1. Правительство не имеет права назначать своим постановлением представителей гражданского общества в Комиссии.
Необходимо, чтобы в Комиссию вошли представители от участников митингов, состоявшихся в городах в апреле-мае.
Иначе митинги будут только расширяться, поскольку организаторы их и участники чувствуют себя обманутыми и отстраненными от решения важнейшего вопроса. Организаторам первых митингов надо выдвинуть из своей среды 2–3 представителя и потребовать включить их в Комиссию.
Обсудить и решить вопрос организаторы могут на скайп-конференции. Важно, чтобы журналисты были свидетелями и написали об этом. Тогда у всех участников митингов в будущем будет ощущение, что их воля учтена, что власть услышала именно их голос.
2. Необходимо начать дискуссию о смене правительства.
Это правительство никого не представляет. Оно довело страну до кризиса, до досрочных парламентских выборов – и остается у власти!
Доверие у народа к назначенцам этого правительства отсутствует, потому что именно это правительство несет ответственность за появление поправок о продаже и аренде земли иностранцами.
Тем более нет доверия Кариму Масимову, который является главным лоббистом китайских интересов.
А вопрос о земле – это вопрос о том, попадет она в конце концов в руки китайцев или нет. Поэтому надо требовать отставки Масимова, замены этого кабинета недоумков на «правительство народного доверия», которому доверяет народ, а не один человек.
3. Речь не должна идти об обсуждении отдельных положений (со слов первого вице-премьера) Кодекса о земле.
Этот кодекс стал причиной народного возмущения потому, что его тайно по-воровски кто-то написал. Так же без обсуждения и экспертизы его принял парламент. Парламент в ноябре 2015 г. принял 57 законов и поправок! Голосовали по команде, голову не включали.
4. Граждане РК требуют, чтобы правительство поставило вопрос об отмене Кодекса, а парламент принял закон, отменяющий его действие в целом.
Всенародно обсуждать имеет смысл новый Кодекс о земле. Пусть Комиссия станет тем органом, который возьмет на себя контроль за разработкой и обсуждением проекта нового Кодекса о земле.
5. Имеет смысл продолжать требовать политической ответственности всех, кто придумал и протащил антинародные нормы кодекса.
То есть, сотрудников министерства и администрации президента, депутатов из профильного комитета парламент. Человек, который был снят с должности министра экономики, не должен тут же назначаться на пост председателя фонда «Байтерек». Он скомпрометировал себя в глазах народа, народ не доверяет ему распоряжаться своими деньгами ни в каком фонде.
6. Надо поставить на обсуждение комиссии вопрос о преобразовании ее в Общенациональное совещание по реформе земельных отношений.
Необходимо настаивать на её расширении за счет представителей всех регионов и социальных групп. Вопрос о земле для казахов — не узко крестьянский, а общенародный. Границы, язык, земля – это то, что нас делает народом. Это то, что контролируется народом. Изменения возможны только с согласия всего народа.
7. Проблема не сводится к продаже иностранцам. Страна не готова к частной собственности на землю.
Она не должна становиться предметом купли-продажи. Казахи-крестяне сегодня не могут купить землю. У них нет денег, им не дадут займы.
Кто может, приобрели средства нечестным путем. Это коррупционеры или приближенные к власти бизнесмены, которые уходили от налогов и выводили деньги за рубеж.
Теперь они хотят на эти деньги скупить землю под видом иностранных офшоров. Так не пойдет! Пусть эти люди сначала вернут деньги в страну, пройдут через амнистию капиталов, заплатят в бюджет штрафы – и только тогда выходят на рынок земли.
8. Чтобы народ мог покупать землю, надо провести настоящую реформу, создать полноценный земельный кадастр, создать специальный земельный банк для финансирования крестьян, которые покупают землю.
Надо создать действующую систему кредитования крестьян под залог земли. С фиксированными процентами и суммами, чтобы не получилось так, как с ипотекой. Когда половина потеряла свои квартиры, а вторая разорилась, их оплачивая.
9. Надо серьезно относиться к важнейшим вопросам, а не гнать, как пьяный лихач.
Царскому правительству в России для земельной реформы потребовалось 25 лет.
Наше правительство недоумков и недоносков готово всё сделать сразу.
Не дадим им расхватать самые ценные угодья для себя и своих покровителей.
Пока надо работать на тех условиях, что есть. Кто хочет, тот уже работает. Рассказы о том, что за рубежом много инвесторов, которые хотят купить землю в РК – глупые сказки.
Пока не пройдет экономическая модернизация и восстановление судебной системы, ни один западный инвестор свои деньги не потратит.
Это наши бюрократы, которые украли деньги из бюджета, хотят скупить землю для того, чтобы обеспечить передачу по наследству.
10. Надо организовать временную сеть из СМИ и блогеров для обсуждения хода работы комиссии.
Обмениваться информацией, рассылать публикации друг друга. Тогда такая сеть сама по себе станет главным общенациональным СМИ с самой большой читательской аудиторией. Пусть все они станут площадкой, представляют слово заинтересованным людям, публикуют документы, информацию о заседаниях комиссии, предложения по изменению общественной жизни и политической системы.
Земельный вопрос – общенациональный и политический. Он может привести к гражданской войне. Так было в России в 1917 г. Так было в Китае до провозглашения Народной республики.
11. Надо напомнить народу, что в начале 2000‑х годов уже был конфликт на почве земли. Вспомните движение «Шанырак»!
Это было связано с якобы самовольной застройкой. Хотя казахи имеют право поставить юрту там, где они остановились. Он не совершал преступления. Тогда дело закончился кровью.
Надо добиваться освобождения Арона Атабека!
Его осуждение и длительное заключение – это месть за то, что он заступился за бездомных казахов, которые строили себе дома.
Китай переселил из сельской местности в города большое количество трудоспособных мужчин, крестьян, неквалифицированных рабочих. Все они требуют работу. Политика властей КНР – трудоустроить эту массу. В том числе в других странах. Например, как сезонных рабочих в другие страны.
В РК уже более 300 тыс. молодых неквалифицированных мужчин китайцев.
Более 5 тыс. получили гражданство РК.
Опыт Дальнего Востока России таков же: сезонные рабочие становятся постоянными. Так появляются сначала чайна-тауны. Потом китайские предприятия и целые отрасли бизнеса. Потом структуры, которые эти бизнесы и этих работников должны защищать…
В Африке китайские компании привозили сначала инженеров, потом рабочих. Местные жители видели в этом угрозу, они их похищали и убивали. Там дошло до «частных армий» — вооруженных китайских отрядов, которые охраняют китайские предприятия и поселки.
Такая вот перспектива…
Надо проявлять разумный национализм и не давать трудовых виз китайцам.