Закон о гуманизации Уголовного кодекса вступил в силу еще в 2011 году, однако до сих пор используется избирательно и, похоже, только в отношении тех, кто активно дает признательные показания. Об этом сегодня в офисе Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности рассказал юрист Сакен Шардаров.
Шардаров уже почти 5 лет защищает своего осужденного сына Искандера Шардарова. По информации отца и защитника, в 2009 году его сына оклеветали и ложно обвинили в краже автомобиля стоимостью более 5 миллионов тенге, долго и жестокими пытками выбивая признательные показания. Два других обвиняемых дали их сразу и получили 6 и 7 лет лишения свободы, а Искандер, сопротивлявшийся дольше всех, получил 8 лет по статье 178, ч.3, п. «Б».
«В 2011 году была поведена гуманизация законодательства, чтобы снизить количество содержащихся в колониях, но данный закон действует избирательно, — отметил Сакен Шардаров. — В 2010 году апелляция Верховного суда снизила нам наказание и установила 6 лет в пределах санкции данной статьи, а после гуманизации санкция была снижена до 5 лет. В Уголовном кодексе указано, что если санкция снижается, то подлежит обязательному применению в отношении осужденного, однако мы не можем добиться ее применения».
Один из «подельников» Искандера Шардарова уже вышел на условно-досрочное освобождение по новому закону, тогда как Искандеру в этом отказали уже два суда.
«Мы обратились в Жетысуский районный суд №2 в 2013 году, чтобы снизили срок, но судья Мусрепова на основании того, что срок находится в пределах санкции статьи, отказала», — отметил юрист.
Также он отметил, что не только для его сына, но для других осужденных все приговоры, вынесенные до гуманизации, стали несправедливо суровыми и множество людей несут незаслуженные наказания.
«Мы хотим, чтобы была исключена дискриминация в отношении моего сына, снизить меру наказания до 5 лет и по статье 177 УПК РК данное обращение принять в качестве заявления и провести расследование», — завершил защитник выступление требованием.
Председатель общественного объединения «Ард», юрист Денис Алимбеков подчеркнул, что закон о гуманизации должен быть один для всех.
«Нам не понятна избирательность, такие факты есть. К нам обращаются, мы пишем в уполномоченные органы», — заметил он и посоветовал обращаться кроме уполномоченных органов в администрацию президента.