Дастан КАДЫРЖАНОВ: «Уроки Желтоксана не поняты до конца»


Пред­ла­га­ем вни­ма­нию чита­те­ля про­грам­ное интер­вью извест­но­го поли­то­ло­га Даста­на КАДЫРЖАНОВА. В пер­вой части бесе­ды он ана­ли­зи­ру­ет декабрь­ские собы­тия 1986 года и что пошло не так в годы независимости.

— При­бли­жа­ют­ся две сакраль­ные и одна тра­ги­че­ская дата в казах­ской исто­рии. Нач­нем с Жел­ток­са­на — декабрь­ских собы­тий 1986 года. Как вы пере­жи­ва­ли те вре­ме­на? Чем был для казах­ской исто­рии Желтоксан?

— Я очень ярко пом­ню собы­тия того пери­о­да. Пом­ню и те эмо­ции, кото­рые бур­ли­ли тогда в моей душе.
Сра­зу ска­жу, я не был на пло­ща­ди име­ни Бреж­не­ва. При­чи­на про­ста — в это вре­мя я толь­ко-толь­ко демо­би­ли­зо­вал­ся из рядов Совет­ской Армии и сра­зу, пря­ми­ком из воин­ской части, поехал вос­ста­нав­ли­вать­ся в свой инсти­тут в Моск­ву. Учил­ся я в Инсти­ту­те стран Азии и Афри­ки при МГУ, там не каж­дый год осу­ществ­лял­ся набор на тот или иной восточ­ный язык. До армии я изу­чал фар­си, и если бы не вос­ста­но­вил­ся сра­зу после уволь­не­ния в запас, рис­ко­вал поте­рять год или два, а то и вовсе сме­нить язык обу­че­ния. По этой при­чине я не стал заез­жать домой в Алма­ты, ведь на дво­ре уже сто­я­ли послед­ние дни ноября.
Мне повез­ло, и 1 декаб­ря я, окры­лен­ный уда­чей и тем, что сно­ва вер­нул­ся к граж­дан­ской и сту­ден­че­ской жиз­ни, с голо­вой погру­зил­ся в под­го­тов­ку к зим­ней сес­сии. В обща­ге меня под­се­ли­ли к взрос­лым дядень­кам из так назы­ва­е­мо­го спе­ц­фа­ка. На спе­ци­аль­ном факуль­те­те мое­го инсти­ту­та, ИСАА, ста­же­ры с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем изу­ча­ли восточ­ные язы­ки, что­бы впо­след­ствии рабо­тать по спе­ци­аль­но­сти за рубе­жом. В ком­на­те нас было пяте­ро: поми­мо меня два каза­ха — учи­те­ля физи­ки, рус­ский с Даль­не­го Восто­ка и эстонец.
И вот одна­жды, когда я был погру­жен в уче­бу, в ком­на­ту вих­рем ворвал­ся Серик (это один из казахов‑спецфаковцев) и, потря­сая кула­ка­ми, забе­гал по ком­на­те, радост­но крича:
— Нако­нец-то ста­рик ушел! Он ушел!
Мы не сра­зу смог­ли разо­брать, что речь шла о том, что в отстав­ку был отправ­лен Димаш Ахме­до­вич КУНАЕВ. Мурат (вто­рой спе­ц­фа­ко­вец-казах) дело­ви­то попра­вил очки, достал бутыл­ку вина и сказал:
— Ну что ж… давай­те это отметим.
Я, конеч­но же, не мог это «отме­чать», ведь я явля­юсь вну­ча­тым пле­мян­ни­ком Дима­ша Ахме­до­ви­ча. Но мои сосе­ди не мог­ли это­го знать — я нико­гда это­го не афи­ши­ро­вал. Поэто­му я под бла­го­вид­ным пред­ло­гом про­сто сбе­жал из комнаты.
Дело еще было в том, что для род­ствен­ни­ков Дима­ша Ахме­до­ви­ча его уход уже дав­но не пред­став­лял­ся чем-то невоз­мож­ным. Мы пре­крас­но зна­ли, что он дав­но, еще со вре­мен смер­ти БРЕЖНЕВА, регу­ляр­но писал заяв­ле­ние об отстав­ке. Писал он и на имя ГОРБАЧЕВА. Самое уди­ви­тель­ное то, что имен­но по аргу­мен­ти­ро­ван­ной прось­бе АНДРОПОВА и ГОРБАЧЕВА КУНАЕВ про­дол­жал оста­вать­ся во гла­ве рес­пуб­ли­ки и в соста­ве Политбюро.
Потом я лич­но из уст Диме­ке слы­шал аргу­мен­ты, поче­му он про­сил об отстав­ке. Во‑первых, воз­раст. Димаш Ахме­до­вич искренне счи­тал, что его эпо­ха уже ушла с БРЕЖНЕВЫМ и пора объ­ек­тив­но пере­да­вать дело моло­дым. Во‑вторых, он не очень одоб­ри­тель­но отно­сил­ся к гор­ба­чев­ским мето­дам рабо­ты. Дело было вовсе не в непри­я­тии пере­строй­ки и не в том, что КУНАЕВ яко­бы кон­сер­ва­ти­вен. Суть состо­я­ла в том, что при ГОРБАЧЕВЕ был рез­ко нару­шен баланс вли­я­ния в Полит­бю­ро меж­ду «наци­о­на­ла­ми» и «моск­ви­ча­ми», кото­рый выстра­и­вал еще «реги­о­нал» БРЕЖНЕВ. И этот баланс был нару­шен в поль­зу мос­ков­ско­го дик­та­та. ГОРБАЧЕВ, хотя и был выход­цем из Став­ро­по­лья, идео­ло­ги­че­ски был цели­ком став­лен­ни­ком «мос­ков­ской» груп­пы. Не зря в его био­гра­фии часто под­чер­ки­ва­ли, что он и его жена явля­ют­ся вос­пи­тан­ни­ка­ми МГУ.
