01.02.2018
Арыстан ЖУАСОВ
Совет Безопасности (СБ) может стать главным центром принятия решений в Казахстане исходя из законопроекта об этом органе, направленного в парламент страны
В минувшую среду Мажилис парламента РК на пленарном заседании палаты принял проект закона в работу – сообщило агентство КазТАГ.
По мнению редакции, проект закона «О Совете Безопасности Республики Казахстан» кардинально меняет правовой статус, компетенцию и организацию деятельности этого органа, который из консультативно-совещательного становится конституционным. Это значит, что решения Совета и его председателя становятся обязательными к исполнению государственными органами, организациями и должностными лицами страны. Другое ключевое новшество – первому президенту – лидеру нации принадлежит право пожизненно возглавлять этот конституционный орган.
«При этом эксперты, делавшие научно-правовую экспертизу законопроекта, не согласны с новой формулировкой. «Согласно подпункту 20 статьи 44 Конституции Президент РК образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший судебный совет. Таким образом, Совет Безопасности – консультативно-совещательный орган, что и целесообразно отразить в определении организации, – замечает центрально-азиатская новостная служба Сa-news. – Однако он представлен в виде некого конституционного органа. Между тем такая категория, как «конституционный орган», требует дополнительного пояснения и толкования. В этой связи рекомендуем доработать определение «Совета Безопасности».
Также предполагается внести изменения и по персональному составу СБ. Ныне его постоянные члены: президент, премьер-министр, госсекретарь, главы администрации президента и Комитета национальной безопасности, министры иностранных дел и обороны, а также секретарь СБ. Теперь его членами по должности станут спикеры обоих палат парламента, генпрокурор и глава МВД РК. Еще одна немаловажная деталь – в служебных удостоверениях этих лиц перед надписью о занимаемой должности появится запись «член Совета Безопасности РК», что определит их высокий статус. Кстати, в новый СБ не будут входить, как было ранее, начальник Генштаба оборонного ведомства и руководитель службы внешней разведки «Сырбар», – сообщает КазТАГ.
Заметим, что новость о законопроекте не вызвала какого-то ажиотажа среди общественности, а также в социальных сетях. Хотя сам по себе проект закона о СБ может кардинально поменять систему принятия решений во всей управленческой структуре Казахстана. Сейчас все ключевые решения принимает первый президент, судя по законопроекту, он хочет сохранить свои полномочия и после ухода с этого поста. Поэтому на транзите власти в Казахстане рано ставить точку, можно только запятую, считает КазТАГ.
Однако политолог Айдос Сарым, комментируя агентству КазТАГ данный законопроект в части, где предполагается пожизненное право первого президента возглавлять этот орган, говорит, что не верит в то, что президент может оставить власть. «Я не верю в какие-то «китайские» либо иные форматы, когда наш президент может оставить власть и заниматься внешним управлением, – подчеркивает политолог. – У нас, согласно Конституции и закону «О первом президенте», у главы государства есть немало других пожизненных функций – в частности, он пожизненно руководит Ассамблеей народа Казахстана, только не знаю, что это ему дает. Я убежден – Нурсултан Абишевич пойдет на выборы, будет в них полноценно участвовать ровно столько раз, на сколько ему позволит здоровье.
Сама система и суть нынешней авторитарной власти заключается в том, что Нурсултан Абишевич физически не может никому власть передать, потому что в наших палестинах это игра с нулевым результатом: либо ты все получаешь, имея власть, либо ты все теряешь, ее теряя».
От редакции
В ближайших номерах мы постараемся подробнее проанализировать, с чем действительно связано такое кардинальное переформатирование силового консультативного органа в конституционный: опасностью «дворцового» переворота или опасностью выступлений народных масс из-за стремительно ухудшающегося уровня жизни; с неумолимым наступлением «транзитного периода» и желанием елбасы до конца жизни (даже после ухода с поста президента) контролировать силовой блок, чтобы защитить Семью и ее капиталы от посягательств нового руководства; а может быть, со стремлением положить конец бесконечным распрям между силовыми ведомствами?
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан