За что я благодарен Владимиру Путину

Пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва и все гос­струк­ту­ры, вовле­чен­ные когда-то в пре­сле­до­ва­ние Жаса­ра­ла Куа­ны­ша­ли­на и не желав­шие учить­ся исто­рии у него, про­учил Вла­ди­мир Путин, заявил поли­тик Марат Жан­у­за­ков, ком­мен­ти­руя в ста­тье скан­даль­ные заяв­ле­ния пре­зи­ден­та Рос­сии о казах­ской государственности. 

Напом­ним, будучи в этом году на моло­деж­ном фору­ме на Сели­ге­ре Путин ска­зал: «Я уже гово­рил, что он (Назар­ба­ев) совер­шил совер­шен­но уни­каль­ную вещь: он же создал госу­дар­ство на тер­ри­то­рии, на кото­рой госу­дар­ства не было нико­гда. У каза­хов не было госу­дар­ствен­но­сти никогда».

В Казах­стане под­нял­ся шум. Одна­ко мно­гие вспом­ни­ли, что то же самое, толь­ко гораз­до ранее гово­рил сам пре­зи­дент Назар­ба­ев, и скан­дал быст­ро утих.

Исто­рия эта, конеч­но, дав­няя, но тема, как нам кажет­ся, весь­ма важ­ная. Имен­но поэто­му мы реши­ли опуб­ли­ко­вать ста­тью Мара­та Жан­у­за­ко­ва (читай­те ниже), в кото­рой он вспо­ми­на­ет, как в Казах­стане пре­сле­до­ва­ли обще­ствен­но­го дея­те­ля Жаса­ра­ла Куа­ны­ша­ли­на за то, что тот посмел не согла­сить­ся с пре­зи­ден­том Казах­ста­на, дока­зы­вая, что у каза­хов и до Назар­ба­е­ва была государственность!

…23 октяб­ря 2014 года пре­зи­дент стра­ны на встре­че с акти­вом горо­да Аста­ны объ­явил, что в сле­ду­ю­щем, 2015 году стра­на будет отме­чать 550-летие воз­ник­но­ве­ния Казах­ско­го хан­ства. Назвал он и име­на стро­и­те­лей хан­ства — Керей и Жани­бек, кото­рые вме­сте с рядом пле­мен и родов отло­жи­лись от госу­дар­ства коче­вых узбе­ков в XV веке и ста­ли тем ядром, вокруг кото­ро­го при их лидер­стве впо­след­ствии обра­зо­ва­лось новое коче­вое хан­ство. Ока­зы­ва­ет­ся, ниче­го с памя­тью у елба­сы не ста­ло, как каза­лось мно­гим, все, что было до него, — помнит.

Б.Пастернак ска­зал об одном типе чинов­ни­ка, кото­рый сло­во «народ» вспо­ми­на­ет и доста­ет из тай­ни­ков сво­ей души, слов­но из широ­ких шта­нин, толь­ко по острой нуж­де. Наш пре­зи­дент тоже не любит вспо­ми­нать сво­их пред­ше­ствен­ни­ков, отно­сясь к ним как к сопер­ни­кам сво­ей славы.

При­чем этот пси­хо­ло­ги­че­ский ком­плекс все силь­нее дает о себе знать в послед­ние десять лет. Кто пом­нит, когда он в послед­ний раз, ска­жи­те мне, вспо­ми­нал доб­рым сло­вом того же Д. Куна­е­ва, сво­е­го учи­те­ля? Или поче­му он не поехал на юби­лей Аблай-хана в Кок­ше­тау в октяб­ре про­шло­го года? Болел? Если да, то како­ва при­ро­да этой болез­ни? Не срод­ни ли эта болезнь той хво­ри, кото­рая прон­за­ет кра­са­ви­цу, когда при ней кто-нибудь невзна­чай при­хо­дит в вос­торг от кра­со­ты дру­гой женщины?

Вряд ли я силь­но оши­бусь, если выска­жу пред­по­ло­же­ние, что елба­сы отно­сит­ся к тому типу людей, кто рев­ност­но отно­сит­ся не толь­ко к сла­ве совре­мен­ни­ков, но и тех, кого уже дав­но нет в живых.