Вопрос борь­бы за баланс внут­ри Полит­бю­ро очень важен, пото­му что через него вы смо­же­те понять более рельеф­но, как боро­лись меж­ду собой в СССР идей­но-соци­а­ли­сти­че­ский и коло­ни­аль­ный трен­ды. В сво­ем выступ­ле­нии в про­грам­ме у Вла­ди­ми­ра ПОЗНЕРА на вопрос, что бы он изме­нил, если бы остал­ся у вла­сти в СССР, ГОРБАЧЕВ откры­то заявил:
— Я бы лик­ви­ди­ро­вал феде­ра­тив­ное деле­ние СССР по наци­о­наль­но­му принципу.
Так что, вне вся­ко­го сомне­ния, при ГОРБАЧЕВЕ «наци­о­наль­ная» линия была обре­че­на на пора­же­ние. Опре­де­лен­ным сим­во­лом ее раз­об­щен­но­сти ста­ло то, что реги­о­наль­ные пер­вые сек­ре­та­ри, соби­ра­ясь в сто­ли­це СССР, пере­ста­ли друж­но оста­нав­ли­вать­ся в гости­ни­це «Москва», как было рань­ше. Мно­гие пом­нят, что в послед­ние годы прав­ле­ния КУНАЕВ стал посто­ян­но оста­нав­ли­вать­ся в гости­ни­це Каз­пост­пред­ства, где в 80‑х годах было достро­е­но спе­ци­аль­ное кры­ло. Так же ста­ли посту­пать и дру­гие «наци­о­на­лы», кото­рые обза­ве­лись таки­ми же фли­ге­ля­ми в пост­пред­ствах. Центр шаг за шагом про­во­дил поли­ти­ку раз­об­ще­ния «лиде­ров соци­а­ли­сти­че­ских наций». Москва реши­тель­но жела­ла пере­фор­ма­ти­ро­вать реги­о­на­лов под себя, что­бы впредь голос из рес­пуб­лик оста­вал­ся вто­рич­ным. Бла­го рекру­ти­ро­вать таких пер­сон ста­ло доволь­но легко.
К 1986 году КУНАЕВ оли­це­тво­рял собой в Полит­бю­ро имен­но ста­рый тренд «наци­о­на­лов». Это не сего­дняш­нее назва­ние, а имен­но поли­ти­че­ский сленг, кото­рый тогда был при­нят в Полит­бю­ро. Поэто­му его уход в отстав­ку был лишь вопро­сом вре­ме­ни и тща­тель­но гото­вил­ся им самим. Тем более что к тому вре­ме­ни 16‑й съезд Ком­пар­тии Казах­ста­на уже состо­ял­ся и было абсо­лют­но понят­но, к чему стре­мит­ся гор­ба­чев­ское Политбюро.
Поэто­му я отнес­ся к фак­ту ухо­да Дима­ша Ахме­до­ви­ча совер­шен­но спо­кой­но — не так эмо­ци­о­наль­но, как мои сосе­ди по комнате.
Так закон­чил­ся день 16 декабря.
Потом собы­тия завер­те­лись в каком-то стре­ми­тель­ном вих­ре. С утра в инсти­ту­те меня сра­зу вызва­ли к началь­ни­ку кур­са, потом к дека­ну, а к сере­дине дня я уже сидел перед самим дирек­то­ром ИСАА. Дело в том, что в те дни я был един­ствен­ным каза­хом из Казах­ста­на в инсти­ту­те. Были еще двое, но они жили и роди­лись в Москве. Один из них, Дани­яр, так­же пред­стал со мной перед дирек­то­ром вуза.
К чести моих пре­по­да­ва­те­лей могу ска­зать, что, види­мо, восточ­ный факуль­тет нало­жил отпе­ча­ток на их вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти. Ни один из них не ска­зал ни сло­ва нега­ти­ва в адрес каза­хов, хотя к тому вре­ме­ни они уже полу­чи­ли инфор­ма­цию о том, что в Алма-Ате идут мас­со­вые акции про­те­ста. Это важ­но на фоне того, что в даль­ней­шем, когда мне при­хо­ди­лось хло­по­тать за зем­ля­ков в раз­ных вузах (что­бы их не отчис­ля­ли, не устра­и­ва­ли на них гоне­ния за «наци­о­на­лизм»), при­шлось встре­чать­ся с таки­ми откро­вен­ны­ми шови­ни­ста­ми, что «ни сло­ва­ми описать».
Не надо забы­вать, что Жел­ток­сан вряд ли вынес нару­жу некий «огол­те­лый казах­ский наци­о­на­лизм», кото­ро­го про­сто не мог­ло быть тогда. Он вынес нару­жу имен­но огром­ное чис­ло про­яв­ле­ний злоб­но­го, раз­но­об­раз­но­го по уров­ню арти­ку­ля­ции, но неожи­дан­но мас­со­во­го вели­ко­дер­жав­но­го шови­низ­ма. Его неожи­дан­но ста­ло мож­но выра­жать — пото­му что тогда он полу­чил офи­ци­аль­ную под­держ­ку пар­тий­ных идео­ло­ги­че­ских доку­мен­тов, да и кон­крет­но судеб­но-репрес­сив­ной практики.
