С минувшей субботы, 20 февраля, казахстанские партии, которые намерены участвовать в досрочных выборах в нижнюю палату парламента, назначенных на 20 марта, начали предвыборную кампанию. Этих партий, согласно данным Центризбиркома, шесть — “Нур Отан”, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), “Ак Жол”, “Бирлик”, “Ауыл” и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Указ о проведении досрочных выборов был подписан президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в январе 2016 года после того, как предложение о самороспуске выдвинули сами депутаты мажилиса.
Есть ли интрига?
Наблюдатели в первую очередь задаются вопросами, зачем понадобились новые выборы, и есть ли в них некая интрига? Или же их сценарий уже полностью расписан администрацией президента? Так, по оценке главы “Загранбюро казахстанской оппозиции” в Дрездене Серика Медетбекова, интриги в нынешних внеочередных выборах нет, поскольку по большей части в парламент опять баллотируются нынешние депутаты.
“Те люди, которые принимали закон о выборах, закон о партиях и множество других законов, ведущих к развалу политической системы Казахстана как таковой, будут принимать решения и в новом парламенте”, — указал Медетбеков в интервью DW.
В свою очередь казахстанский эксперт Петр Своик видит в предстоящих выборах более сложную драматургию. По его мнению, конкуренция есть и между всеми партиями, и внутри правящей президентской партии “Нур Отан”, имеющей в парламенте подавляющее большинство мандатов.
“Список кандидатов от “Нур Отана” заведомо длиннее, чем число мест, которое “Нур Отану” отдадут. Сейчас и этот большой список, и шорт-лист уже согласованы. Тем не менее конкуренция за попадание в эти списки была достаточно острой — это борьба честолюбий, денег, связей, степени лояльности, групповая и клановая конкуренция. Но борьба под ковром в основном уже завершилась в прошлом году, при составлении списков”, — рассказывает собеседник DW.
Конкуренция коммунистов и социал-демократов
Что касается противоборства между партиями, участвующими выборах, то его исход, по мнению эксперта, определен в президентской администрации по основным параметрам, но не полностью. Первый из таких параметров — явка избирателей. “Главы местных администраций, акимы, обязаны будут обеспечить показатель около 80 процентов, даже если на деле придет к урнам 20–30 процентов избирателей”, — считает Петр Своик.
Второй параметр — процент проголосовавших за “Нур Отан”. “Он, по-видимому, тоже должен быть в районе 80 процентов. Также более или менее уверенно можно говорить о том, что чуть больше проходных 7 процентов дадут “Ак-Жолу”. А вот насчет оставшихся процентов (а их чисто арифметически тогда может получить только одна партия), возможно, еще решения нет. Я даже могу допустить, что акимы, отвечающие за проведение выборов, однозначной команды на этот счет из Астаны не получили”, — полагает эксперт.
По его оценке, эти проценты могут получить либо народные коммунисты, либо оппозиционная партия ОСДП. И вот почему: Нурсултану Назарбаеву, говорит Своик, в нынешней непростой внутриполитической и внешнеполитической ситуации в парламенте потребовались критики курса на евразийскую интеграцию, отцом которой он считается, и официальной концепции формирования нации.
Контролируемый системный голос
“Незадолго до объявления выборов президент подписал концепцию национального согласия, где проводится утверждение, что казахстанская идентичность строится на гражданской основе. Тогда как национал-патриоты настаивают, что в Казахстане есть казахская нация, состоящая из казахов и диаспоры. Сейчас режиму надо иметь за спиной контролируемый системный голос, который оппонировал бы и гражданской и интеграционной риторике. Назарбаеву, ссылаясь на этот голос, будет легче добиваться своих целей, например, общаясь с президентом России. Мол, посмотрите, я всей душой за интеграцию и за гражданскую платформу, но вы сами видите, какие появились настроения в парламенте”, — отмечает собеседник DW.
Петр Своик подчеркивает, что “Нур Отан” как президентская партия не может оппонировать своему лидеру. Не с руки продвигать идею, что казахская нация состоит из казахов, а не из граждан Казахстана, и либеральной предпринимательской партии “Ак Жол”. Зато лидер ОСДП Жармахан Туякбай выступил с развернутой критикой концепции, согласно которой казахстанская идентичность формируется на гражданской основе.
“Может быть, власть решит выставить социал-демократов в качестве национал-патриотического баланса и для этой цели на этот раз пропустить их в парламент вместо народных коммунистов, которые используют пещерную антизападную риторику”, — рассуждает эксперт.
Схема транзита власти
Но помимо этого, целью досрочных выборов является подготовка к транзиту власти, задуманному президентом страны, предполагает Своик. Этот транзит может осуществляться не по схеме “президент — его преемник”, а от Нурсултана Назарбаева “сразу нескольким лицам, корпоративно”.
По оценке эксперта, члены такой группы уже подобраны и заняли необходимые для этого посты, за исключением одного — председателя мажилиса. Досрочные выборы дадут нового председателя, которым, прогнозирует эксперт, должна стать дочь президента Дарига Назарбаева. Тогда, отмечает Своик, эту схему президент может считать вполне рабочей.
Однако Серик Медетбеков видит причину проведения досрочных выборов в том, что власти боятся дестабилизации ситуации в Казахстане. “Экономический кризис усиливается, настроения могут радикализоваться. Особенно на севере Казахстана, где широкие слои населения подвержены пропаганде со стороны России. Поэтому власть хочет провести выборы сейчас, а не через год, пока она более-менее контролирует ситуацию”, — заключил глава “Загранбюро казахстанской оппозиции”.
This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.
Читать оригинал статьи:
Досрочные выборы в Казахстане: борьба за места в списке партии власти