При­ва­ти­зи­ро­вав мате­ри­аль­ные богат­ства стра­ны в поль­зу сво­их близ­ких, он хотел бы то же самое сде­лать с исто­ри­ей, что­бы она была толь­ко под ним. Как муж­чи­на-соб­ствен­ник, он хочет матуш­кой-исто­ри­ей обла­дать еди­но­лич­но, а к тем, кто был с ней до него, он отно­сит­ся так же, как рев­ни­вый муж­чи­на отно­сит­ся к пер­во­му мужу сво­ей супру­ги. А в нашем слу­чае он вспом­нил не одно­го, а сра­зу двух муж­чин, кото­рые с этой при­хот­ли­вой дамой были в свое вре­мя в близ­ких и глу­бо­ких отношениях.

Воз­ни­ка­ет вопрос: какая ост­рая нуж­да заста­ви­ла пре­зи­ден­та достать из глу­бин памя­ти, как из шта­нов, эти име­на и собы­тия? Мно­гие поня­ли это как наш ответ чем­бер­ле­нам рос­сий­ской поли­ти­ки, от бес­но­ва­то­го сына Воль­фа Эйдель­ш­тей­на до пре­зи­ден­та Пути­на, кото­рый на 10‑м все­рос­сий­ском фору­ме моло­де­жи «Сели­гер-2014» заявил об отсут­ствии у каза­хов госу­дар­ства вооб­ще до Н. Назар­ба­е­ва. Пра­виль­но поня­ли. Судя по все­му, так оно и есть.

Одна­ко, поми­мо все­го, этим заяв­ле­ни­ем, при­вед­шим кумыс­ных пат­ри­о­тов в вос­торг, пре­зи­дент заста­вил меня вспом­нить одну дав­нюю историю.

Если меж­лич­ност­ные кон­флик­ты и про­ти­во­сто­я­ния пере­во­дить на язык нар­ро­то­ло­гии, то пре­зи­дент этим выступ­ле­ни­ем сви­де­тель­ство­вал о завер­ше­нии одно­го дра­ма­ти­че­ско­го сюже­та, завяз­ку кото­ро­го наше обще­ство уже изряд­но под­за­бы­ло. Муд­рый Н. Маса­нов не без сар­каз­ма глу­би­ну исто­ри­че­ской памя­ти наше­го наро­да опре­де­лял тре­мя секун­да­ми. И, при­зна­ем­ся, он если и пре­уве­ли­чи­вал, то не силь­но. Поэто­му мы поз­во­лим себе напом­нить эту исто­рию, сде­лав экс­курс в недав­нее прошлое.

Отправ­ной точ­кой это­го сюжет­но­го дей­ствия явля­ет­ся 25 авгу­ста 2005 года, когда пре­зи­дент Н. Назар­ба­ев, высту­пая по теле­ви­де­нию, гро­мо­глас­но и на весь мир заявил на вели­ком, могу­чем и прав­ди­вом рус­ском язы­ке: «У Казах­ста­на, у каза­хов, нико­гда не было гра­ниц. В очер­чен­ных сего­дняш­них гра­ни­цах не было госу­дар­ствен­но­сти никогда».

Чуть поз­же, 5 сен­тяб­ря того же года, в сво­ей речи на моги­ле Рай­ым­бек-баты­ра он повто­рил эту мысль уже на казах­ском язы­ке. Тем самым рас­се­ял сомне­ния у тех граж­дан, кто по наив­но­сти пола­гал, что елба­сы в пер­вом слу­чае ого­во­рил­ся, не дого­во­рил, не уточ­нил по оплош­но­сти свою мысль или про­сто ошиб­ся по вине сво­их рефе­рен­тов. Повто­ре­ние, как извест­но, мать уче­ния. Все поня­ли, что если елба­сы в тече­ние деся­ти дней два­жды повто­рил одну мысль — зна­чит, так было надо.

Ста­ло ясно, что пре­зи­дент озву­чил идею, кото­рая ему нра­вит­ся, а пото­му соот­вет­ству­ет его убеж­де­ни­ям, его пред­став­ле­ни­ям об исто­рии Казах­ста­на, ее твор­цах и, что самое глав­ное, — он ска­зал то, что хотел бы вну­шить обще­ству, кото­рое про­дол­жа­ет верить всем этим каби­нет­ным бек­ма­ха­но­вым и козыбаевым.

Уче­ная пуб­ли­ка, пишу­щая ака­де­ми­че­ские и науч­но-попу­ляр­ные тру­ды о баты­рах, биях, ханах и сул­та­нах, по обык­но­ве­нию замер­ла, поко­ря­ясь это­му дер­жав­но­му нахра­пу неве­же­ства и само­до­воль­ства, демон­стри­руя свое муже­ство, прин­ци­пи­аль­ность и глу­бо­кие позна­ния раз­ве что в узком кру­гу кол­лег и семьи.