Забе­гая впе­ред, могу ска­зать, что имен­но этот фак­тор и пре­вра­тил Жел­ток­сан в пред­вест­ник гибе­ли «еди­но­го совет­ско­го наро­да», а в кон­це кон­цов и СССР. Тогда все наро­ды стра­ны воочию уви­де­ли, во что по-насто­я­ще­му сви­ре­пое и без­апел­ля­ци­он­ное может пре­вра­тить­ся вели­ко­дер­жав­ный шови­низм, если дать ему офи­ци­аль­ную под­держ­ку, пусть даже кос­вен­ную, но в обще­со­юз­ном мас­шта­бе. Вот тогда все «соци­а­ли­сти­че­ские нации» и уви­де­ли воочию, через что им неиз­беж­но при­дет­ся прой­ти, если в СССР все оста­нет­ся так, как есть. Когда я носил­ся в мет­ро от вуза к вузу, у меня отчет­ли­во сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что нас, каза­хов, быст­ро и реши­тель­но пре­вра­ти­ли в «гони­мое пле­мя». Имен­но тогда роди­лась моя вто­рая пес­ня про Алма-Ату, в кото­рой была такая стро­ка: «Мы, сыны вол­ков, зачем гони­мы в ночь…?»
Итак, 17 декаб­ря утром я уже знал из рас­ска­зов пре­по­да­ва­те­лей, что алма­тин­ские горо­жане вышли на площадь.
— Вре­мя рас­ста­вит все по сво­им местам, — так ска­зал мне тогда дирек­тор ИСАА Роман АХРАМОВИЧ, в про­шлом бело­рус­ский пар­ти­зан, жест­кий, но спра­вед­ли­вый руко­во­ди­тель, быв­ший на «ты» со мно­ги­ми чле­на­ми Полит­бю­ро и с самим ГРОМЫКО. — Я знаю, вы как буду­щий уче­ный обя­за­тель­но раз­бе­ре­тесь с истин­ной кар­ти­ной того, кто там прав, а кто нет. У меня лишь одна к вам прось­ба: несколь­ко дней про­сто будь­те в обще­жи­тии и нику­да не выхо­ди­те. Поста­рай­тесь не общать­ся с зем­ля­ка­ми, осо­бен­но если они вас позо­вут куда-нибудь. Это моя лич­ная просьба.
Конеч­но же, я сра­зу пошел в пере­го­вор­ный пункт и попро­бо­вал дозво­нить­ся домой. Мне повез­ло! Но то, что я услы­шал, меня не обра­до­ва­ло. Мама прокричала:
— Біз­де көтеріліс! Әзір­ше ызбан­да­ма! — и бро­си­ла трубку.
Потом было бес­по­лез­но дозва­ни­вать­ся куда-либо. Серд­це мое раз­ры­ва­лось. Я столь­ко не был в род­ном горо­де, и то, что я по вполне праг­ма­ти­че­ской при­чине не заехал домой после армии, теперь мне каза­лось предательством.
Веро­лом­но нару­шив свое обе­ща­ние дирек­то­ру инсти­ту­та, я поехал к дру­зьям-зем­ля­кам в ДСВ (дру­гое обще­жи­тие МГУ). Там уже про­ис­хо­дил бур­ный обмен инфор­ма­ци­ей, что как и когда нам делать даль­ше. Там же мы услы­ша­ли отда­лен­ные слу­хи о жесто­ком раз­гоне демон­стра­ции… Конеч­но, наше­му казах­ско­му сооб­ще­ству в ДСВ, кото­рое счи­та­ло себя после­до­ва­те­ля­ми Алаш Орды и назы­ва­ло себя Жас тул­па­ром II, я когда-нибудь посвя­щу свой рас­сказ, и он будет не про­стым, но позднее.
Вер­нув­шись в свое обще­жи­тие, я застал спе­ц­фа­ков­цев за жесто­ким спо­ром. От радо­сти моих сооте­че­ствен­ни­ков, что «дед ушел», не оста­лось и сле­да. Бур­ли­ли ком­на­ты и курил­ка. Все обсуж­да­ли вести и слу­хи из Казах­ста­на. Здесь каза­хам не гру­би­ли — это было чре­ва­то, в любой обща­ге Моск­вы мы пред­став­ля­ли собой вну­ши­тель­ную силу. Одна­ко мне­ний и контрм­не­ний было доста­точ­но. Вовсю зву­ча­ло «пре­вра­ти­ли в сырье­вой при­да­ток», «нару­ше­ние прин­ци­пов демо­кра­тии», «рав­но­пра­вие наций толь­ко на сло­вах» и т. д.
Наш эстон­ский друг во вре­мя горя­чих спо­ров поче­му-то улы­бал­ся и даже похи­хи­ки­вал. Когда Мурат на него заорал:
— А ты чего ржешь, над нашим горем сме­ешь­ся, что ли? — он спо­кой­но сказал:
— Для вас это все вно­ве, а для нас нет. Я про­сто раду­юсь, что теперь мно­гие вещи дошли и до каза­хов. А зная вас, что вы дале­ко не отпе­тые наци­о­на­ли­сты, я теперь пони­маю, что обрат­но­го хода уже точ­но нет.
В общем, тем­пе­ра­ту­ра спо­ров зашкаливала…
Утро в инсти­ту­те нача­лось вооб­ще пара­док­саль­но. Сту­ден­ты тол­пи­лись перед заня­ти­я­ми в кори­до­ре и курил­ках, мно­гие наки­ну­лись на меня с вопро­са­ми. Вдруг на весь кори­дор раз­дал­ся крик, и все уви­де­ли такое зре­ли­ще — высо­ко под­няв над голо­вой какую-то газе­ту, сквозь тол­пу нес­ся мой одно­курс­ник и орал:
— Уррааа!!! В Алма-Ате сту­ден­ты на пло­щадь вышли!!! Каза­хи — молод­цы!!! Вот это насто­я­щие сту­ден­ты, мужи­ки!!! Не то, что мы — г…но, а не студенты!!!
