Похоже, Франция скоро может организовать своеобразную конференцию всех желающих «получить» недавно задержанного экс-главу БТА-банка Мухтара Аблязова. Сейчас на бывшего банкира претендуют уже три страны – Россия, Украина и Казахстан.
О своем намерении добиваться экстрадиции Аблязова казахстанская генпрокуратура заявила во вторник. До этого, по традиции, казахстанские прокуроры достаточно долго молчали. И лишь после того, как свои претензии на бывшего банкира предъявили Россия и Украина, о своем «праве» заявил и Казахстан.
- Генеральной прокуратурой Республики Казахстан будут приняты все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на экстрадицию Аблязова, — заявил на брифинге официальный представитель генпрокуратуры Нурдаулет Суиндиков.
По его словам, выходило, что казахстанские правоохранительные органы все это время «держали руку на пульсе». Так, еще 31 июля, когда французское бюро Интерпола сообщило о задержании Аблязова на территории Франции, «Национальным бюро Интерпола Республики Казахстан незамедлительно направлено официальное подтверждение розыска Аблязова французским коллегам». 1 августа судом города Экс-ан-Прованс якобы санкционировано содержание Аблязова под стражей до 40 суток в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Франции. И уже 2 августа Генеральной прокуратурой Республики Казахстан направлено ходатайство об экстрадиции Аблязова.
При этом, г‑н Суиндиков заметил, что подтверждения о розыске и намерении экстрадировать Аблязова во Францию были направлены украинскими и российскими правоохранительными органами. «Данные процессы идут независимо друг от друга, и никто не вправе вмешиваться либо влиять на принятие компетентными органами других государств решений, связанных с розыском и намерением запрашивать выдачу обвиняемых лиц», — отметил он.
- Вопросы экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, регулируются внутренним законодательством стран, где они скрываются, а также международными соглашениями, — добавил г‑н Суиндиков. — Франция, Россия и Украина являются участниками европейской Конвенции о выдаче правонарушителей, совершенной 13 декабря 1957 года в Париже. Республика Казахстан не является участницей этой Конвенции.
По его словам, в настоящее время французские власти в соответствии с международными обязательствами рассматривают вопрос об экстрадиции Аблязова в Украину. Юридическая возможность его экстрадиции в Российскую Федерацию на основании этой Конвенции также не исключается.
Вместе с тем, экстрадиция Аблязова в Казахстан, по версии генпрокуратуры, тоже вполне реальна. «В последнее время наметилась положительная тенденция выдачи обвиняемых в совершении преступлений из европейских стран на условиях взаимности, то есть, даже при отсутствии двусторонних соглашений», — заявил представитель генпрокуратуры.
В доказательство он привел такие данные: в 2011 году из Испании и Швеции в Казахстан экстрадировано по одному обвиняемому в совершении убийства и грабежа, соответственно. В прошлом году из Португалии, Румынии и Болгарии в Республику Казахстан также экстрадировано по одному лицу, обвиняемому в совершении различных преступлений.
Данные решения, по мнению генпрокуратуры, говорят «об окрепшем доверии международного сообщества к правоохранительной и судебной системам Казахстана, которыми обеспечено соблюдение международных стандартов в области прав человека».
«Эти и другие выводы, касающиеся допустимости экстрадиции обвиняемых в Республику Казахстан, нашли свое отражение в судебных актах Европейского суда по правам человека в отношении обвиняемых по тому же, что и Аблязов, уголовному делу о хищениях средств БТА Банка — Анвара Джаксыбергенова и Вероники Ефимовой», — добавил г‑н Суиндиков.
При этом Казахстан ежегодно по запросам иностранных государств принимаются решения о выдаче более 100 лиц, в свою очередь решения об экстрадиции в Казахстан принимаются в среднем в отношении 70 лиц.
«В этой связи Генеральной прокуратурой Республики Казахстан будут приняты все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на экстрадицию Аблязова. Данный вопрос находится на особом контроле Генеральной прокуратуры», — заключил Суиндиков.
Читать оригинал статьи —