«Судя по определенным признакам, ближайшие партнеры не осмелились жестко критиковать Россию. Теперь Москве удастся представить результаты ШОС как поддержку ее позиции». Об этом «Газете.ru» заявил политолог Аркадий Дубнов, комментируя итоги прошедшего в Душанбе Саммита ШОС.
«Для России этот саммит важен как инструмент проведения своего влияния в Азии, как инструмент, сплачивающий некую консенсусную структуру, Москву и Пекин, и в то же время позволяющий в какой-то мере даже ограничить влияние Пекина на бывшее постсоветское пространство в Центральной Азии», — считает Дубнов.
Пакистан, Индия и Иран уже состарились, будучи в приемной ШОС (они получили статус наблюдателей в 2005 году — ред.), ожидая, когда их из стран-наблюдателей переведут в постоянные члены, — считает эксперт.
«Иран хотя и ожидает вступления много лет, шансов на принятие не имеет, так как находится под санкциями ООН. А вот Пакистан и Индия наверняка будут приняты во время следующей встречи, которая состоится в 2015 году в Уфе», — отметил он.
По словам Дубнова, страны стремились стать участниками ШОС давно: «Пакистан очень настаивал, Индия не слишком». Но долгое время продолжался торг между лидерами организации: Пекин был заинтересован в членстве Пакистана, а Россия стремилась, чтобы оно было уравновешено принятием Индии.
«Так это и продолжалось, пока на фоне резкого обострения мировой ситуации не решили, что престиж ШОС будет сильно укреплен, если в ближайшее время будут приняты эти государства», — отмечает Дубнов, добавляя, что, скорее всего, членство в организации будет предоставлено и Монголии: в пользу этого говорят «подготовительные мероприятия, визиты Путина в Улан-Батор и китайско-российские переговоры».
ШОС позволяет Москве доказывать свое влияние как мировой державы, способствует определенному уровню взаимопонимания с Китаем и помогает России вместе с КНР противостоять в Совбезе ООН политике Запада, — считает Дубнов.
Однако, похоже, что за поддержку, причем молчаливую и небезоговорочную, приходится платить. Китай в не меньшей степени, а может, и в большей использует саммит для продвижения собственных интересов. Именно на встрече в Душанбе Пекину удалось окончательно продавить свою концепцию экономического пояса «Шелкового пути» — проекта быстрой доставки грузов из Азии в Европу. Также, по утверждению Дубнова, были достигнуты договоренности насчет будущего создания Банка развития ШОС.
По словам эксперта, «именно это было точкой, где спотыкался консенсус между Москвой и Пекином, потому что Россия боялась, что этот банк определит китайскую финансовую доминанту, которая позволит ему оказывать серьезное финансовое влияние на Среднюю Азию».
«В Душанбе эта идея была доведена до конца, — подчеркивает политолог. — России предложили соединить банк ШОС с Евразийским банком развития — это консенсус, который спасет лицо Москвы, но фактически он является победой Пекина».
Но как бы помпезно ни подавались успехи саммита ШОС, его итогам не стоит придавать большого значения: организация не имеет жесткой структуры и ее решения не являются обязательными для стран-членов. Подобные встречи важны как площадка для тесных консультаций и носят в первую очередь имиджевый характер.
Источник: CA-NEWS