Газе­той была «Прав­да» от 18 декаб­ря с малень­ким тек­стом «Сооб­ще­ние из Алма-Аты», где было напи­са­но совсем дру­гое и дру­гие выво­ды, неже­ли те, что сде­лал для себя и дру­гих мой однокурсник…
Потом было мно­гое — и наши митин­ги у пост­пред­ства, и твор­че­ская встре­ча с ШАХАНОВЫМ, и запрет от пост­пред­ства на орга­ни­за­цию зем­ля­че­ства, и наши тре­бо­ва­ния к депу­тат­ской груп­пе из Казах­ста­на во вре­мя Съез­дов сове­тов, казах­ские фести­ва­ли и вик­то­ри­ны, сти­хи и пес­ни про Жел­ток­сан, дра­ки с теми, кто посмел усо­мнить­ся в нашей право­те, гоне­ния и отчис­ле­ния из вузов… Глав­ное — я хоро­шо пом­ню, как пове­ли себя тогда те, кто сего­дня стре­мит­ся запрыг­нуть на тему Желтоксана.
Изви­ни­те, я и так слиш­ком мно­го рас­ска­зал про себя. Наде­юсь, не зря, Жел­ток­сан — это не толь­ко пло­щадь в Алма-Ате. По все­му необъ­ят­но­му СССР он охва­тил всех, кто явля­ет­ся каза­хом или счи­та­ет себя казах­стан­цем. Не оста­лись в сто­роне и те, кто учил­ся в тот момент в раз­ных горо­дах Сою­за, осо­бен­но в Москве.
Ино­гда мне кажет­ся, что у каж­до­го каза­ха внут­ри, в серд­це, живет свой соб­ствен­ный Жел­ток­сан. Своя исто­рия взрос­ле­ния. То, что заста­ви­ло его стрях­нуть с себя мно­же­ство мифов и про­па­ган­дист­ских иллю­зий. То, бла­го­да­ря чему, даже несмот­ря на попыт­ки наше­го тогдаш­не­го руко­вод­ства сохра­нить СССР, исто­рия все-таки при­ве­ла в ито­ге к Неза­ви­си­мо­сти. Увы, у нас, каза­хов, очень мно­гое в исто­рии про­ис­хо­дит не «из-за», а «вопре­ки».

— На Запа­де чаще гово­рят о выступ­ле­ни­ях в Тби­ли­си, в При­бал­ти­ке, но о декабрь­ских собы­ти­ях 86‑го года мол­чат, не зна­ют. Недо­оце­не­на ли исто­ри­че­ская важ­ность Жел­ток­са­на в исто­рии? Дали ли мы сами долж­ную оцен­ку этим событиям?

— Добав­лю один аспект к тому, чем явил­ся Жел­ток­сан для про­буж­де­ния осталь­ных наро­дов СССР. Моя мама пре­по­да­ва­ла в то вре­мя в Каз­ГУ фило­со­фию и имен­но «наци­о­наль­ный вопрос». Тогда эта дис­ци­пли­на шла под мар­кой чего-то вро­де «вырав­ни­ва­ния уров­ней соци­а­ли­сти­че­ских наций». Так вот, после декаб­ря 1986 года на ее кафед­ре прак­ти­че­ски все спрыг­ну­ли с этой темы. На маме это ста­ло ска­зы­вать­ся вполне физи­че­ски — ей при­шлось одной закры­вать все бре­ши в рас­пи­са­нии, и ее все реже мы ста­ли видеть дома. Конеч­но, как вся­кий юно­ше­ский мак­си­ма­лист, я воз­му­щал­ся сво­и­ми сограж­да­на­ми. Я счи­тал, что они в самое слож­ное вре­мя стру­си­ли читать «наци­о­наль­ный вопрос». На что моя мама спо­кой­но возражала:
— Ты видишь толь­ко одну сто­ро­ну меда­ли. Но дело еще и в том, что эту дис­ци­пли­ну ста­ло совер­шен­но невоз­мож­но читать в Казах­стане. Как бы ни был про­па­ган­дист­ски силен марк­сизм, он бес­си­лен про­тив реаль­ных фактов.
Так что с Жел­ток­са­на вполне ощу­ти­мо ста­ла рушить­ся самая глав­ная осно­ва СССР — идео­ло­ги­че­ское доми­ни­ро­ва­ние марк­сиз­ма в тео­рии наци­о­наль­но­го вопро­са. А это, изви­ни­те, уже тек­то­ни­че­ский сдвиг в сознании.
Так что если на Запа­де не пони­ма­ют важ­но­сти Жел­ток­са­на, то это их про­бле­мы, их уров­ня про­фес­си­о­на­лиз­ма в зна­нии наше­го обще­ства. Мне в част­но­сти все рав­но, что дума­ют о важ­но­сти для нас 86‑го года дру­гие. Гораз­до важ­нее, чем он явля­ет­ся для нас самих. А вот здесь мы видим, что исто­рия этой оцен­ки еще дале­ко не закон­че­на. Это объ­яс­ни­мо, пото­му что пока еще живо поко­ле­ние тех, кто лич­но при­ча­стен, так или ина­че, к собы­ти­ям на пло­ща­ди име­ни Бреж­не­ва. И есть те, кто хочет тща­тель­но скрыть харак­тер этой при­част­но­сти. Думаю, мно­гие с этим согла­сят­ся, с этим выво­дом я вооб­ще не оригинален.