Как-то вяло отре­а­ги­ро­ва­ли на это собы­тие и наци­о­нал-пат­ри­о­ты, любя­щие мочить В. Жири­нов­ско­го и про­чих ино­зем­цев по каж­до­му пово­ду, в том чис­ле за мыс­ли, ана­ло­гич­ные тем, что озву­чил на весь мир президент.

О депу­та­тах пар­ла­мен­та и гово­рить нет смыс­ла. Мерт­вые сра­му не имут — так гово­ри­ли древ­ние о таких, как они.

И в этой оглу­ши­тель­ной тишине раз­дал­ся голос Жаса­ра­ла Куа­ны­ша­ли­на, кото­рый оце­нил посту­пок пре­зи­ден­та вполне адек­ват­ны­ми ему поня­ти­я­ми, назвав его госу­дар­ствен­ной изме­ной и наци­о­наль­ным пре­да­тель­ством. В пись­ме на имя гене­раль­но­го про­ку­ро­ра РК и пред­се­да­те­ля Вер­хов­но­го суда РК он заявил о необ­хо­ди­мо­сти при­влечь к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти авто­ра псев­до­и­сто­ри­че­ской кон­цеп­ции по дан­но­му обвинению.

Кажет­ся, это был пер­вый слу­чай, когда граж­да­нин Казах­ста­на тре­бо­вал при­влечь к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти пре­зи­ден­та. По этой при­чине неза­ви­си­мо от ито­гов раз­би­ра­тель­ства его иско­во­го заяв­ле­ния — а Куа­ны­ша­лин, как чело­век мно­го­опыт­ный, на успех изна­чаль­но не рас­счи­ты­вал — он зало­жил тра­ди­цию, кото­рая вошла в анна­лы исто­рии и будет, наде­ем­ся, иметь про­дол­же­ние в после­ду­ю­щем, когда власть ста­нет менее авто­ри­тар­ной, суды будут более сво­бод­ны­ми, а коли­че­ство насто­я­щих граж­дан ста­нут счи­тать не на паль­цах рук и ног одно­го человека.

Сам он это «дон­ки­хот­ство» объ­яс­нял жела­ни­ем при­влечь вни­ма­ние обще­ствен­но­сти к про­из­во­лу, кото­рый тво­рит из года в год Н. Назар­ба­ев, нано­ся ущерб воз­глав­ля­е­мой им стране.

Опре­де­ляя состав совер­шен­но­го пре­зи­ден­том пре­ступ­ле­ния, Ж. Куа­ны­ша­лин напом­нил исто­рию воз­ник­но­ве­ния неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на. Не мыс­лив­шая себя вне «сою­за неру­ши­мых рес­пуб­лик сво­бод­ных» казах­стан­ская эли­та реши­лась объ­явить неза­ви­си­мость толь­ко тогда, когда ока­за­лась бро­шен­ной все­ми, и преж­де все­го Рос­си­ей, т.е. мет­ро­по­ли­ей, когда, ина­че гово­ря, дру­го­го выхо­да про­сто не оста­ва­лось. И вот спу­стя пол­то­ра деся­ти­ле­тия после это­го обще­из­вест­но­го и не дела­ю­ще­го осо­бой чести ему фак­та Назар­ба­ев утвер­жда­ет, что создал госу­дар­ство на пустом месте.

Куа­ны­ша­лин нахо­дит мно­же­ство про­ти­во­ре­чий в заяв­ле­нии пре­зи­ден­та, вспо­ми­на­ет его преж­ние кни­ги, где чер­ным по бело­му напи­са­но о древ­них госу­дар­ствах, создан­ных на казах­ской зем­ле гун­на­ми, тюр­ка­ми, огу­за­ми, кип­ча­ка­ми и др. наро­да­ми. И зада­ет­ся вопро­сом: в каком слу­чае пре­зи­дент был прав, тогда или сей­час? Если он в кни­гах был прав, то не было ли в послед­них его выступ­ле­ни­ях мгно­вен­но­го затме­ния разу­ма? А писал ли вооб­ще он свои кни­ги, если в уст­ных выступ­ле­ни­ях опро­вер­га­ет их содержание?

