О политических амбициях МАСИМОВА, КУЛИБАЕВА и о том, почему два глобальных интернет-сайта были заблокированы после появления на них петиции за отставку премьер-министра, мы беседуем с известным публицистом Ержаном ДОСМУХАМЕДОВЫМ.
— В интернете собирают подписи за отставку МАСИМОВА. Два сайта — Change.org и Avaaz.org, — на которых опубликован текст петиции, были заблокированы. Кто, по-вашему, отдал приказ заблокировать данные сайты? Почему кампания так напрягает МАСИМОВА?
— При анализе политических ребусов следует исходить из фундаментального вопроса: кому выгодно? Подчеркну, ни одна петиция, даже с критикой главы государства, не была заблокирована так грубо и молниеносно, как петиция с требованием об отставке МАСИМОВА. Либо у елбасы нет в распоряжении такого же эффективного технического ресурса для блокировки двух авторитетных международных платформ, а может, имидж МАСИМОВА уже ценится гораздо выше президентского. Либо, скорее всего, и то и другое. Кто же тогда истинный хозяин в доме?
Причина беспокойства МАСИМОВА вызвана комплексом неполноценности. Он непопулярный политик. За восемь лет он не сделал ничего стоящего для народа. Поэтому не вызывает никаких позитивных эмоций у населения. Особенно после предательских ударов в спину — с девальвациями, сокращением социальных льгот, включая 700 тысяч школьников, грабежом пенсионных сбережений граждан. Как можно воспринимать человека, настолько «любящего» свой народ, за все эти годы даже не сделавшего усилия освоить хотя бы разговорный язык титульной нации. Для КГБшника, овладевшего двумя иностранными языками, освоение тюркского языка не должно было составить большого труда. Никакие катания на велосипедах, в курьезных носках и лосинах двусмысленного дизайна, уже не помогут. Казахи не такой уж наивный народ.
Петиция четко выразила эту общественную оценку МАСИМОВА. Вот почему он так напрягся.
— Может ли МАСИМОВ метить в преемники президента? Каков предел его амбиций?
— Он всегда метил, метит и по сей день. Иначе не стал бы так открыто засвечиваться с панической блокировкой двух сайтов. МАСИМОВ понимает, что для него наступила историческая полоса, когда недопустимы малейшие имиджевые ошибки. Имидж «народного» и «в доску своего парня» ему срочно необходим. И к тому же, видимо, считает, что его партия еще не завершена. Он уверен в том, что Казахстаном можно управлять не только без знания языка коренной нации, но и без набора человеческих качеств, являющихся очевидными критериями для политиков демократического общества.
— Когда-то говорили, что МАСИМОВ — человек КУЛИБАЕВА. Как складываются их взаимоотношения сейчас? Насколько КУЛИБАЕВ ныне влиятелен?
— Фундамент их отношений закладывался в лихие 90‑е, во времена «прихватизации» главного системообразующего Сберегательного банка. Это не реформаторы, встретившиеся на заре независимости и вдохновленные общей идеей строительства государства. Это два обыкновенных мещанина-авантюриста во дворянстве. И взаимоотношения их, соответственно, построены на двух компонентах: деньгах и знании массы взаимно компрометирующих фактов.
По поводу степени влияния КУЛИБАЕВА. Президент всегда скрупулезно следит за балансом влияния различных лиц в своем окружении. Степень влияния любого лица — результат назарбаевской дозировки такого влияния. Тимур не исключение. Как всякий дворцовый сверчок, он четко знает свой шесток, который уже не столь крепко зафиксирован и довольно шаток после его провалов, нанесших серьезный урон имиджу елбасы. Это Жанаозен, пиррова победа над БТА Банком, скандальнaя «прихватизация» КазМунайГаза. О кадровых назначениях, состоявшихся по рекомендации КУЛИБАЕВА и приведших к громким провалам, говорить сегодня излишне. Просто КУЛИБАЕВ еще не окончательно выполнил свою миссию на повестке НАЗАРБАЕВА. В таком контексте и следует оценивать степень его «влиятельности».
— В последнее время КУЛИБАЕВ вовсе пропал из информпространства.
С чем это связано?
— Не переживайте за него сильно. Он жив, здоров и не кашляет. Просто летний сезон. Тимур — гедонист, не любит потеть. Не царского зятька это дело — пахать в знойное лето. Посмотрите на географию траекторий перелетов его самолета. Сплошное совмещение приятного с полезным. Полезным не для страны, а лично для его бизнеса, конечно.
— Партию «Бірлік» многие связывают с именем КУЛИБАЕВА. Так ли это на самом деле? С какой целью КУЛИБАЕВ содержит политическую партию — собирается бороться за власть?
— Да, это так. Он уже давно за нее борется. Потому что власть — особенно в таком авторитарном обществе, как Казахстан, — главный капитал. А в скором будущем только наличие власти сможет гарантировать защиту всех «прихватизированных» им активов.
Резюмируя сказанное, хотел бы напомнить читателям, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Эта аксиома означает: исторический прогресс Казахстана уже не зависит от того, как и о чем между собой договорятся различные группировки.
— Спасибо за беседу!
Вопросы задавал Адилдик ЖЕНЕРОВ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com