Одна­ко перед совре­мен­ни­ка­ми Жел­ток­са­на про­дол­жа­ет сто­ять зада­ча в сохра­не­нии духа тех собы­тий. Важ­но не толь­ко из-за муже­ства высту­пив­ших на пло­ща­ди. Важ­но пони­ма­ние и того, что раз­вер­ну­лось потом — какой шабаш отступ­ни­че­ства от сво­ей нации. Репрес­сии, гоне­ния, суды, наве­ты ста­ли ужа­сом нашей исто­рии в после­ду­ю­щие годы, вплоть до само­го обре­те­ния Неза­ви­си­мо­сти. Не нуж­но забы­вать, что Жел­ток­сан — это не толь­ко два дня выступ­ле­ний и жесто­кий раз­гон участ­ни­ков. Все, что после­до­ва­ло потом — от гибе­ли Кай­ра­та РЫСКУЛБЕКОВА до созда­ния вла­стью ква­зи­жел­ток­са­нов­цев, — это исто­рия одно­го казах­ско­го наро­да. Наро­да, кото­рый очень стре­мит­ся создать из себя нацию и остать­ся таким обра­зом в исто­рии чело­ве­че­ской цивилизации.
Не толь­ко исто­ри­че­ские опре­де­ле­ния до кон­ца не сфор­му­ли­ро­ва­ны. Не поня­ты до кон­ца и уро­ки Жел­ток­са­на. Если мы забу­дем, как пред­ста­ви­те­ли наше­го соб­ствен­но­го наро­да сво­ди­ли лич­ные сче­ты с теми, чей ребе­нок ока­зал­ся на пло­ща­ди, мы вряд ли ста­нем наци­ей с более или менее цель­ным самосознанием.
И дело дале­ко не в том, что­бы заклей­мить тех, кто тогда про­гнул­ся под систе­му. Суть, мне кажет­ся, гораз­до глуб­же. Она не в уме­нии раз­де­лить нацию на «хоро­ших» и «пло­хих» или видеть все исклю­чи­тель­но в чер­но-белых тонах. Она, наобо­рот, в том, что­бы сде­лать нацию цель­ной. И теперь это каса­ет­ся не толь­ко каза­хов на этой земле.

— Какие собы­тия с тех пор ста­ли пере­лом­ны­ми и при­ве­ли к тому состо­я­нию, кото­рое сло­жи­лось сейчас?

— Даль­ней­ший modus vivendi нашей нации опре­де­лил самый глав­ный вопрос фор­ма­ции — пер­во­на­чаль­ное накоп­ле­ние капи­та­ла и после­ду­ю­щее закреп­ле­ние его результатов.
Конеч­но, суще­ству­ет шут­ка про то, что нача­ло фор­ми­ро­ва­ния любо­го капи­та­ла — тем­ная исто­рия, но это не более чем исто­ри­че­ский эвфе­мизм. И зада­ча это­го иска­же­ния про­ста — оправ­дать все непра­вед­ные мето­ды созда­ния капи­та­лов вооб­ще. Увы, это не про­сто пост­со­вет­ский ата­визм созна­ния. Такой тип мыш­ле­ния, к сожа­ле­нию, при­во­дит к тому, что обще­ство никак не может пси­хо­ло­ги­че­ски пре­одо­леть в себе пери­од «дико­го капи­та­лиз­ма», непро­из­воль­но подав­ляя таким обра­зом либе­раль­ные идеи рын­ка, сво­бод­но­го и защи­щен­но­го проч­ной пра­во­вой системой.
В нашей стране зада­ча внед­ре­ния капи­та­лиз­ма, в сущ­но­сти, сво­ди­лась к одно­му — к рас­пре­де­ле­нию всех команд­ных высот эко­но­ми­ки в част­ные руки. Чело­ве­че­ство к тому вре­ме­ни уже нако­пи­ло доста­точ­ный багаж зна­ний по кол­лек­тив­ной фор­ме соб­ствен­но­сти. Их мас­са. Это и сво­бод­ное дви­же­ние акций, это и кор­по­ра­тив­ное и обще­на­ци­о­наль­ное вла­де­ние, это и кон­цес­сии на дли­тель­ный срок. Но в Казах­стане с 1995 года все эти под­хо­ды были отверг­ну­ты и избран лишь один — при­ва­ти­за­ция в экс­клю­зив­ную лич­ную соб­ствен­ность отдель­ных пер­сон, при­част­ных к вла­сти или обле­чен­ных ею.
Под эти цели в 1995 году была про­ве­де­на реши­тель­ная поли­ти­че­ская рефор­ма, демон­ти­ро­ва­на совет­ская систе­ма. Не путать с ком­му­ни­сти­че­ской или соци­а­ли­сти­че­ской. В Казах­стане была раз­ру­ше­на систе­ма мест­но­го само­управ­ле­ния, вме­сто нее за 25 лет так и не было пред­ло­же­но и не реа­ли­зо­ва­но ниче­го более или менее пут­но­го, не гово­ря о том, что­бы демо­кра­тич­но­го. Понят­ное дело, что выс­ший уро­вень Сове­тов — Вер­хов­ный Совет — был арха­ич­ным, но низо­вые Сове­ты после их деком­му­ни­за­ции были вполне нор­маль­ным меха­низ­мом мест­но­го само­управ­ле­ния, кото­рый мож­но было напол­нить новы­ми смыслами.