Куа­ны­ша­лин ука­зы­ва­ет на ало­гич­ность выска­зы­ва­ния Назар­ба­е­ва об отсут­ство­вав­ших до него гра­ни­цах стра­ны, ибо это озна­ча­ло бы отсут­ствие в про­шлом тер­ри­то­рии и гра­ниц у всех сосед­них наро­дов и стран, Рос­сии, Узбе­ки­ста­на, Кыр­гыз­ста­на, Китая, Турк­ме­ни­ста­на, так как гра­ни­цы все­гда дву­сто­рон­ние, отде­ля­ют кого-то от кого-то.

А что после такой «науч­ной» кон­цеп­ции наро­да без тер­ри­то­рии и гра­ниц озна­ча­ет, напри­мер, джун­гар­ское втор­же­ние в пер­вой поло­вине XVIII века? Как каза­хи это втор­же­ние по фак­ту опре­де­ля­ли и за какую чер­ту пыта­лись выдво­рить вра­га, если не было границ?

«И что мож­но ска­зать об уровне мыш­ле­ния пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва, если он не пони­ма­ет таких эле­мен­тар­ных вещей!» — вопро­шал автор заявления.

Далее Куа­ны­ша­лин вполне логич­но заме­чал, что озву­чен­ная пре­зи­ден­том вер­сия об отсут­ствии госу­дар­ства на тер­ри­то­рии Казах­ста­на до 1991 года пере­чер­ки­ва­ет всю совет­скую часть био­гра­фии само­го Назар­ба­е­ва. Если ниче­го не было, то пре­мьер-мини­стром, пер­вым сек­ре­та­рем Ком­пар­тии и пре­зи­ден­том чего, какой струк­ту­ры он был в 80‑х и нача­ле 90‑х годов?

Без­от­вет­ствен­ное заяв­ле­ние пре­зи­ден­та стра­ны, по мне­нию Куа­ны­ша­ли­на, ста­вит поми­мо все­го крест на выда­ю­щих­ся исто­ри­че­ских дея­те­лях про­шло­го: тюрк­ских кага­нах, казах­ских ханах и биях, сул­та­нах и батырах.

При­ве­дя еще несколь­ко таких же убе­ди­тель­ных аргу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих непро­сти­тель­ное заблуж­де­ние или забыв­чи­вость Назар­ба­е­ва, Куа­ны­ша­лин поды­то­жи­ва­ет обви­ни­тель­ную часть сво­е­го обра­ще­ния так: «Заяв­ле­ние Назар­ба­е­ва от 24.08.2005 года — пре­ступ­ле­ние несрав­нен­но более тяже­лое, чем точ­но такое же дея­ние любо­го чело­ве­ка, так как он явля­ет­ся не кем-нибудь, а пре­зи­ден­том Рес­пуб­ли­ки Казах­стан, т.е. пер­вым руко­во­ди­те­лем госу­дар­ства! А это зна­чит, что чело­век, кото­рый сво­дит на нет всю сущ­ность, всю исто­рию им же воз­глав­ля­е­мо­го госу­дар­ства и обра­зу­ю­щей его нации, тем самым пре­вра­тив­шись в откры­то­го сообщ­ни­ка и пособ­ни­ка про­тив­ни­ков это­го госу­дар­ства и этой нации, т.е. перей­дя на сто­ро­ну вра­га, несо­мнен­но, ста­но­вит­ся ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИЗМЕННИКОМ и НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЕДАТЕЛЕМ! Ина­че гово­ря, совер­шен­ное Назар­ба­е­вым пре­ступ­ле­ние пол­но­стью под­па­да­ет под дей­ствие ста­тьи 165 УКРК, кото­рая гла­сит: «Госу­дар­ствен­ная изме­на — это умыш­лен­ное дея­ние, совер­шен­ное граж­да­ни­ном РК с целью под­ры­ва или ослаб­ле­ния внеш­ней без­опас­но­сти РК».

Не огра­ни­чив­шись этим, Куа­ны­ша­лин обра­тил­ся к Кон­сти­ту­ци­он­но­му сове­ту и депу­та­там пар­ла­мен­та с тре­бо­ва­ни­ем при­ве­сти в соот­вет­ствие с меж­ду­на­род­ны­ми стан­дар­та­ми Кон­сти­ту­цию РК имен­но в раз­ре­зе повы­ше­ния ответ­ствен­но­сти пре­зи­ден­та за свои дея­ния, так как по суще­ству­ю­щей нор­ме ответ­ствен­но­сти пре­зи­дент впра­ве украсть, огра­бить, изна­си­ло­вать или убить, но при этом ни за что не отвечать.

