитковский и др.). В тече­ние 1989 года были созда­ны кара­ган­дин­ское (Е.Кузнецова, Е.Ертысбаев), пет­ро­пав­лов­ское (Б.Супрунюк) и ряд дру­гих реги­о­наль­ных отде­ле­ний «Мемо­ри­а­ла».

В апре­ле 1989 г. в алма-атин­ском Доме кино про­шла учре­ди­тель­ная кон­фе­рен­ция Казах­стан­ско­го исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ско­го обще­ства «Адилет», на кото­рой вла­сти впер­вые при­ме­ни­ли «полит­тех­но­ло­гию» по стал­ки­ва­нию лба­ми «кон­струк­тив­ной и некон­струк­тив­ной» части нефор­ма­лов с одно­вре­мен­ным натрав­ли­ва­ни­ем казах­ско­языч­ной обще­ствен­но­сти на рус­ско­языч­ных «мемо­ри­аль­цев». Пред­се­да­те­лем прав­ле­ния вновь создан­но­го КДИПО «Адилет» был избран гла­ва Гос­ко­ми­те­та Казах­ской ССР по тру­ду и соци­аль­ным вопро­сам Сан­жар Джан­до­сов, в состав прав­ле­ния были вве­де­ны два чело­ве­ка «мемо­ри­аль­цев» из «про­мос­ков­ской» груп­пы. Одна­ко в мае того же года алма-атин­ский «Мемо­ри­ал» был вос­ста­нов­лен как само­сто­я­тель­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция во гла­ве с пред­се­да­те­лем Б.Байкеновой; после её выез­да из Казах­ста­на осе­нью 1989 г. сопред­се­да­те­ля­ми казах­стан­ско­го «Мемо­ри­а­ла» были избра­ны С.Злотников и А.Поляков.

Поли­ти­че­ские нефор­ма­лы в 1989 году: от «Нева­ды» до АНООК 

28 фев­ра­ля 1989 г. офи­ци­аль­но роди­лось анти­ядер­ное дви­же­ние «Нева­да-Семи­па­ла­тинск». После гро­мо­во­го выступ­ле­ния поэта Олжа­са Сулей­ме­но­ва по Казах­ско­му ТВ (но толь­ко на казах­ском язы­ке, в то вре­мя как пере­да­ча в эфир уже запи­сан­но­го выступ­ле­ния поэта на рус­ском язы­ке была в послед­ний момент отме­не­на) состо­ял­ся митинг перед зда­ни­ем Сою­за писа­те­лей Казахстана.

На этом митин­ге О.Сулейменов высту­пил с гро­мо­глас­ной речью, при­звав к закры­тию совет­ско­го ядер­но­го поли­го­на в Семи­па­ла­тин­ске и аме­ри­кан­ско­го в шта­те Нева­да. В тот же день в кон­фе­ренц-зале Дома писа­те­лей про­шла учре­ди­тель­ная кон­фе­рен­ция дви­же­ния, а в после­ду­ю­щие меся­цы были созда­ны его област­ные фили­а­лы в Семи­па­ла­тин­ске, Пав­ло­да­ре и Караганде.

На про­тя­же­нии все­го 1989 года про­дол­жа­ли созда­вать­ся новые эко­ло­ги­че­ские орга­ни­за­ции — клуб «ЭКОМ» в Пав­ло­да­ре, «Зелё­ное дви­же­ние» в Джам­бу­ле, коми­тет «Арал-Бал­хаш» и обще­ство «Таби­гат» в Алма-Ате. По сле­дам про­шед­ших вес­ной того же года выбо­ров народ­ных депу­та­тов СССР (но вне свя­зи с уча­сти­ем в них) созда­ют­ся клу­бы изби­ра­те­лей в Совет­ском и Фрун­зен­ском рай­о­нах Алма-Аты. Послед­ний из назван­ных объ­еди­ня­ет­ся вокруг депу­та­та Вер­хов­но­го Сове­та КазССР Алек­сан­дры Доку­чае­вой, про­шед­шей в ещё казах­стан­ский пар­ла­мент допе­ре­стро­еч­но­го образ­ца в 1988 году через довы­бо­ры от тру­до­во­го кол­лек­ти­ва Инсти­ту­та ионо­сфе­ры Ака­де­мии наук.

