Бывшему министру национальной экономики Казахстана Куандыку Бишимбаеву, которого городской суд Астаны 14 марта приговорил к 10 годам лишения свободы, предстоит отбывать наказание в колонии максимального режима безопасности. Судьи признали экс-министра виновным в неоднократном получении взяток в особо крупных размерах по предварительному сговору с группой лиц. По мнению экспертов, опрошенных DW, решение суда было ожидаемым. Процесс по делу Бишимбаева — один из самых громких, проводившихся в стране в последние годы в рамках борьбы с коррупцией.
Карьера “золотого мальчика”
В кулуарах официальной Астаны 37-летнего Куандыка Бишимбаева нередко называли “золотым мальчиком”. С ним стремились познакомиться, дружбой с ним дорожили, отмечая его невероятную эрудицию и блестящий ум. Головокружительной была и его карьера на государственной службе.
Досрочно с отличием окончив вначале два казахстанских вуза, а затем и Университет имени Джорджа Вашингтона в столице США, куда он был направлен по специальной программе для одаренных молодых людей “Болашак” (будущее), Бишимбаев в 22 года становится начальником одного из ключевых отделов министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана.
Далее по нарастающей: управляющий государственным фондом, советник министра, заместитель министра индустрии и торговли, помощник президента Казахстана, председатель правления национального управляющего фонда “Байтерек”. В мае 2016 года указом Нурсултана Назарбаева Куандык Бишимбаев был назначен министром национальной экономики.
Шокирующий поворот
Неудивительно, что в астанинских коридорах власти почти никто не сомневался — года через два-три “золотой мальчик” может запросто стать и премьер-министром страны. Но что-то пошло не так. В момент, когда все уже начали готовиться к встрече 2017 года, в казахстанских СМИ появилось сообщение об освобождении Куандыка Бишимбаева от занимаемой должности с 27 декабря. В течение всех новогодних праздников общественность страны недоумевала и терялась в догадках по поводу столь неожиданной отставки.
Нурсултан Назарбаев
Лишь 10 января 2017 года пресс-служба Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции сообщила: “Бишимбаев задержан по факту неоднократного получения взяток в особо крупном размере, в группе лиц по предварительному сговору”. Там же подчеркивалось, что полученные незаконным путем денежные средства, бывший министр тратил на личные нужды.
Такой поворот в карьере молодого чиновника для немалого числа казахстанцев стал шокирующим. И если одни поверили борцам с коррупцией, то другие — категорически нет. “Куандык Бишимбаев был одним из наиболее заметных выпускников по программе “Болашак”. Своего рода символом новой формации управленцев, получивших западное образование. За 20 лет существования “Болашака” его стипендиатами стали более 12 тысяч молодых людей и большинство из них наверняка сочувствуют Бишимбаеву, даже не будучи с ним знакомыми”, — пояснил DW политолог Талгат Калиев причину особого интереса казахстанской общественности к истории Бишимбаева.
Блогеры оказались бесполезны
По мнению еще одного казахстанского политолога — Султанбека Султангалиева, во многом эта принадлежность Бишимбаева к так называемой “гвардии болашакеров” — молодых управленцев с полученным в странах Запада образованием, на которых Нурсултан Назарбаев возлагал особую надежду, объясняет и пристальное внимание казахстанцев к судебному процессу по делу Куандыка Бишимбаева.
Длился он с 31 октября 2017-го до 14 марта 2018 года и в ходе него не обошлось без сюрпризов. “Впервые в истории казахстанского правосудия защита Бишимбаева прибегла к поддержке сетевых блогеров. На протяжении всего судебного процесса они пытались в социальных сетях создать исключительно положительный имидж обвиняемому, что привлекло дополнительное внимание общественности к делу Бишимбаева”, — поделился с DW своими наблюдениями Султанбек Султангалиев.
Астана, вид на Байтерек
Но ни блогеры, ни пристальное внимание прессы к судебному процессу над Куандыком Бишимбаевым, рядом с которым на скамье подсудимых оказались еще 22 человека из числа чиновников и бизнесменов, влияния на суд не оказали. Как не было реакции и на извинения, которые произнес Бишимбаев в адрес Нурсултана Назарбаева за то, что “не оправдал его доверия”.
Обвинения в адрес Бишимбаева
Решением городского суда Астаны от 14 марта 2018 года Куандык Бишимбаев признан виновным в хищении средств в размере эквивалентном почти 4,6 млн евро при строительстве стекольного завода в Кызылорде, а также в получении взяток за возведение арендного жилья в Астане общей суммой в 345 миллионов тенге или 869 тысяч евро, на которые он построил себе дом в пригороде столицы Казахстана.
Соответственно, на основании пункта 4 статьи 366 (получение взятки) и пункта 2 четвертой части статьи 189 Уголовного кодекса РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) Бишимбаев приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии максимальной безопасности и с конфискацией имущества. Сам Куандык Бишимбаев своей вины не признал, заявив в последнем слове, что суд так и не представил доказательств совершенных им преступлений, а основывался только на противоречивых и субъективных показаниях свидетелей.
Каждый министр может сесть в тюрьму
Надо сказать, что эксперты DW не удивлены решением суда города Астаны. По их мнению, практически любой человек из руководства страны может быть замешан в коррупционных преступлениях.
“Дело в том, что подняться на такую вершину власти, как пост министра, и не оказаться задействованным хоть каким-нибудь боком в коррупционных схемах изначально невозможно. Почти каждый действующий министр априори может сесть в тюрьму и у решения суда по его делу будут веские основания”, — заметил в беседе с DW Султанбек Султангалиев. При этом он не исключил, что поскольку это закономерность, уже в текущем году следует ожидать новых громких судебных процессов по делам чиновников, занимающих очень высокие посты в системе исполнительной власти Казахстана.
Схожего мнения придерживается и Талгат Калиев. “История с Бишимбаевым, увы, далеко не первое громкое коррупционное дело в Казахстане. И проблема в том, что с арестом очередного должностного лица не исчезают несовершенства законодательства, дающие возможности для возникновения таких ситуаций. В идеале, после каждого судебного процесса подобного рода, уголовное дело должно быть разобрано на атомы с выявлением всех причин способствующих коррупционным преступлениям, с моделированием всех возможных сценариев его повторения”, — поделился своим мнением с DW Талгат Калиев, отметив, что пока в Казахстане ничего подобного не наблюдается.
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan