Ержан ДОСМУХАМЕДОВ: «Предела амбициям МАСИМОВА нет»

О поли­ти­че­ских амби­ци­ях МАСИМОВА, КУЛИБАЕВА и о том, поче­му два гло­баль­ных интер­нет-сай­та были забло­ки­ро­ва­ны после появ­ле­ния на них пети­ции за отстав­ку пре­мьер-мини­стра, мы бесе­ду­ем с извест­ным пуб­ли­ци­стом Ержа­ном ДОСМУХАМЕДОВЫМ. 

— В интер­не­те соби­ра­ют под­пи­си за отстав­ку МАСИМОВА. Два сай­та — Change.org и Avaaz.org, — на кото­рых опуб­ли­ко­ван текст пети­ции, были забло­ки­ро­ва­ны. Кто, по-ваше­му, отдал при­каз забло­ки­ро­вать дан­ные сай­ты? Поче­му кам­па­ния так напря­га­ет МАСИМОВА?

— При ана­ли­зе поли­ти­че­ских ребу­сов сле­ду­ет исхо­дить из фун­да­мен­таль­но­го вопро­са: кому выгод­но? Под­черк­ну, ни одна пети­ция, даже с кри­ти­кой гла­вы госу­дар­ства, не была забло­ки­ро­ва­на так гру­бо и мол­ние­нос­но, как пети­ция с тре­бо­ва­ни­ем об отстав­ке МАСИМОВА. Либо у елба­сы нет в рас­по­ря­же­нии тако­го же эффек­тив­но­го тех­ни­че­ско­го ресур­са для бло­ки­ров­ки двух авто­ри­тет­ных меж­ду­на­род­ных плат­форм, а может, имидж МАСИМОВА уже ценит­ся гораз­до выше пре­зи­дент­ско­го. Либо, ско­рее все­го, и то и дру­гое. Кто же тогда истин­ный хозя­ин в доме?
При­чи­на бес­по­кой­ства МАСИМОВА вызва­на ком­плек­сом непол­но­цен­но­сти. Он непо­пу­ляр­ный поли­тик. За восемь лет он не сде­лал ниче­го сто­я­ще­го для наро­да. Поэто­му не вызы­ва­ет ника­ких пози­тив­ных эмо­ций у насе­ле­ния. Осо­бен­но после пре­да­тель­ских уда­ров в спи­ну — с деваль­ва­ци­я­ми, сокра­ще­ни­ем соци­аль­ных льгот, вклю­чая 700 тысяч школь­ни­ков, гра­бе­жом пен­си­он­ных сбе­ре­же­ний граж­дан. Как мож­но вос­при­ни­мать чело­ве­ка, настоль­ко «любя­ще­го» свой народ, за все эти годы даже не сде­лав­ше­го уси­лия осво­ить хотя бы раз­го­вор­ный язык титуль­ной нации. Для КГБш­ни­ка, овла­дев­ше­го дву­мя ино­стран­ны­ми язы­ка­ми, осво­е­ние тюрк­ско­го язы­ка не долж­но было соста­вить боль­шо­го тру­да. Ника­кие ката­ния на вело­си­пе­дах, в курьез­ных нос­ках и лоси­нах дву­смыс­лен­но­го дизай­на, уже не помо­гут. Каза­хи не такой уж наив­ный народ.
Пети­ция чет­ко выра­зи­ла эту обще­ствен­ную оцен­ку МАСИМОВА. Вот поче­му он так напрягся.

— Может ли МАСИМОВ метить в пре­ем­ни­ки пре­зи­ден­та? Каков пре­дел его амбиций?

— Он все­гда метил, метит и по сей день. Ина­че не стал бы так откры­то засве­чи­вать­ся с пани­че­ской бло­ки­ров­кой двух сай­тов. МАСИМОВ пони­ма­ет, что для него насту­пи­ла исто­ри­че­ская поло­са, когда недо­пу­сти­мы малей­шие ими­д­же­вые ошиб­ки. Имидж «народ­но­го» и «в дос­ку сво­е­го пар­ня» ему сроч­но необ­хо­дим. И к тому же, види­мо, счи­та­ет, что его пар­тия еще не завер­ше­на. Он уве­рен в том, что Казах­ста­ном мож­но управ­лять не толь­ко без зна­ния язы­ка корен­ной нации, но и без набо­ра чело­ве­че­ских качеств, явля­ю­щих­ся оче­вид­ны­ми кри­те­ри­я­ми для поли­ти­ков демо­кра­ти­че­ско­го общества.