В 1988 и 1989 годах про­ис­хо­дит досроч­ное осво­бож­де­ние из мест заклю­че­ния осуж­дён­ных по делам декаб­ря 1986-го. Вышед­шие на сво­бо­ду «декаб­ри­сты» объ­еди­ня­ют­ся вокруг сво­е­го нефор­маль­но­го лиде­ра, два­жды суди­мо­го «за наци­о­на­лизм» (пер­вый раз ещё в 1977 г.) ком­по­зи­то­ра Хасе­на Кожах­ме­то­ва, вос­ста­нов­лен­но­го на рабо­те в музы­каль­ной редак­ции Казах­ско­го радио. В мае 1989 года был создан обще­ствен­ный коми­тет «Жел­ток­сан» («Декабрь») во гла­ве с Х.Кожахметовым и А.Налибаевым, поста­вив­ший сво­ей пер­во­оче­ред­ной целью добить­ся осво­бож­де­ния и реа­би­ли­та­ции всех ранее осуждённых.

Так­же в 1989 году начи­на­ют объ­еди­нять­ся коопе­ра­то­ры и пред­при­ни­ма­те­ли: созда­ют­ся Казах­стан­ское рес­пуб­ли­кан­ское коопе­ра­тив­ное объ­еди­не­ние «Союз» и Неза­ви­си­мый проф­со­юз коопе­ра­то­ров и пред­при­ни­ма­те­лей «Бир­ле­су» во гла­ве с Лео­ни­дом Соло­ми­ным и Вален­ти­ной Сиврю­ко­вой; в созда­нии и руко­вод­стве участ­во­ва­ли так­же Асыл­бек Кожах­ме­тов, Вик­тор Эль­сис и др.

Руко­во­ди­те­ли, упол­но­мо­чен­ные пред­ста­ви­те­ли и акти­ви­сты этих и дру­гих созда­вав­ших­ся в 1989 году обще­ствен­ных объ­еди­не­ний регу­ляр­но посе­ща­ли «поли­ти­че­ские чет­вер­ги» в «Саха­ров­ском скве­ре». Там они зна­ко­ми­лись друг с дру­гом, обсуж­да­ли акту­аль­ные про­бле­мы, обме­ни­ва­лись инфор­ма­ци­ей и мне­ни­я­ми. На этих собра­ни­ях опре­де­ли­лись общие тен­ден­ции к орга­ни­за­ци­он­ной кон­со­ли­да­ции нефор­маль­ных объ­еди­не­ний и орга­ни­за­ци­он­ные прин­ци­пы тако­вой консолидации.

Тогда же выявил­ся нефор­маль­ный лидер и идео­лог тако­го объ­еди­не­ния Сер­гей Дува­нов, в мае 1989 года высту­пив­ший фак­ти­че­ским ини­ци­а­то­ром самой идеи «чет­вер­гов». Наря­ду с ним актив­ную роль в объ­еди­ни­тель­ных про­цес­сах сыг­ра­ли Евге­ний Шей­гер, быв­ший «подель­ник» Дува­но­ва по поли­ти­че­ским обви­не­ни­ям кон­ца 1988 — нача­ла 1989 гг., акти­ви­сты эко­ло­ги­че­ских дви­же­ний Артём Салин, Сер­гей Кура­тов и Вик­тор Зонов, орга­ни­за­тор дис­кус­си­он­но­го клу­ба «Син­тез» при МЖК «Отрар» Евге­ний Гле­бов, сопред­се­да­те­ли «Мемо­ри­а­ла» Сер­гей Злот­ни­ков и Алек­сандр Поля­ков, чле­ны «Мемо­ри­а­ла» юри­сты Мария Пуль­ман и Свет­ла­на Катор­ча, акти­вист сту­ден­че­ско­го дви­же­ния Б.Таурбеков, сотруд­ни­ца КазТВ Мар­жан Але­но­ва, радио­жур­на­лист Вален­ти­на Коло­ту­ша и газет­чи­ки Алек­сей Пуга­ев и Андрей Сви­ри­дов, а так­же целый ряд дру­гих поли­ти­че­ски актив­ных интеллектуалов.