Роспуск Вер­хов­но­го Сове­та пре­сле­до­вал цель демон­та­жа совет­ской систе­мы лишь для пуб­лич­ной про­па­ган­ды. Глав­ной целью же было демон­ти­ро­вать любую поли­ти­че­скую силу в стране, спо­соб­ную поме­шать раз­ви­тию авто­ри­тар­но­го управ­ле­ния и, глав­ное, под его мар­кой осу­ще­ствить тоталь­ную при­ва­ти­за­цию «в одни руки». Была лик­ви­ди­ро­ва­на «пар­ла­мент­ская» Кон­сти­ту­ция 1993 года, окон­ча­тель­но раз­вер­нув стра­ну в сто­ро­ну стро­и­тель­ства так назы­ва­е­мой супер­пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки (спа­си­бо за тер­мин г‑ну ЕРТЫСБАЕВУ). На деле это ника­кая не супер­пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка, а обык­но­вен­ный авторитаризм.
Тогда вла­сти еще важ­но было фун­да­мен­таль­ное науч­ное обос­но­ва­ние сво­их дей­ствий перед обще­ством, и на аре­ну высту­пи­ла док­три­на «разум­но­го авто­ри­та­риз­ма» М. ТАЖИНА, кото­рая в тео­ре­ти­че­ском плане нашла отклик во мно­гих моз­гах стра­ны. Ведь речь, каза­лось бы, шла о разум­ном балан­се меж­ду кол­лек­тив­ным и авто­ри­тар­ным спо­со­ба­ми при­ня­тия реше­ний. Учи­ты­вая «слож­ность момен­та», казах­стан­цы, ока­за­лось, гото­вы деле­ги­ро­вать пра­во авто­ри­тар­ных реше­ний пре­зи­ден­ту, дабы избе­жать излиш­них и нере­ши­тель­ных дис­кус­сий, спо­соб­ных затор­мо­зить рефор­мы общества.
Сло­во «рефор­ма» тогда носи­ло почти маги­че­ский харак­тер. Оно было осно­вой идео­ло­гии пре­зи­ден­та НАЗАРБАЕВА, и это понят­но — пози­тив­ных изме­не­ний тогда жда­ли все. Поэто­му под мар­кой избав­ле­ния от ком­му­ни­сти­че­ско­го тота­ли­та­риз­ма в тот момент исто­рии мож­но было про­во­дить все что угодно.
Был создан пра­во­вой меха­низм при­ва­ти­за­ции. Пока не был избран новый пар­ла­мент, силу зако­нов при­об­ре­ли ука­зы пре­зи­ден­та. Так появил­ся целый свод зако­нов, кото­рый спе­ци­аль­но был создан под пра­ви­тель­ство А. КАЖЕГЕЛЬДИНА.
На это пра­ви­тель­ство и его ведом­ства вро­де Гос­ко­ми­му­ще­ства и была воз­ло­же­на зада­ча сме­нить стиль при­ва­ти­за­ции со смут­ной «пере­да­чи прав в управ­ле­ние», вся­ких непо­нят­ных кон­цес­сий и купон­ной при­ва­ти­за­ции (помни­те ПИКи?) на пере­рас­пре­де­ле­ние прав соб­ствен­но­сти в отдель­ные ука­зан­ные руки.
Это был основ­ной испол­ни­тель­ный инстру­мент. Толь­ко пря­мым адми­ни­стра­тив­ным дав­ле­ни­ем мож­но было пода­вить сопро­тив­ле­ние это­му про­цес­су со сто­ро­ны так назы­ва­е­мых крас­ных дирек­то­ров и тру­до­вых кол­лек­ти­вов. Этот союз был доста­точ­но силен, пото­му что тру­до­вым кол­лек­ти­вам не так дав­но пере­строй­кой было предо­став­ле­но пра­во изби­рать руко­во­ди­те­лей пред­при­я­тий. Более того, люди уже нача­ли раз­би­рать­ся в тон­ко­стях капи­та­лиз­ма и леле­ять надеж­ды на то, что их место рабо­ты смо­жет пре­вра­тить их со вре­ме­нем в мас­со­вых акци­о­не­ров пред­при­я­тий. Одна­ко этим меч­там не суж­де­но было сбыться.
Отсут­ствие в стране зако­но­да­тель­но­го орга­на поз­во­ли­ло пре­зи­ден­ту рефор­ми­ро­вать еще один важ­ней­ший инстру­мент при­ва­ти­за­ции — бан­ков­скую систе­му. Ука­зы о бан­ков­ской систе­ме того пери­о­да, поми­мо задач оздо­ров­ле­ния финан­со­вой систе­мы госу­дар­ства, реша­ли дру­гую попут­ную зада­чу — орга­ни­зо­ва­ли финан­со­вый источ­ник для при­ва­ти­за­ции в стране.
Одна­ко оте­че­ствен­ных финан­сов для про­ве­де­ния мас­штаб­ной при­ва­ти­за­ции тогда было явно недо­ста­точ­но. Этот недо­ста­ток с лих­вой ком­пен­си­ро­вал­ся дру­гим мощ­ней­шим источ­ни­ком. Его назва­ние до сих пор Акор­да про­из­но­сит с бла­го­го­ве­ни­ем: ино­стран­ные инве­сти­ции. Вот тогда мас­со­вый харак­тер при­об­ре­ло появ­ле­ние в стране псев­до­гран­дов меж­ду­на­род­ной эко­но­ми­ки, кото­рые игра­ли не толь­ко роль при­ва­ти­за­то­ров, но и созда­ва­ли абсо­лют­но новую систе­му накоп­ле­ния для казах­стан­ской эли­ты — зару­беж­ные сче­та и офшор­ные ком­па­нии. Это было крайне удоб­но — народ видел лишь казах­стан­скую сто­ро­ну вопро­са, тогда как ино­стран­ная еще дол­гие годы ока­зы­ва­лась в густой тени.