— Когда-то гово­ри­ли, что МАСИМОВ — чело­век КУЛИБАЕВА. Как скла­ды­ва­ют­ся их вза­и­мо­от­но­ше­ния сей­час? Насколь­ко КУЛИБАЕВ ныне влиятелен?

— Фун­да­мент их отно­ше­ний закла­ды­вал­ся в лихие 90‑е, во вре­ме­на «при­хва­ти­за­ции» глав­но­го систе­мо­об­ра­зу­ю­ще­го Сбе­ре­га­тель­но­го бан­ка. Это не рефор­ма­то­ры, встре­тив­ши­е­ся на заре неза­ви­си­мо­сти и вдох­нов­лен­ные общей иде­ей стро­и­тель­ства госу­дар­ства. Это два обык­но­вен­ных меща­ни­на-аван­тю­ри­ста во дво­рян­стве. И вза­и­мо­от­но­ше­ния их, соот­вет­ствен­но, постро­е­ны на двух ком­по­нен­тах: день­гах и зна­нии мас­сы вза­им­но ком­про­ме­ти­ру­ю­щих фактов.
По пово­ду сте­пе­ни вли­я­ния КУЛИБАЕВА. Пре­зи­дент все­гда скру­пу­лез­но сле­дит за балан­сом вли­я­ния раз­лич­ных лиц в сво­ем окру­же­нии. Сте­пень вли­я­ния любо­го лица — резуль­тат назар­ба­ев­ской дози­ров­ки тако­го вли­я­ния. Тимур не исклю­че­ние. Как вся­кий двор­цо­вый свер­чок, он чет­ко зна­ет свой шесток, кото­рый уже не столь креп­ко зафик­си­ро­ван и доволь­но шаток после его про­ва­лов, нанес­ших серьез­ный урон ими­джу елба­сы. Это Жана­о­зен, пир­ро­ва побе­да над БТА Бан­ком, скан­даль­нaя «при­хва­ти­за­ция» Каз­Му­най­Га­за. О кад­ро­вых назна­че­ни­ях, состо­яв­ших­ся по реко­мен­да­ции КУЛИБАЕВА и при­вед­ших к гром­ким про­ва­лам, гово­рить сего­дня излишне. Про­сто КУЛИБАЕВ еще не окон­ча­тель­но выпол­нил свою мис­сию на повест­ке НАЗАРБАЕВА. В таком кон­тек­сте и сле­ду­ет оце­ни­вать сте­пень его «вли­я­тель­но­сти».

— В послед­нее вре­мя КУЛИБАЕВ вовсе про­пал из информпространства.
С чем это связано?

— Не пере­жи­вай­те за него силь­но. Он жив, здо­ров и не каш­ля­ет. Про­сто лет­ний сезон. Тимур — гедо­нист, не любит потеть. Не цар­ско­го зять­ка это дело — пахать в зной­ное лето. Посмот­ри­те на гео­гра­фию тра­ек­то­рий пере­ле­тов его само­ле­та. Сплош­ное сов­ме­ще­ние при­ят­но­го с полез­ным. Полез­ным не для стра­ны, а лич­но для его биз­не­са, конечно.

— Пар­тию «Бір­лік» мно­гие свя­зы­ва­ют с име­нем КУЛИБАЕВА. Так ли это на самом деле? С какой целью КУЛИБАЕВ содер­жит поли­ти­че­скую пар­тию — соби­ра­ет­ся бороть­ся за власть?

— Да, это так. Он уже дав­но за нее борет­ся. Пото­му что власть — осо­бен­но в таком авто­ри­тар­ном обще­стве, как Казах­стан, — глав­ный капи­тал. А в ско­ром буду­щем толь­ко нали­чие вла­сти смо­жет гаран­ти­ро­вать защи­ту всех «при­хва­ти­зи­ро­ван­ных» им активов.
Резю­ми­руя ска­зан­ное, хотел бы напом­нить чита­те­лям, что от пере­ста­нов­ки мест сла­га­е­мых сум­ма не меня­ет­ся. Эта акси­о­ма озна­ча­ет: исто­ри­че­ский про­гресс Казах­ста­на уже не зави­сит от того, как и о чем меж­ду собой дого­во­рят­ся раз­лич­ные группировки.

— Спа­си­бо за беседу!

Вопро­сы зада­вал Адил­дик ЖЕНЕРОВ

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма