Недавно в Казахстане начался второй этап программы «Народное IPО» – на этот раз на нее вышла национальная компания KEGOC. Между тем чистая прибыль компании, по сообщениям информагентств, сократилась почти в два раза. Не потеряют ли люди свои сбережения, клюнув на очередные рекламные призывы чиновников?
Как вложить деньги и не попасть впросак? Могут ли обычные люди стать успешными акционерами? «Народное IPО» — азартные игры с государством или реальные дивиденды? На эти отнюдь не гипотетические вопросы экономист Петр Своик ответил в прямом эфире “R‑студии”, а “Газета новостей” расшифровала самые интересные фрагменты из этого разговора.
Рынка нет — сплошная «непонятка»
Петр Владимирович, уже два года как продолжается программа «Народное IPO». Недавно на биржу вышел KEGOC. Я сама видела, как на почте две женщины покупали акции нацкомпании. То есть процесс идет, но насколько он, по Вашей оценке, успешен?
- Нужно обратить внимание на то, что программа эта, когда объявлялась, была очень общего характера. В ней не было конкретных параметров. Да, есть некий список предприятий и общая реклама: десять вопросов для начинающего акционера. Но не расшифровывалось: почему она, собственно говоря, должна быть народной, каким образом народ Казахстана может в ней участвовать?
В результате по плану там ничего и не реализовано. На первом этапе был «Казтрансойл», но вся народность свелась к тому, что чуть больше 30 тысяч человек купили акции этой компании. Это, кстати, совпадает с прикидками, сколько же в Казахстане людей, которые могут все-такикакими-то деньгами распоряжаться, чтобы играть в такие игры. И вот теперь KEGOC…
Буквально на днях появилась информация, что чистая прибыль компании за 9 месяцев текущего года сократилась почти в два раза. Стоит ли в таком случае покупать эти акции?
- Сам по себе тезис о прибыли весьма двусмысленный. Дело-то в том, что KEGOC — это естественная монополия, тарифы на которую утверждает государство. И государству надо в первую очередь задать вопрос — слушай, а почему в тарифе вот такая прибыль, которая к тому же еще и пляшет по годам?
Если тарифная политика вменяемая и четкая, то никакой прибыли, которая должна падать или расти, там не должно быть. Там должно быть так: сколько денег через тариф получила компания, столько она потратила на эксплуатацию и на развитие. То есть нераспределенной прибыли не должно быть в принципе.
А на вопрос, что будет с моими дивидендами, я скажу: не знаю! Может быть, они и будут платить дивиденды, хоть прибыль и упала. А может быть, им такой тариф утвердят, что и дивидендов не будет. Если у тебя деньги есть — купи акции и поиграй в эту игру, но там никакого рынка нет. Зато есть сплошная административная «непонятка».
Игра втемную
По-вашему, кому выгодно это IPO? Компаниям, которые могут нуждаться в средствах, или простым гражданам, которые могут успешно вложить деньги и получать прибыль?
- Это вы назвали классические версии из учебников по рыночной экономике. Компании нужны средства, и она обращается на рынок акций, размещает бумаги, рассказывает там о своих планах и все такое. Здесь не так. Вы попробуйте найти информацию на сайтах компаний о том, сколько они денег собираются взять и как они их вложат. И каким образом это все вернется. Ничего нет, никакой конкретики.
Но для чего тогда это делается?
- У меня сложилось впечатление, что просто решили создать видимость развития рынка ценных бумаг и скопировали эту программу. Фондовый рынок в стране очень и очень скромный, мягко говоря. Его много лет пытались развивать, но не во что размещать деньги, и поэтому решили: что-то надо делать. А что делать? А давайте IPO проведем! Есть же «Казтрансойл» и другие компании. Ну вот так порассуждали и сделали. Вернее, начали изображать.
Именно изображать?
- Разовью мысль. У вас есть денежка, и вы задумались, куда ее девать. Тем более что с банками у нас не совсем надежно. И вы думаете: почему бы мне не купить акцию KEGOC? И меня спрашиваете: стоит или не стоит.
Я отвечаю: хочешь — покупай и, возможно, не прогадаешь. Не купишь — наверное, тоже не прогадаешь. Почему? Потому что это игра втемную, причем как со стороны государства и национальных компаний, так и для граждан. И те, кто затеял «Народное IPO», тоже не знают, что там будет дальше.
Вот ты купила эти бумажки под названием акции KEGOC. Для чего? Ты же не будешь хозяйкой всей компании, тебе достанется одна миллионная часть их активов. А ты их купила, чтобы получать дивиденды, так?