Кста­ти, один из самых совре­мен­ных меха­низ­мов реаль­ной демо­кра­ти­за­ции соб­ствен­но­сти в стране — фон­до­вый рынок — так и остал­ся в Казах­стане в пери­фе­рий­ном состо­я­нии по одной про­стой при­чине: ничто, а точ­нее, никто не дол­жен был мешать про­цес­су при­ва­ти­за­ции, ни один слу­чай­но появив­ший­ся пре­тен­дент на собственность.
Итак, к 2001 году про­цесс пер­во­на­чаль­но­го рас­пре­де­ле­ния наци­о­наль­ных богатств уже был фун­да­мен­таль­но решен. Теперь по исто­ри­че­ской логи­ке дико­му капи­та­лиз­му дол­жен был после­до­вать либе­раль­ный пери­од. Ведь капи­та­лизм — это не толь­ко фор­ма­ция тех, кто созда­ет биз­нес, а еще и тех, кто его уме­ет сохра­нить и, глав­ное, раз­вить наи­бо­лее про­фес­си­о­наль­но и эффек­тив­но. На Запа­де в 70‑х годах это ярко про­де­мон­стри­ро­ва­ла «рево­лю­ция мене­дже­ров». Мно­гие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что имен­но бла­го­да­ря эффек­ту от кар­ди­наль­ной демо­кра­ти­за­ции капи­та­ла, кото­рую осу­ще­стви­ла эта рево­лю­ция, в таких стра­нах, как США и Вели­ко­бри­та­ния, не вос­тор­же­ство­вал фашизм и не слу­чи­лось соци­аль­ной революции.
По идее, либе­ра­ли­за­ция поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской систем в стране долж­на была послу­жить тому, что есте­ствен­ным раз­ви­ти­ем и, глав­ное, мас­со­вой демо­кра­ти­за­ци­ей капи­та­лов будут посте­пен­но ниве­ли­ро­ва­ны «огре­хи» при­ва­ти­за­ции. Посте­пен­но управ­ле­ние наци­о­наль­ны­ми акти­ва­ми долж­но было перей­ти от «кумов­ско­го» к про­фес­си­о­наль­но­му прин­ци­пу. Насе­ле­ние все боль­ше долж­но было ста­но­вить­ся при­част­ным ко всем наци­о­наль­ным бла­гам, посте­пен­но пре­вра­ща­ясь в соли­дар­но­го поли­ти­че­ско­го парт­не­ра вла­сти, а не быть ее экс­плу­а­ти­ру­е­мой мас­сой. Выра­зи­те­лем тако­го типа идей и яви­лось дви­же­ние «Демо­кра­ти­че­ский выбор Казахстана».
До 2001 года оппо­зи­ция была «сущ­ност­ная», кото­рая вооб­ще не при­ни­ма­ла идей дико­го капи­та­лиз­ма в сво­ей осно­ве. Не слу­чай­но глав­ным оппо­нен­том НАЗАРБАЕВА на выбо­рах в 1998 году был пред­во­ди­тель ком­му­ни­стов Серик­бол­сын АБДИЛЬДИН. Он как раз-таки был лиде­ром того само­го пар­ла­мен­та 1993 года, кото­рый сто­ял на пар­ла­мент­ских прин­ци­пах управ­ле­ния госу­дар­ством. Ста­ро­аза­тов­цы, лиде­ры пар­тий и дви­же­ний «Аза­мат» и «Алаш», были боль­ше миро­воз­зрен­че­ской или куль­тур­но-эти­че­ской оппозицией.
Оппо­зи­ция 2001 года в виде ДВК — это уже совер­шен­но иное явле­ние. Это про­тест, порож­ден­ный новой систе­мой, неза­ви­си­мым Казах­ста­ном. Про­тест, в мень­шей сте­пе­ни направ­лен­ный на отри­ца­ние суще­ству­ю­щей систе­мы, но реши­тель­но пред­ла­га­ю­щий свои марш­ру­ты даль­ней­ше­го раз­ви­тия нации. По этой при­чине эта гене­ра­ция оппо­зи­ции ока­за­лась одно­вре­мен­но и кон­струк­тив­ной, и радикальной.
Если отбро­сить все тео­ре­ти­че­ские нюан­сы и лич­ност­ные кон­флик­ты, то «оппо­зи­ция ново­го поко­ле­ния» апел­ли­ро­ва­ла к тому, что прин­ци­пы, пуб­лич­но про­воз­гла­ша­е­мые вла­стью пре­зи­ден­та НАЗАРБАЕВА, реаль­но вхо­дят в пря­мое про­ти­во­ре­чие с прак­ти­че­ски испол­ня­е­мы­ми дей­стви­я­ми. Что высо­кая пате­ти­ка реформ на деле явля­ет­ся лишь про­па­ган­дист­ским при­кры­ти­ем для сохра­не­ния нра­вов дико­го кулу­ар­но­го капи­та­лиз­ма. И такая ситу­а­ция рано или позд­но неиз­беж­но при­ве­дет к пол­ной про­фа­на­ции про­фес­си­о­на­лиз­ма, а зна­чит, и к про­ва­лам обще­го госу­дар­ствен­но­го управления.
В прин­ци­пе, при усло­вии при­ве­де­ния про­воз­гла­ша­е­мых прин­ци­пов с прак­ти­че­ски­ми в одно целое эта оппо­зи­ция мог­ла бы и стать той самой «вто­рой опо­рой пре­зи­ден­та», о кото­рой на ран­них эта­пах сво­ей оппо­зи­ци­он­ной дея­тель­но­сти гово­рил Алтын­бек САРСЕНБАЕВ. Одна­ко его мета­ния во власть и из вла­сти очень ярко демон­стри­ру­ют то, что он понял: это невоз­мож­но. А Алтын­бек, как быв­ший министр инфор­ма­ции и поли­тик высо­ко­го ран­га, дос­ко­наль­но знал раз­ни­цу меж­ду тем, что явля­ет­ся пиа­ром и попу­ля­ри­за­ци­ей с одной сто­ро­ны и вуль­гар­ной про­па­ган­дой с другой.
