Евразийская интеграция сталкивается с существенными трудностями, которые могут в будущем сказаться на прочности создаваемых интеграционных структур. Это стало очевидным после заседания в Минске Высшего евразийского экономического совета (ЕЭС) и заседания совета глав СНГ.
На завершающей пресс-конференции стало понятно, что процесс интеграции идет не так гладко, как хотелось бы России. Например, Нурсултан Назарбаев указал на политизацию работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): «Не могу не отметить, что российские члены коллегии принимают участие в заседаниях правительства России, получают соответствующие установки, хотя, согласно нашему договору, комиссия, члены коллегии неподотчетны никакому из наших правительств». Когда подписывался договор о Таможенном союзе, Казахстану «обещали особый режим доступа к энергосетям», которого страна в итоге не получила и не может осуществлять нормальный транзит энергоносителей в Белоруссию через Россию, пожаловался Назарбаев.
Для некоторых товаров создаются непроходимые условия, указал президент Казахстана, приведя в пример белорусское молоко.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко согласился, что, несмотря на Таможенный союз, количество изъятий и ограничений не только не снизилось, но даже возросло, а предприниматели жалуются на таможенные процедуры. По мнению Лукашенко, пока прагматичные цели интеграции не будут выполнены, дальше по интеграционному пути двигаться не следует.
Нерешённой остается и проблема экспортной пошлины на нефть. В рамках российско-казахстанских договоренностей «Роснефть должна была поставлять 7 млн т нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане, а казахская нефть с месторождений Каспия в том же объеме — поступать в направлении «самарской группы» НПЗ компании. Однако этим планам помешало июньское соглашение «Роснефти с CNPC о дополнительных объемах поставок нефти. В итоге было принято решение, что «Роснефть» все же будет направлять 7 млн т нефти на Павлодарский НПЗ, а тот же объем казахской нефти идет по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу в Китай. Однако «Роснефть» в таком случае не хочет в полном объеме платить экспортную пошлину, требуя участия в этом и Казахстана.
По итогам заседания ЕЭС Назарбаев также призвал упразднить ЕврАзЭС как избыточную структур после создания Таможенного союза. Путин на это ответил весьма осторожно, призвав юристов «проработать вопрос». Однако российский лидер указал, что нельзя «так просто» взять и упразднить ЕврАзЭС, так как это разрушит юридическую базу Таможенного союза. Назарбаев также упрекнул Россию в том, что она торопится с подписанием интеграционных соглашений, когда значительная часть уже принятых документов не выполняется. «Давайте поэтапно! Тарифы не решаются, энергетика не решается… Кто нас гонит?.. Или сейчас предполагается, например, подписать расширения полномочий комиссии по финансовым вопросам. А мы даже не знаем, о чем речь!», — заявил он.
Поднимался также и вопрос о новых членах. Владимир Путин заявил о готовности Киргизии и Армении вступить в ТС. Кроме того, интерес к созданию зоны свободной торговли в рамках ТС проявляет и Индия. Назарбаев, в свою очередь, скорее с определенной долей иронии, призвал включить в ТС еще и Турцию с Сирией.
Уже на следующий день в Минске также прошло заседание совета глав стран СНГ, где президент Украины призвал не создавать таможенных препятствий для украинских товаров в случае подписания Украиной в конце ноября документов об ассоциации с ЕС. Украина становится своего рода «изгоем» в интеграционных структурах, действующих на территории бывшего СССР.
Владимир Путин очередной раз дал понять, что дорога в ТС для Киева будет закрыта после подписания всех документом на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. «Мы не хотим, чтобы с заднего крыльца мы получили какой-то подарок в виде отвертки», — подчеркнул он. В ответ на это Виктор Янукович заявил, что любые разговоры о необходимости выбора его страны между направлениями интеграции «в корне неверны». Глава Украины также подчеркнул, что России и остальным партнерам по СНГ даже выгодно сближение Киева с Европой.
Примечательно, что в минувшую пятницу произошел небольшой, но показательный инцидент в российско-белорусских отношениях. Сотрудники спецслужбы Белоруссии пытались задержать в Москве топ-менеджера «Уралкалия», объявленного в розыск белорусской стороной. Операция не удалась из-за вмешательства российской полиции. Хорошо известно, что иностранные спецслужбы не могут заниматься оперативной деятельностью на территории России, но Лукашенко, видимо, считает иначе.
По мере продвижения России, Белоруссии и Казахстана в интеграционных процессах в рамках Таможенного союза, число разногласий между участниками будет нарастать, что является естественным процессом. При этом усиливается конкуренция между Россией и Казахстаном за влияние в ТС, а торгово-экономические интересы стран-участниц часто упираются в политические преграды, создаваемые преимущественно Россией. На этом фоне и попытки России надавить на Украину с целью заставить ее сделать выбор в пользу «российского интеграционного вектора» теряют эффективность на фоне жалоб самих членов ТС на рост торговых препятствий в рамках ТС.
Источник: Politcom.ru