А стоимость этой бумажки, скажем, 1000 тенге…
Одна акция KEGOC стоит 505 тенге. Вчера на моих глазах на «Казпочте» одна женщина купила 100 штук.
- Ну, есть у нас женщины, которые имеют на это 50 тысяч тенге, и надеюсь, они понимают, для чего они их покупают. Может, она правильно сделала, а может и нет.
Если KEGOC будет платить ей дивиденды, и неплохие — выше инфляции, это хорошо. Например, на свои 500 тенге она будет иметь каждый год, ну, процентов 20, будут ей 200 тенге платить в год на 1 акцию. А может быть KEGOC сообщит в этом году, что прибыль упала и не будет никаких дивидендов. Короче, держи ты эту бумагу у себя, может когда-нибудьчто-нибудь получишь.
Есть и другой вариант. Не получив ни копейки, через пару лет ты своей подружке скажешь: у тебя же денег куры не клюют, ты у меня купи хотя бы за половину стоимости эти бумажки. Она скажет: нет, я у тебя только за одну десятую куплю. Ну, давай хоть за одну десятую.
То есть это все такая игра, в которую играют втемную не только покупатели, но и продавцы. Они сами не знают, для чего это делают. Во что ты вкладываешь деньги, покупая или продавая акции, я вот не знаю. И открою государственную тайну — правительство тоже не знает. Вот так оно проводит это IPO.
Кто выиграл — большой вопрос
Мировой опыт показывает, что «Народное IPO» часто оказывается не очень удачным проектом. Как я понимаю, его успешность зависит от многих факторов — долговые нагрузки компаний, в какой валюте номинируются их акции, какова рекламная кампания?
- Там миллион вопросов. Тысячи факторов, которые надо учитывать на рынке. Главное, что самому акционеру не очень-то и понятно, во что же он вложился или вляпался. Потому что никаких перспектив, никаких гарантий.
Вообще все эти вопросы надо задавать министру энергетики Казахстана Владимиру Школьнику. Вот, Петр Владимирович тут все облил нехорошей краской, а он должен солидно и уверенно сказать: мы как государство гарантируем то-то и как эмитент рассчитываем на то-то, а если KEGOC не будет это исполнять, то мы с ним, как говорится, разберемся и направим на верный путь.
А Вы допускаете, что компания может намеренно скрыть прибыль, чтобы по акциям никаких дивидендов не платить?
- Нашим компаниям этого делать не надо, потому что они закрыты по сути. Зайдите на сайт KEGOC и попробуйте найти подробные отчеты. Не найдете! Мы время от времени узнаем, что у них прибыль упала или что-то еще, но мы не знаем реальной деятельности. И это нормальная сложившаяся в Казахстане традиция.
То есть, хотя прошло уже два года, как «Народное IPO» запущено, говорить о том, что кто-то из участников этой программы выиграл, нельзя?
- Встречный вопрос задаю. Что изменилось в «Казтрансойле» после того, как они эту кампанию провели? Думаю, что ничего. Радуются или не радуются люди, которые приобрели эти акции, я не в курсе. Может, и радуются, наверное, какой-то дивиденд им платят. Но достаточно ли этого, покрывает ли он хотя бы инфляционные издержки тех денег, которые они заплатили? Большой вопрос…
Для тех, кто не успел посмотреть онлайн, видеозапись прямого эфира доступна по прямой ссылке: http://youtu.be/rGW26yrIonc
ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не получается смотреть видеосюжеты у нас на портале, мы советуем нажать на гиперссылку, чтобы посмотреть сюжет в YouTube, или скопировать ссылку, вставить ее в браузер, чтобы открыть напрямую страницу в YouTube с заинтересовавшим вас сюжетом.
ОТ РЕДАКЦИИ: Внимание! Информация для тех, кто хочет оставить комментарий к этой статье!
К сожалению, на нашем портале и в рамках нашего домена нет такой возможности. Однако вы можете это сделать на сайте «Мнения. Комментарии. Реплики» (для этого достаточно нажать ниже на слово «комментарии»), который, с разрешения нашей редакции, но выборочно и на свое усмотрение, перепечатывает материалы портала.
Обращаем внимание на то, что сайт «Мнения. Комментарии. Реплики» является самостоятельным ресурсом, то есть редакция «Информационно-аналитического портала РЕСПУБЛИКА» не является собственником этого сайта, не ведет его модерацию и, соответственно, не несет ответственности за содержание комментариев.