Ито­гом сов­мест­ных дей­ствий этих лиде­ров и их еди­но­мыш­лен­ни­ков ста­ла учре­ди­тель­ная кон­фе­рен­ция Ассо­ци­а­ции неза­ви­си­мых обще­ствен­ных орга­ни­за­ций Казах­ста­на (АНООК), про­хо­див­шая полу­офи­ци­аль­но в зале засе­да­ний испол­ко­ма МЖК «Отрар» дву­мя сес­си­я­ми 9 сен­тяб­ря и 12 нояб­ря. На кон­фе­рен­ции были при­ня­ты «Декла­ра­ция» и «Орга­ни­за­ци­он­ные прин­ци­пы», под­пи­сан­ные руко­во­ди­те­ля­ми 14-тиор­га­ни­за­ций-учре­ди­те­лей из Алма-Аты, Цели­но­гра­да, Пав­ло­да­ра и Кентау.

Ниже пред­ла­га­ет­ся текст при­ня­той Декларации.

Декла­ра­ция учре­ди­тель­ной кон­фе­рен­ции АНООК 

Все мы хотим дела, мы хотим, что­бы обнов­ле­ние вопло­ща­лось не в одних сло­вах, а в кон­крет­ных резуль­та­тах. Но ска­зать «хочу резуль­та­та» — зна­чит, не ска­зать еще ров­но ниче­го. Соци­аль­ное обнов­ле­ние, пере­строй­ка — это, преж­де все­го, кон­крет­ные дела, это реаль­ные изме­не­ния в обще­ствен­ных отношениях.

Каж­дая орга­ни­за­ция, вошед­шая в Ассо­ци­а­цию, видит и счи­та­ет осо­бен­но важ­ным в какой-то опре­де­лен­ной сфе­ре обще­ствен­ных отно­ше­ний что-то свое. На таком балан­се стрем­ле­ний и инте­ре­сов и будет постро­е­на Ассо­ци­а­ция. Нас объ­еди­ня­ет пони­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти актив­но дей­ство­вать, тру­дить­ся для осу­ществ­ле­ния сво­их целей, для того что­бы изме­не­ния были.

Соци­аль­но-поли­ти­че­ская обста­нов­ка в Казах­стане харак­те­ри­зу­ет­ся, на наш взгляд, высо­ким уров­нем соци­аль­ной пас­сив­но­сти широ­ких масс насе­ле­ния и гос­под­ством в обще­ствен­ной жиз­ни идео­ло­ги­че­ских сте­рео­ти­пов ста­ро­го вре­ме­ни. Демо­кра­ти­за­ция же обще­ствен­ной жиз­ни, преду­смат­ри­ва­ю­щая, преж­де все­го, неза­ви­си­мость и граж­дан­скую актив­ность людей, масс и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, созда­ва­е­мых теми и дру­ги­ми, к сожа­ле­нию, толь­ко декла­ри­ру­ет­ся. Глас­ность носит огра­ни­чен­ный харак­тер, раз­ви­тие соци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской ини­ци­а­ти­вы тор­мо­зит­ся жест­кой регла­мен­та­ци­ей со сто­ро­ны пра­вя­ще­го аппарата.

Всё это поз­во­ля­ет утвер­ждать, что пере­строй­ка в Казах­стане по сути не нача­лась. В луч­шем слу­чае мы явля­ем­ся сви­де­те­ля­ми пер­вых неуве­рен­ных и про­ти­во­ре­чи­вых ее шагов.