Он обра­тил­ся к Гене­раль­ной про­ку­ра­ту­ре, Вер­хов­но­му суду, СМИ, обще­ствен­но­сти, пар­ти­ям, что­бы они не были без­участ­ны­ми к тому, что тво­рит пер­вый руко­во­ди­тель госу­дар­ства, ибо речь идет о слиш­ком серьез­ных вещах.

Куа­ны­ша­лин напом­нил всем, что в свое вре­мя обще­ство и госу­дар­ствен­ные орга­ны стра­ны дали отпор выпа­дам с тер­ри­то­ри­аль­ны­ми пре­тен­зи­я­ми к Казах­ста­ну А.Солженицына и В. Жири­нов­ско­го. Поче­му же сей­час, когда ту же ложь гро­мо­глас­но озву­чил наш пре­зи­дент, все мол­чат, слов­но набра­ли воды в рот, недо­уме­ва­ет он.

Он напо­ми­на­ет о ковар­стве вла­сти, кото­рая, вос­поль­зо­вав­шись тем, что газе­та «Рес­пуб­ли­ка» пере­пе­ча­та­ла текст выступ­ле­ния В. Жири­нов­ско­го, реше­ни­ем суда закры­ла неугод­ную газе­ту яко­бы за раз­жи­га­ние меж­на­ци­о­наль­ной розни.

Гене­раль­ная про­ку­ра­ту­ра в слу­чае с Жири­нов­ским осме­ле­ла до того, что обра­ти­лась в Гос­ду­му Рос­сии с тре­бо­ва­ни­ем при­влечь его к ответ­ствен­но­сти за выступ­ле­ния, могу­щие повлечь за собой серьез­ные послед­ствия в сфе­ре меж­на­ци­о­наль­ных отно­ше­ний. Свое сло­во тогда ска­за­ло и Мини­стер­ство ино­стран­ных дел РК. Оно напра­ви­ло мемо­ран­дум в МИД РСФСР в свя­зи с анти­ка­зах­ски­ми выступ­ле­ни­я­ми Жириновского.

Автор заяв­ле­ния выска­зал опа­се­ния отно­си­тель­но того, как могут быть интер­пре­ти­ро­ва­ны сло­ва пре­зи­ден­та о госу­дар­ствен­но­сти и гра­ни­цах Казах­ста­на все­ми, для кого неза­ви­си­мый и уни­тар­ный Казах­стан явля­ет­ся костью в горле.

Куа­ны­ша­лин пишет, что отныне сам пре­зи­дент стра­ны идео­ло­ги­че­ски воору­жил наших зло­пы­ха­те­лей, полу­чив­ших с это­го момен­та воз­мож­ность, так ска­зать, «обос­но­ван­но», со ссыл­кой на авто­ри­тет­ное мне­ние отри­цать суще­ство­ва­ние казах­ской госу­дар­ствен­но­сти, исполь­зуя неот­ра­зи­мый аргу­мент в поле­ми­ке с нами: «Да о чем вы гово­ри­те, когда ваш же офи­ци­аль­ный гла­ва госу­дар­ства пуб­лич­но утвер­жда­ет обратное».

В заклю­чи­тель­ной части заяв­ле­ния Куа­ны­ша­лин с прось­бой о содей­ствии ему в борь­бе за спра­вед­ли­вость обра­ща­ет­ся ко всем СМИ и обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям, к твор­че­ской интел­ли­ген­ции, преж­де все­го к про­фес­си­о­наль­ным исто­ри­кам, к казах­ским наци­о­нал-пат­ри­о­там (с пере­чис­ле­ни­ем фами­лий и имен наи­бо­лее извест­ных из них), к поли­ти­че­ским пар­ти­ям, выде­ляя сре­ди них пар­тию «Отан» и Пар­тию пат­ри­о­тов, к юри­стам страны.

Одна­ко ни Гене­раль­ная про­ку­ра­ту­ра, ни Вер­хов­ный суд вопре­ки зако­ну на заяв­ле­ние Ж. Куа­ны­ша­ли­на не ото­зва­лись. Зато КНБ РК по какой-то стран­ной логи­ке пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов вна­ча­ле отка­зал ему в воз­буж­де­нии уго­лов­но­го дела про­тив пре­зи­ден­та РК, а затем воз­бу­дил уго­лов­ное дело про­тив ист­ца на осно­ва­нии ст. 318, части 2, УК РК, т.е. за оскорб­ле­ние чести и досто­ин­ства Назар­ба­е­ва. Таким обра­зом, Куа­ны­ша­лин из обви­ни­те­ля пре­вра­тил­ся в обвиняемого.