Фак­ти­че­ски ДВК пред­став­лял собой носи­те­лей ново­го обще­ствен­но­го дого­во­ра меж­ду вла­стью и обще­ством, кото­рый преж­де все­го дол­жен был зиждить­ся на вза­им­ном при­зна­нии прав наро­да и пра­вя­щей груп­пы как на наци­о­наль­ные богат­ства, так и на поли­ти­че­ское уча­стие во вла­сти. Власть же тогда уже прак­ти­че­ски откры­то посла­ла сиг­нал обще­ству: ника­ко­го дого­во­ра меж­ду ней и обще­ством быть не может. Пер­спек­ти­ва толь­ко одна — народ дол­жен жить исклю­чи­тель­но по пра­ви­лам, кото­рые ему фор­му­ли­ру­ет власть. Если рань­ше это было ори­ен­ти­ром «по умол­ча­нию», то теперь ста­но­ви­лось вполне пуб­лич­но декла­ри­ру­е­мым принципом.
Фак­ти­че­ски это было завер­ше­ние пери­о­да эти­че­ско­го про­ти­во­сто­я­ния с вла­стью, когда в послед­ний раз исполь­зо­ва­лись тер­ми­ны «чест­ность», «мораль­но-эти­че­ские нор­мы» и т.д. Мораль­ные нор­мы под­верг­лись гипе­р­ак­тив­но­му шель­мо­ва­нию, когда власть — Акор­да — запу­сти­ла в мас­сы образ «пре­да­те­лей пре­зи­ден­та», и ста­ло окон­ча­тель­но ясно: к эти­че­ским нор­мам апел­ли­ро­вать бес­по­лез­но, они ста­ли сфе­рой под­ме­ны понятий.
Одна­ко пора­же­ние ДВК ста­ло объ­ек­тив­ным совсем не по при­чине его идей­ной сла­бо­сти. «Нуле­вые» пре­вра­ти­лись для казах­стан­ско­го обще­ства в типич­ные годы «неф­тя­ной болез­ни». Их, как сей­час гово­рят, «туч­ный харак­тер» покрыл все трез­вое пони­ма­ние вещей тума­ном лже­бла­го­по­лу­чия, осно­ван­но­го не на демо­кра­ти­за­ции капи­та­лов, а на вто­рич­ном пере­рас­пре­де­ле­нии неза­кон­ных сверх­до­хо­дов от сырья сре­ди насе­ле­ния. Тогда мно­гим каза­лось, что пре­де­лов «казах­стан­ско­му бла­го­по­лу­чию» не существует.
Не раз­бу­ди­ло казах­стан­цев и то, что в 2003 году в Гру­зии, в 2004‑м в Укра­ине, а в 2005‑м в Кыр­гыз­стане слу­чи­лись рево­лю­ции. И дело не в том, что они глу­бо­ко вери­ли в ту про­па­ган­дист­скую чушь, кото­рая нес­лась из теле­ви­зо­ра. «Неф­тя­ное про­кля­тие» преж­де все­го бьет по разу­му, фор­ми­ру­ет лень в поис­ке прав­ды, при­во­дит к внут­рен­не­му согла­ша­тель­ству с самим собой и с внеш­ней несправедливостью.
Одна­ко вплоть до гибе­ли Заман­бе­ка НУРКАДИЛОВА в 2005 году все-таки суще­ство­ва­ла иллю­зия, что мы с вла­стью живем в еди­ном цен­ност­ном поле. Убий­ство же Алтын­бе­ка САРСЕНБАЕВА уже пол­но­стью пере­черк­ну­ло все — ника­ко­го обще­го цен­ност­но­го поля не существует.
Послед­ним всплес­ком иллю­зии о дого­во­ро­спо­соб­но­сти поли­ти­че­ско­го строя НАЗАРБАЕВА с обще­ством ста­ла выбор­ная кам­па­ния в мажи­лис 2007 года. Самое инте­рес­ное то, что ее ход был прак­ти­че­ски образ­цо­вым с точ­ки зре­ния пра­вил кон­ку­рен­ции. Рез­кий слом про­изо­шел имен­но в сам день выбо­ров, когда ста­ла про­яв­лять­ся кар­ти­на голо­со­ва­ния. Соглас­но ей, объ­еди­нен­ная оппо­зи­ци­он­ная пар­тия ОСДП–«Нагыз Ак жол» стре­ми­тель­но наби­ра­ет голо­са гораз­до боль­ше, неже­ли пред­по­ла­га­ли акор­дин­ские поли­ти­че­ские архи­тек­то­ры. При­чем отби­ра­ет их не толь­ко у полит­тех­но­ло­ги­че­ско­го «Ак жола», но и у пра­вя­ще­го «Ота­на». На этот раз рух­ну­ла иллю­зия не оппо­зи­ции, а вла­сти в том, что она поль­зу­ет­ся без­ого­во­роч­ной под­держ­кой насе­ле­ния. Удар был страш­ным, осо­бен­но на фоне пре­зи­дент­ских 91% на выбо­рах 2005 года. Даже в усло­ви­ях «неф­тя­но­го согла­ша­тель­ства» почти треть насе­ле­ния не хоте­ла видеть «Отан» пра­вя­щей и руко­во­дя­щей силой страны.
Про­дол­же­ние интервью
читай­те в сле­ду­ю­щем номере.

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

Статьи по теме

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?

Оразалы Ержанов: Закон о возврате активов не работает