11 февраля 2015 года, в годовщину «корректировки» курса национальной валюты, состоится расширенное заседание казахстанского правительства с участием главы государства. Поскольку и Нурсултан Назарбаев, и Карим Масимов до сих пор отмалчивались, никак не реагируя на стремительно ухудшающуюся экономическую ситуацию, появилась надежда, что Акорда наконец-то начнет что-то делать.
Увы, вряд ли эти надежды сбудутся. Во-первых, «лидер нации» наверняка уверен, что объявленной им в прошлом году антикризисной программы «Нур жол» достаточно. Во-вторых, руки у государства связаны набором нарастающих проблем, которые в своей совокупности лишают его возможностей как продолжать искусственно поддерживать курс национальной валюты, так и девальвировать ее.
Обычно в таких условиях елбасы предпочитает выжидать, а если и принимает то или иное сложное и рискованное решение, то только при активном, целеустремленном и консолидированном давлении со стороны своего окружения. Поскольку сегодня для Карима Масимова, Кайрата Келимбетова и прочих ответственных за национальную экономику лиц главное — выжить политически, то ожидать такого давления бессмысленно.
Другое дело, что отсутствие действий нужно как-то скрыть от сограждан. Обычно Назарбаев в таких случаях или объявляет очередную стратегическую программу, или проводит публичный разбор полетов, в том числе громко меняя того или иного менеджера. Поскольку программа «Нурлы жол» еще нова и не успела провалиться, значит, завтра следует ожидать критики правительства и Нацбанка.
Дойдет ли дело до кадровых перестановок, не берусь предсказать. С одной стороны, наблюдается некая атака на Кайрата Келимбетова в прессе. С другой — говорить об организованной кампании против него нельзя, происходящее больше похоже на межклановые разборки. Что касается Карима Масимова, то одно то, что глава государства позволяет ему отмалчиваться, свидетельствует, что он точно не станет козлом отпущения.
Так что очень похоже, что если сценарий расширенного заседания правительства 11 февраля 2015 года предполагает публичные жертвоприношения, то «агнцами на заклание» станут чиновники более низкого ранга. Например, вице-министры или заместители председателя Нацбанка РК. Логика такого выбора вполне объяснима — основные экономические проблемы еще впереди, так что нужно экономить кадры.
Можно предположить, что Назарбаев в очередной раз будет мобилизовывать госаппарат и квазигосударственные компании на преодоление кризисных явлений, а нынешняя неопределенность будет продолжаться. Как долго? Думаю, до середины или даже до конца лета, когда станет понятно, какими окажутся средневзвешенные мировые цены на нефть де-факто.
Если они останутся на нынешних отметках, то есть вдвое ниже прошлогоднего уровня, соответственно, объем казахстанского экспорта сократится к уровню предыдущего года на треть или даже две пятых, и тогда Назарбаеву придется соглашаться на девальвацию тенге, чтобы за счет последней наполнить государственный бюджет и сохранить финансирование социальных расходов.
Поскольку рынок продолжает не верить в стабильность казахстанской национальной валюты, а после решения Standard & Poor“s понизить долгосрочный суверенный рейтинг Казахстана с «BBB+» до «BBB» с прогнозом «негативный» не будет верить тем более, это означает, что Нацбанк РК обречен потихоньку «отпускать» тенге — так сказать «медленным шагом, робким зигзагом».
Кстати, по мнению Standard & Poor“s, средняя цена нефти Brent в 2015 году составит 55 долларов за баррель, что приведет к ослаблению бюджетного и внешнего балансов и вынудит Нацбанк РК допустить постепенное обесценение тенге или предпринять другие шаги по его девальвации по отношению к российскому рублю в текущем году.
Учитывая, что расходы государства на поддержание курса национальной валюты составляют пока порядка 2—3 миллиардов долларов в месяц, что в расчете на полгода приблизительно соответствует размеру плановых и чрезвычайных траншей из Национального фонда РК на 2015 год, определенный резерв прочности у Акорды есть. Но не более того. Ну а дальше властям придется что-то делать. Но что?
Уже понятно, что антикризисная программа «Нурлы жол», даже если она будет реализована на 100%, большого положительного эффекта не даст, потому что наращивание государственных инвестиций в Казахстане, не важно, под каким соусом, никогда не давало мультипликационного эффекта. Что касается программ приватизации госимущества и легализации имущества и денег, то они уже успешно провалились.
В условиях дефицита тенговой наличности и продолжающейся долларизации финансовой системы и денежного обращения шансов на то, что казахстанские банки существенно увеличат кредитование юридических и физических лиц, нет. Тем более что вряд ли Акорда решится сделать Нацбанк РК кредитором первой очереди, а мы как экономика совершенно неинтересны для мирового рынка капитала.
В общем, нет у нас «лошадки», которая потянет за собой казахстанскую экономику и вывезет ее в светлое будущее. В этих условиях национальные лидеры обычно запрашивали поддержку и народа, и если получали ее, то пытались подтолкнуть и ускорить экономическое развитие страны за счет энтузиазма миллионов и денежных накоплений граждан и бизнеса. Сможет ли это сделать елбасы?
Уверен, что нет. Время Назарбаева прошло, да и сам он, судя по его последним движениям в государственной политике, человек из прошлого. Поэтому надеяться на то, что «лидер нации» проведет или хотя бы разрешит провести какие-то серьезные политические и экономические реформы, это верх наивности. Впрочем, надежда умирает последней…