Суд над Ж. Куа­ны­ша­ли­ным состо­ял­ся 14 июня 2006 года. В заклю­чи­тель­ном сло­ве Куа­ны­ша­лин вновь обра­тил вни­ма­ние на стран­ное пове­де­ние пре­зи­ден­та Н. Назар­ба­е­ва, кото­рый уже после оди­оз­ных выступ­ле­ний Жири­нов­ско­го при встре­че обни­мал его перед объ­ек­ти­ва­ми теле­ка­мер, горя­чо поздрав­лял с 60-лети­ем, желал ему креп­ко­го здо­ро­вья, а затем и вовсе, как истин­ный госте­при­им­ный степ­няк, при­гла­сил в гости в Алматы!

После чего МИД РК про­де­мон­стри­ро­вал на весь мир «твер­дость» сво­ей пози­ции. Забыв, что неза­дол­го до это­го мини­стер­ство само объ­яви­ло на весь мир о неже­ла­тель­но­сти въез­да в Казах­стан вице-спи­ке­ра Гос­ду­мы Рос­сии, МИД РК зажег скан­даль­но­му поли­ти­ку «зеле­ный свет» в нашу страну.

Под­су­ди­мый ска­зал и о стран­ном пове­де­нии мно­гих штат­ных пат­ри­о­тов, не обо­зна­чив­ших свою пози­цию в этом вопро­се. Про­зву­ча­ли име­на Доса Коши­ма, Гани Касы­мо­ва, Хасе­на Кожа-Ахме­та и др.

Он сде­лал подроб­ный обзор пуб­ли­ка­ций в рос­сий­ских СМИ и интер­нет-сай­тах, в кото­рых недоб­ро­же­ла­те­ли Казах­ста­на как неза­ви­си­мо­го и уни­тар­но­го госу­дар­ства льют уша­ты гря­зи на титуль­ную нацию и ее духов­ные цен­но­сти, отри­ца­ют нали­чие гра­ниц у казах­ско­го наро­да в про­шлом. Осо­бо выде­лил Куа­ны­ша­лин те выступ­ле­ния рос­сий­ских и про­рос­сий­ски настро­ен­ных обще­ствен­ных дея­те­лей Казах­ста­на, в кото­рых име­ет­ся ссыл­ка на выска­зы­ва­ния Назар­ба­е­ва в авгу­сте-сен­тяб­ре 2005 года. То, что пред­ска­зы­вал Куа­ны­ша­лин в иско­вом заяв­ле­нии, свершилось.

Одно из выступ­ле­ний при­над­ле­жит Я. Бута­ко­ву, кото­рый ска­зал бук­валь­но так: «Совер­шен­но спра­вед­ли­во утвер­жда­ет Нур­сул­тан Назар­ба­ев, что в «очер­чен­ных» сего­дня гра­ни­цах (Казах­ста­на — М.Ж.) не было госу­дар­ствен­но­сти нико­гда. Рос­сий­ско-казах­стан­ская гра­ни­ца про­хо­дит по исто­ри­че­ским тер­ри­то­ри­ям обла­стей каза­чьих войск — Ураль­ско­го, Орен­бург­ско­го, Сибир­ско­го». (Евро­со­юз режет по живо­му. АПН-Казах­стан. 20.10.2005). Сла­ва Алла­ху, что не ска­зал Бута­ков про Семи­ре­чен­ское каза­че­ство. Тогда вооб­ще не было бы понят­но, отку­да каза­хи появи­лись на искон­но каза­чьих землях.

Суд при­го­во­рил Ж. Куа­ны­ша­ли­на к лише­нию сво­бо­ды на два года. И толь­ко амни­стия, объ­яв­лен­ная тогда, спас­ла его от тюрем­но­го заключения.

И теперь вновь воз­вра­ща­ем­ся к тому, с чего начи­на­ли ста­тью: «судь­бо­нос­но­му» выступ­ле­нию елба­сы 23 октяб­ря 2014 года в Астане, где он ска­зал о при­бли­жа­ю­щих­ся тор­же­ствах в свя­зи с 550-лети­ем обра­зо­ва­ния Казах­ско­го ханства.