Нача­лом под­лин­но­го обнов­ле­ния, пере­лом­ным момен­том могут ока­зать­ся выбо­ры в мест­ные сове­ты, в Вер­хов­ный Совет рес­пуб­ли­ки. Всё будет зави­сеть от того, кто и какие силы зай­мут места в рес­пуб­ли­кан­ском пар­ла­мен­те. Если опять те, кто объ­явив себя и себе подоб­ных непо­гре­ши­мым аван­гар­дом, довел стра­ну и рес­пуб­ли­ки до руч­ки, и те, кто одоб­ри­тель­но хло­пал, под­ни­мая руки за самые анти­де­мо­кра­ти­че­ские реше­ния, то мож­но будет уве­рить­ся, что пере­строй­ки не будет и дальше.

АНООК счи­та­ет, что опа­се­ния по пово­ду того, что у новых кан­ди­да­тов нет опы­та, несе­рьез­ны. Рес­пуб­ли­ке не нужен опыт, как оста­вить народ без саха­ра и мыла, как изве­сти Арал и Кас­пий, как «тащить и не пущать» вся­ко­го, кто сме­ет думать и гово­рить нечто, не пред­пи­сан­ное сверху…

АНООК счи­та­ет основ­ной зада­чей пере­строй­ки не совер­шен­ство­ва­ние суще­ству­ю­щей систе­мы, а пере­ход к гуман­но­му устрой­ству обще­ства, где «не чело­век для госу­дар­ства», а «госу­дар­ство и обще­ство — для чело­ве­ка». Для это­го необ­хо­ди­ма суще­ствен­ная сме­на при­о­ри­те­тов и, без­услов­но, ста­нов­ле­ние неза­ви­си­мо­го граж­дан­ско­го дви­же­ния, объ­еди­ня­ю­ще­го соци­аль­но актив­ную часть населения.

Необ­хо­ди­мо при­знать на уровне Вер­хов­но­го Сове­та рес­пуб­ли­ки без­услов­ное пра­во граж­дан Казах­ста­на созда­вать объ­еди­не­ния, пуб­лич­но выра­жать свои тре­бо­ва­ния, отста­и­вать их на любом уровне.

Кон­фе­рен­ция кон­ста­ти­ру­ем необ­хо­ди­мость изда­ния в Казах­стане газет, жур­на­лов, радио- и теле­про­грамм, неза­ви­си­мых от идео­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля пар­тий­ных орга­нов, дей­ству­ю­щих в соот­вет­ствии с Зако­ном о печа­ти, кото­рый будет при­нят Вер­хов­ным Сове­том СССР.

Кон­фе­рен­ция АНООК выра­жа­ет соли­дар­ность с Меж­ре­ги­о­наль­ной депу­тат­ской груп­пой, Меж­ре­ги­о­наль­ной ассо­ци­а­ци­ей демо­кра­ти­че­ских дви­же­ний, с Народ­ны­ми фрон­та­ми и дви­же­ни­я­ми за пере­строй­ку бал­тий­ских рес­пуб­лик, со все­ми, кому близ­ки иде­а­лы соци­аль­но­го обнов­ле­ния наше­го общества.

Алма-Ата, 12 нояб­ря 1989 года.

Эта декла­ра­ция будет (= была) опуб­ли­ко­ва­на в 1‑м номе­ре газе­ты «Мне­ние» за ноябрь 1989 г., а спу­стя пол­то­ра деся­ти­ле­тия и уже как архив­ный доку­мент — в 6‑й гла­ве нашей кни­ги «Совре­мен­ный Казах­стан: 20 лет обще­ствен­ной мыс­ли», вышед­шей в 2006 году. На осно­ве этой гла­вы спу­стя ещё восемь лет нами была под­го­тов­ле­на насто­я­щая публикация.

ОБ АВТОРЕ: Андрей СВИРИДОВ — исто­рик казах­стан­ской прес­сы и обще­ствен­ных движений.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма