Закручивание гаек чревато взрывом
Поговорить на эту тему журналистов сайта НАКАНУНЕ.kz подтолкнул сам политолог, оставив н на своей странице в «Фейсбуке» пост о налогах, которые расходуются в нашем государстве, мягко говоря, нерационально. Все аргументы Расула Жумалы были не бровь, а в глаз. Судите сами.
«В нормальной стране граждане платят налоги государству, за что нанятые чиновники обеспечивают их безопасностью, необходимой инфраструктурой, социальной базой, словом, достойными условиями для жизни. У нас эта базовая установка сильно искривлена. То есть люди платят налоги. Но в ответ получают: негласные платежи в детсадах и школах, высшее образование давно платное; система здравоохранения в принципе бесплатная, но без взятки едва ли можно рассчитывать на излечение; полиции больше боятся, чем доверяют; за нормальные дороги, которые и так были построены за счет налогоплательщиков, власти собираются взимать с них же деньги повторно, а плохие дороги, ЖКХ и далее деградируют; в ответ на жалобы граждане получают отписки, а то и прямые угрозы… Так на что идут народные средства?
Сомневаюсь, что граждане страны принудительно расстаются с частью кровно заработанного, чтобы шиковали чиновники. Те самые, нанятые когда-то в слуги народа, но забывшие, благодаря кому они вообще существуют».
Не правда ли, картина всем до боли знакомая? Но как ее изменить? Об этом был наш разговор с Расулом Жумалы.
- Куда же все-таки уходят в нашей стране налоги?
- С одной стороны, вроде все ясно, куда идут налоги. На те программы, что предусмотрены в рамках бюджета, на те или иные приоритеты, которые озвучены: программа развития, та же программа форсированного индустриально-инновационного развития, социальных обязательств и т.д. Другое дело, что здесь есть базовые подводные камни — проблемы в первую очередь финансовых, бюджетных дисциплин.
Из года в год у нас остаются огромные неосвоенные средства, иногда происходит нецелевое использование этих средств. В иных случаях колоссальные инвестиции в нацкомпании приводят к тому, что мы больше получаем убытков, чем прибыли. Посмотрите на статистику в таких компаниях, как «Казахмыс», «КазМунайГаз», у которых в этом году в десятки раз упали доходы. И это при том, что это вроде самые рентабельные предприятия — и такое бедственное положение у них.
При этом мы до сих пор не оправились от увлечения крупными международными форумами, выставками, которые, по моему мнению, изначально не сулят никакой прибыли.
- Вы и ЭКСПО относите к этой категории?
- Да, это и ЭКСПО, и другие выставки с приглашением высоких гостей, форумы с участием нобелевских лауреатов. Ради кого проводятся все эти затратные мероприятия? Фактически они проводятся только ради того, чтобы похвалили Казахстан, вместо того чтобы потратить деньги на более важные и необходимые проекты.
Я замечаю недостаток разумного мышления, когда на насущные проблемы, связанные с образованием, водоснабжением, развитием периферии, строительством нормальных дорог, модернизации ЖКХ и т. д., средства тратятся непрозрачно либо наблюдается тотальная экономия, как это было со школьными завтраками. Это все первоочередные нужды, которые и определяют уровень жизни, но именно по этим направлениям, самым актуальным и жизненно необходимым, у нас наблюдается застой. На так называемый человеческий капитал у нас деньги не спешат тратить, а вот на второстепенные имиджевые проекты расходуются большие средства.
- Вы считаете, что от них совсем нужно отказаться?
- Никто не говорит, что нам индустриализация, модернизация, инновации не нужны. Но то, как расходуются на все это средства госбюджета, насколько низкий коэффициент полезного действия от этих усилий, в первую очередь говорит об очень низком качестве государственного управления народными средствами, которые формируются из наших с вами налогов.
- Но наше правительство говорит нам, что причина проблем — в мировом кризисе, внешнеэкономических потрясениях…
- Казахстан вряд ли можно сравнивать с такими государствами, как Кыргызстан, Таджикистан — они куда более бедные, их проблемы социального и инфраструктурного блока понять можно. В нашем случае мы имеем достаточно серьезные накопления, доходы. В принципе их могло быть больше, но это уже другая сторона вопроса. Но и тех средств, что имеем, при разумном подходе вполне хватает, чтобы выстроить грамотную социально-экономическую политику.
- Почему же это не происходит?
- У нас наблюдается замкнутый круг. Налогоплательщики обязаны платить подоходный налог, отчисления в пенсионные фонды и т.д. Даже вроде как добровольное участие предпринимателей в Национальной палате предпринимателей тоже на поверку оказывается добровольно-принудительным. Хочешь — не хочешь, все равно должен платить. Средства уходят в бюджет, но остается ощущение, что те центры или государственные органы, которые распоряжаются этими средствами, порой путают или забывают происхождение этих средств. Они забывают, что этими государственными средствами они должны управлять как государственные менеджеры, они же начинают рассматривать их как собственность, с которой поступают, как им заблагорассудится.
- И где же замыкается круг?
- А замкнутый круг заключается в том, что общество в лице разных органов, альянсов неспособно каким-либо образом участвовать в распределении и контроле над этими средствами, а также влиять на назначение или увольнение тех или иных лиц в государственном аппарате. Нет необходимых институтов в виде НПО, политических партий, фракций в парламенте, выборов и прочих институтов, в компетенцию которых входит подобный контроль в нормальном суверенном государстве.
- Кажется, у нас с альянсами и неправительственными организациями нет недостатка?!
- Да, формально они у нас существуют, но реальных полномочий они не имеют.
- Что же делать? Как запустить реальные механизмы и рычаги влияния на эти процессы, чтобы граждане могли контролировать расходы бюджетных средств?
- Я исхожу из того, что власть сама по себе не заинтересована в том, чтобы подобные структуры были — чтобы они надоедали ей своей критикой, своими расследованиями, выводами и нелицеприятными оценками.
Сейчас власть находится в очень комфортном положении, когда у нее монополия на все и вся: финансы, политика, экономика, информация и прочее. Для нее очень удобно, когда никто не контролирует, поэтому власть заинтересована, чтобы это продолжалось как можно дольше. И ждать сверху, что подобные институты, о которых говорили выше, заработали, не приходится. Власть будет сохранять статус кво столько, сколько для нее это будет возможно.
Если и есть возможность что-то изменить, то это возможно только самому обществу, самому гражданскому обществу, когда люди начнут понимать, что их индивидуальное маленькое пространство — это недостаточный показатель для самоудовлетворения.
Нерешенные проблемы в стране: будь то дороги, пробки, сегодняшняя нежданная девальвация тенге — все это показатель того, что как бы ни пытались отдельные люди дистанцироваться от проблем, жить по принципу: мой дом — моя крепость, политика в государстве так или иначе будет захватывать конкретного человека, его небольшой бизнес, его микроклимат, его семью, его потомство. Поэтому гражданам самим надо начинать проявлять свою гражданскую активность.
- Теоретически это возможно, когда есть гражданское общества, но нас с этим туго.
- Зачатки гражданского общества у нас появляются, и это воодушевляет. Происходит какое-то объединение граждан вокруг общих проблем или вывозов. Помните, такое наблюдалось, когда зашла речь о запрете праворульных машин. Или последний пример, когда люди по собственной инициативе начали помогать своим согражданам, пострадавшим от наводнений, селя. Это показывает, что не все потеряно!
Изменение ситуации зависит от самих граждан. Чем раньше они начнут требовать соблюдения их законных прав, законных интересов, согласно Конституции, требовать от государства исполнения своих функций в полном объеме, тогда возможно, что-то начнет получаться.
- Разве достаточно для настоящего прорыва тех гражданских инициатив, которые мы наблюдаем?
- Да, больших подвижек в этом направлении я не вижу, поэтому нужна большая просветительская работа, работа со стороны экспертных кругов, которые бы объясняли людям, в том числе молодежи, что действительно происходит с экономикой, куда деваются деньги.
Вернемся к девальвации: с момента девальвации 2014 года на поддержание валютного баланса тенге к российскому рублю из нашей казны ушло 17 миллиардов долларов. Для наглядности — это стоимость одного областного центра Казахстана, с дорогами, жильем и все прочей инфраструктурой. Так что колоссальные деньги ушли на ветер. А сколько еще подобных примеров!.. Каждый раз возвращаемся к эффективной работе госаппарата: вне контроля общества, вне какого-то инакомыслия, вне критики — все будет так и продолжаться.
- Но опыт тех, кто хотел что-то поменять в нашем государстве, печален, по всей видимости, рисковать уже никто не хочет.
- Безусловно, страх у людей присутствует. Он культивировался с советских времен, это «завоевание» не только нашего периода независимости, а еще и наследие советского прошлого: стадный инстинкт, быть всегда с большинством, не высовываться, одобрять все, что говорит руководство. Поэтому действительно есть у людей страх, что инициатива может быть наказуема.
К слову, если находятся отдельные активисты, но они тоже по поводу каких-то проблем считают, что это не их прерогатива. Вот не так давно было забавно читать один пост в «Фейсбуке» при обсуждении гибели сайгаков. Один из пользователей писал, дескать, ну и где Мухтар Тайжан, почему он не выходит, не протестует? Вот оно, отношение: я ничего делать не буду, а вот он должен!
Вот это самосознание надо менять, каждый должен сделать свой маленький шажок. Это не значит, что надо сразу бросаться в омут политики, достаточно проявить самостоятельность и инициативу на уровне своей небольшой компании, своего подъезда, своего двора — не проходить мимо несправедливости.
- Что-то не чувствуется в вашем голосе оптимизма…
- К сожалению, идей много, а оптимизма, ввиду различных предпосылок, немного. Но надежда умирает последней. Если в этом направлении не будем двигаться, то вот эта заинтересованность власти — оставить все как есть — может обернуться большими проблемами.
- Думаете, сколько веревочке не виться, а конец будет?
- В мире нет ничего постоянного, рано или поздно ситуация будет меняться. И, как показывает жизнь, в случае когда до последнего оттягивается разрешение проблем в цивилизованных рамках, это может иметь печальный радикальный выхлоп. Многие государства переживали уже этот опыт. Закручивание гаек зачастую приводит к социально-политическом взрыву. Этого, конечно, не хотелось бы. Но и хотелось бы, чтобы большинство наших граждан, да и сами власти понимали, что нельзя доводить ситуацию до крайней точки.
…Слова политолога — да государственным мужам в уши. Хотя судя по недавним решениям властей, они вовсе не опасаются социальных взрывов. Возможно, зря…