Инте­рес­ны­ми выгля­де­ли его ком­мен­та­рии к это­му исто­ри­че­ско­му фак­ту с точ­ки зре­ния нынеш­них стан­дар­тов: «Воз­мож­но, оно (хан­ство — М.Ж.) не было госу­дар­ством в совре­мен­ном пони­ма­нии это­го тер­ми­на, в нынеш­них гра­ни­цах, с такой извест­но­стью и авто­ри­те­том во всем мире (имел в виду свой авто­ри­тет, конеч­но. Нар­цисс отды­ха­ет — М.Ж.). Но это мож­но ска­зать и про все дру­гие госу­дар­ства той эпо­хи. Важ­но, что тогда была зало­же­на осно­ва, и мы — про­дол­жа­те­ли вели­ких дел наших предков».

Такой гра­мот­ный под­ход к явле­ни­ям про­шло­го назы­ва­ет­ся в нау­ке исто­риз­мом. Соглас­но это­му прин­ци­пу любое явле­ние необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в исто­ри­че­ском кон­тек­сте, с уче­том спе­ци­фи­ки эпо­хи и, есте­ствен­но, в про­цес­се раз­ви­тия и ста­нов­ле­ния дан­но­го явления.

И, конеч­но, раду­ет, что пре­зи­дент эти девять лет, про­шед­шие с 2005 года, не потра­тил зря. Он при­об­щил­ся к неко­то­рым фун­да­мен­таль­ным поня­ти­ям исто­риосо­фии, разо­брал­ся в таком непро­стом вопро­се, как госу­дар­ствен­ность в тех эпо­хах, когда не было ООН, ОБСЕ и про­чих струк­тур совре­мен­но­го мира.

Что каса­ет­ся выступ­ле­ния елба­сы 2005 года, то он, воз­мож­но, тогда имел в виду, что гра­ни­цы Казах­ско­го хан­ства были не дели­ми­ти­ро­ва­ны и не демар­ки­ро­ва­ны, как это дела­ет­ся ныне в соот­вет­ствии с совре­мен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми. Не было в то дале­кое вре­мя тамо­жен­ной служ­бы совре­мен­но­го типа, Хор­госа и Кур­дая, не было и погран­войск, а зна­чит, не ходил вдоль гра­ни­цы казах­ский Кара­цу­па (Кара­со­пы) с вер­ной соба­кой Ингус из поро­ды казах­ских гончих.

Сей­час он понял, что все­го это­го не было не толь­ко у каза­хов, но даже в Киев­ской Руси. Конеч­но, на кар­тине В.М. Вас­не­цо­ва три бога­ты­ря, как клас­си­че­ский погра­нич­ный наряд, сто­ят на рубе­жах рус­ской зем­ли и всмат­ри­ва­ют­ся вдаль, где кочу­ют древ­ние тюр­ки и течет неве­до­мая река Едил, кото­рую поз­же назо­вут рус­ской Волгой.

К сожа­ле­нию, это толь­ко кар­ти­на, к тому же сим­во­ли­че­ская, порож­ден­ная твор­че­ской фан­та­зи­ей худож­ни­ка. На самом деле три дру­га мог­ли и не сто­ять, а сидеть, напри­мер, под дере­вом в окру­же­нии дере­вен­ских девок и пить вод­ку, как спу­стя сто­ле­тия это дела­ли их потом­ки, тоже три бога­ты­ря, в Бело­веж­ской пуще.

Кста­ти, имен­но тако­го пони­ма­ния вопро­са о рубе­жах нашей стра­ны, т.е. с обя­за­тель­ной поправ­кой на отда­лен­ность исто­ри­че­ской эпо­хи от наше­го вре­ме­ни, недо­пу­сти­мость оцен­ки про­шло­го, поль­зу­ясь совре­мен­ны­ми кри­те­ри­я­ми, доби­вал­ся и Ж. Куа­ны­ша­лин. Он уже тогда, в 2005 году, пытал­ся убе­дить, что «в раз­ные вре­ме­на гра­ни­цы мог­ли обо­зна­чать­ся по-раз­но­му и, соот­вет­ствен­но, иметь совер­шен­но раз­ный вид. К при­ме­ру, не обя­за­тель­но тот, долж­но быть, един­ствен­но зна­ко­мый Нур­сул­та­ну Аби­ше­ви­чу — с поло­са­ты­ми стол­ба­ми, с «ней­трал­кой» (кон­троль­но-сле­до­вой поло­сой), т.е. акку­рат­но вспа­хан­ной зем­лей, с погра­нич­ни­ка­ми в зеле­ной фор­ме и с соба­ка­ми, с погра­нич­ной заста­вой и т.д.

В.О. Клю­чев­ский, воз­ра­жая геге­лев­ско­му пес­си­миcти­че­ско­му взгля­ду на уро­ки исто­рии («исто­рия ниче­му не учит…»), писал: «Исто­рия про­учи­ва­ет тех само­до­воль­ных невежд, кто не хочет у нее учить­ся нормально».

В каком-то смыс­ле пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва и все гос­струк­ту­ры, вовле­чен­ные в кол­лек­тив­ное пре­сле­до­ва­ние одно­го муже­ствен­но­го прав­до­ис­ка­те­ля, не желав­шие нор­маль­но учить­ся исто­рии у него, про­учил В. Путин, кото­рый вряд ли читал хоть одну кни­гу о про­шлом Казахстана.

Не вина Куа­ны­ша­ли­на, что он не смог закон­ны­ми и тра­ди­ци­он­но-педа­го­ги­че­ски­ми спо­со­ба­ми пре­по­дать уро­ки исто­рии пре­зи­ден­ту, КГБ, ген­про­ку­ро­ру и пред­се­да­те­лю Вер­хов­но­го суда. Исто­рию, в том чис­ле и рус­скую, он зна­ет гораз­до луч­ше Пути­на. Но дело тут не в зна­ни­ях. Уче­ник не сосуд, в кото­рый мож­но пере­лить зна­ния и опыт, как воду. Каж­дый впи­ты­ва­ет столь­ко, сколь­ко хочет и сколь­ко спо­со­бен усво­ить. Не в Куа­ны­ша­лине дело, а в его учениках.

Путин, без сомне­ния, тоже учи­тель. В том смыс­ле, в каком исполь­зо­вал этот тер­мин по отно­ше­нию к швед­ско­му коро­лю Кар­лу XII А. Пуш­кин в поэ­ме «Пол­та­ва»: «Но где же пер­вый зва­ный гость, Где пер­вый гроз­ный наш учи­тель, Чью дол­го­вре­мен­ную злость Пре­рвал пол­тав­ский победитель?»

Неот­ра­зи­мая эру­ди­ция и педа­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти В. Пути­на заклю­ча­ют­ся не в его голо­ве, а преж­де все­го в его боль­шой дубине, кото­рой он воору­жен и кото­рая, к сожа­ле­нию, все еще фор­му­ет чело­ве­че­ские души, при­да­ет им необ­хо­ди­мый вид зна­чи­тель­но быст­рее, чем сло­во уче­но­го и просветителя.

Доста­точ­но было слег­ка потря­сти этой дуби­ной-оша­раш­ни­ком, обра­тив суро­вый взгляд мен­та в сто­ро­ну наше­го госу­дар­ства, и у всех, кто пре­сле­до­вал Жаса­ра­ла Куа­ны­ша­ли­на, про­яс­ни­лась память. Они момен­таль­но вспом­ни­ли Керея и Жани­бе­ка, Казах­ское хан­ство, кото­рое хоть и не было столь авто­ри­тет­но, как Рес­пуб­ли­ка Казах­стан — нефть же не добы­ва­ли, — но все-таки суще­ство­ва­ло, оказывается.

Спа­си­бо Вла­ди­ми­ру Вла­ди­ми­ро­ви­чу за столь эффек­тив­ный науч­но-мето­ди­че­ский при­ем пре­по­да­ва­ния исто­рии оте­че­ства и фор­ми­ро­ва­ния исто­ри­че­ской памя­ти наших чинов­ни­ков! Так под­стег­нуть раз­ви­тие исто­ри­че­ской мыс­ли мог толь­ко он, пото­му досто­ин зва­ния Заслу­жен­но­го учи­те­ля Казах­ста­на и про­фес­со­ра «Назар­ба­ев Университета».

Одно­вре­мен­но желаю, что­бы «дол­го­вре­мен­ную злость» само­го Пути­на пре­рва­ли в рай­оне Луган­ска и Донец­ка, как это сде­лал под Пол­та­вой Петр Пер­вый швед­ско­му коро­лю. Гово­ря по-рус­ски, что­бы его там отком­му­н­из­ди­ли так же эффек­тив­но, с обя­за­тель­ной поль­зой для души и памя­ти, с помо­щью того же надеж­но­го педа­го­ги­че­ско­го инстру­мен­та, кото­рым искус­но вла­де­ет Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич, — гро­мад­но­го бере­зо­во­го сои­ла-оша­раш­ни­ка, укра­шен­но­го неж­ны­ми укра­ин­ски­ми узорами…

Марат Жан­у­за­ков, ноябрь 2014.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма