Аналитики агентства Standard & Poor’s оперативно отреагировали на смену в Казахстане премьер-министра и отставку кабмина, оставив без изменений суверенные рейтинговые оценки Казахстана и прогноз по ним («ВВВ+»/«стабильный»/«А‑2»).
Автор: Тулеген АСКАРОВ
Комплиментов в адрес господ Масимова и Ахметова от S&P не прозвучало, зато был вынесен весьма справедливый вердикт о том, что «перестановки в кабинете министров и новые назначения, которые последуют за назначением г‑на Ахметова на пост премьер-министра, не окажут существенного влияния на эффективность, стабильность и предсказуемость политических решений правительства Казахстана и политических институтов страны».
Аргументация такого заключения звучит следующим образом: «Процесс принятия политических решений полностью контролируется президентом Нурсултаном Назарбаевым, находящимся у власти с 1991 года. Частые перестановки в правительстве являются характерной чертой политики президента».
Кстати, глава государства является сейчас и ключевым фактором, ограничивающим уровень суверенных рейтингов Казахстана, так как «планирует оставаться у власти в обозримом будущем, и на сегодняшний день его правлению ничто не угрожает. Однако преемник г‑на Назарбаева пока не назначен и не определен». Поэтому в S&P полагают, что «политическая стабильность может быть подорвана в случае, если г‑н Назарбаев оставит свой пост, не назначив преемника».
Чем удивил елбасы?
Между тем глава государства в своем выступлении в мажилисе в связи со сменой премьер-министра несколько удивил новой оценкой масштабов господдержки экономики за счет Нацфонда — если ранее официально говорилось о $10 млрд, то теперь эта сумма увеличена до $13 млрд.
Заодно он заявил «об оживлении финансовой системы», аргументируя этот вывод увеличением активов банковского сектора на 50% за последние годы. Хотя нынешним летом эти активы как раз начали сокращаться. Таким образом, если следовать логике Акорды, то можно прийти к заключению о том, что финансовая система теперь вновь «загибается».
А на недавней встрече с руководящим составом МИДа президент Казахстана выдвинул задачу «усиливать посольства в тех странах, где у нас есть серьезные экономические контакты, интересы», заметив попутно, что «мы подошли к тому моменту, когда имеем возможность инвестировать за рубежом. В случае необходимости мы можем стать акционерами высокотехнологичных компаний».
Между тем, если верить главе Нацбанка Григорию Марченко, наша страна давно выступает нетто-кредитором даже развитых стран, инвестируя в их экономику как через Национальный фонд, так и по другим направлениям. Поэтому в портфеле Нацфонда наверняка давно должны быть акции ведущих промышленных компаний развитых стран, если, конечно, их там не сменили ценные бумаги фирм, за которыми стоят казахстанские акционеры.
Но вернемся к правительству. Согласно распоряжению нового премьер-министра Серика Ахметова о распределении обязанностей между ним и его заместителями, стратегические вопросы финансовой политики находятся в его ведении, тогда как вице-премьер Кайрат Келимбетов осуществляет решение вопросов макроэкономической политики, бюджетной политики, управления государственными активами, включая вопросы финансового сектора, налоговой и таможенной политики.
На первом заседании обновленного кабмина г‑н Ахметов, как и его предшественник Карим Масимов, напомнил о рисках повторения мирового кризиса и разработанном для такого случая пошаговом антикризисном плане обеспечения стабильности экономики и сохранения ее роста. Единственным сюрпризом стало, пожалуй, одновременное появление в правительстве двух давних бизнес-партнеров: Ерболат Досаев, получивший портфель министра экономического развития и торговли, присоединился к Нурлану Каппарову, занимающему пост министра охраны окружающей среды.
В «Казинвестбанке», согласно информации на сайте этого участника рынка, им принадлежат доли соответственно в 17,34 и 20,36%. При этом г‑н Каппаров в ранге госслужащего передал свой пакет акций в доверительное управление другим совладельцам «Казинвестбанка», раздробив его на равные части в 6,79% между г‑ном Досаевым, Бериком Каниевым и Юрием Паком (последним двум принадлежат пакеты соответственно в 16,78 и 13,10%).
Кому передаст свой пакет в доверительное управление г‑н Досаев, пока не известно, но реально может сложиться ситуация, что и ему придется раздробить свои акции между г‑ми Каниевым и Паком в качестве таких управляющих.
С активами не ладится
От правительственных дел перейдем теперь к ситуации в банковском секторе. Как следует из выкладок экспертов КФН Нацбанка, за последний месяц лета совокупные активы банковского сектора вновь уменьшились — на 0,5%, до 13 трлн 275,1 млрд тенге, после июльского снижения на 1%. Напомним читателям, что в последний раз увеличение этого показателя наблюдалось в июне.
У лидирующего по размеру активов «Казкоммерцбанка» в августе сокращение оказалось весьма заметным — на 2,4%, до 2 трлн 416,8 млрд тенге (в абсолютном выражении — на 58,6 млрд), тогда как идущий вторым «Народный банк Казахстана» показал хоть и незначительный, но все же прирост на 0,1%, до 2 трлн 222,2 млрд.
В состав когорты «триллионников» по-прежнему входят «БТА Банк», активы которого увеличились за последний месяц лета на 0,1%, до 1 трлн 450,8 млрд тенге, и «Банк ЦентрКредит» (1,1%, до 1 трлн 38,6 млрд), тогда как «АТФБанку» вновь не удалось вернуться в эту группу, поскольку ему помешало снижение на 0,1%, до 991,7 млрд.
Так называемый второй эшелон к 1 сентября вновь возглавил дочерний «Сбербанк», хотя размер его активов за август сократился на 1,8%, до 684,8 млрд тенге, далее расположились «Альянс Банк» с приростом на 0,7%, до 548,2 млрд, и «Цеснабанк» с приростом на 3,5%, до 539,7 млрд. Замкнули первую десятку kaspi bank (2,9%, до 479,3 млрд) и «Евразийский банк» (0,7%, до 435,8 млрд).
Совокупный собственный капитал банковского сектора в августе увеличился весьма прилично — на 7,3%, до 450,8 млрд тенге. Впереди и здесь идет «Казкоммерцбанк» с приростом на 0,5%, до 450,7 млрд, а вторым по-прежнему держится «Народный банк Казахстана» с приростом на 2%, до 282,7 млрд.
Другие участники рынка держатся от лидеров на приличной дистанции. Идущий третьим «Жилстройсбербанк Казахстана» к 1 сентября «весил» 94,2 млрд тенге с приростом за последний месяц лета на 0,1%, за ним следовали «Банк ЦентрКредит» (0,4%, до 85,2 млрд), дочерний «Сбербанк» (3,1%, до 84,1 млрд) и «АТФБанк», «потяжелевший» почти на четверть (23,6%), до 73,3 млрд, что позволило ему подняться на две ступеньки, оставив позади «Нурбанк», капитал которого практически не отклонился от прежней отметки в 71,3 млрд, и «Темiрбанк», потерявший в «весе» 0,1%, до 62,3 млрд.
В конце первой десятки по этому показателю оказались kaspi bank (прирост на 1,3%, до 53,9 млрд) и «Цеснабанк» (3,1%, до 49,8 млрд). Особняком здесь держится «БТА Банк» — его собственный капитал по-прежнему остается отрицательным — минус 1 трлн 227,9 млрд тенге с увеличением за август в негативном направлении на 0,7%.
И этот же многострадальный участник рынка утянул весь банковский сектор в убыток по совокупному финансовому результату, составившему на 1 сентября минус 1 трлн 295,2 млрд. У «БТА Банка» к началу осени этот показатель оказался на отметке минус 1 трлн 381,9 млрд с увеличением за август в отрицательном направлении на 2,7 млрд.
В убытках также «сидели» еще семь участников рынка — «АТФБанк» (минус 3,9 млрд), «Нурбанк» (минус 3,9 млрд), «Банк ВТБ (Казахстан)» (минус 1,2 млрд), «Казинвестбанк» (минус 985,5 млн), «PNB — Казахстан» (минус 221,8 млн), «AsiaCredit Bank» (минус 78,2 млн) и «ТАИБ Казахский банк» (минус 22,6 млн).
Лидером по размеру полученной прибыли на 1 сентября по-прежнему оставался «Народный банк Казахстана» — 38,7 млрд тенге с приростом за последний месяц лета на 20,6%. С большим отрывом от него идут «Цеснабанк» (16,9%, до 9,7 млрд), kaspi bank (10,7%, до 8,3 млрд), дочерний «Сбербанк» (19,4%, до 7,4 млрд), «Хоум Кредит Банк» (21,6%, до 6,2 млрд) и «Евразийский банк» (20,9%, до 5,2 млрд), а другие участники рынка не смогли преодолеть здесь планку в 5 млрд.
Что касается выполнения банками пруденциальных нормативов, то в списке нарушителей в данных КФН Нацбанка к 1 сентября значились «Банк «Астана-Финанс» и «ТАИБ Казахский банк».
Слабеющая опора
В депозитной базе банковского сектора в августе по-прежнему наблюдалась противоречивая динамика — в то время как объем вкладов населения рос, прибавив еще 0,9%, до 3 трлн 124,0 млрд тенге, размер депозитов корпоративных клиентов продолжал сокращаться и уменьшился на 5,3%, до 5 млрд 36,4 млрд.
В абсолютном выражении по первому показателю прирост составил 27,9 млрд тенге, тогда как второй снизился на 281,9 млрд. Таким образом, совокупный объем этой базы за август уменьшился на 254 млрд тенге, или примерно на $1,7 млрд, что не сулит банковскому сектору ничего хорошего в условиях закрытости внешних рынков для отечественных банков.
У лидирующего по объему вкладов населения «Народного банка Казахстана» в августе произошло снижение на 0,5%, до 622,0 млрд тенге, тогда как идущий вплотную за ним «Казкоммерцбанк» показал прирост на 0,6%, до 594,6 млрд. Третьим идет «Банк ЦентрКредит» (снижение на 0,2%, до 383,4 млрд).
Следом расположились kaspi bank (увеличение на 2%, до 281,6 млрд) и «БТА Банк» (2,2%, до 267,6 млрд). Далее следуют «АТФБанк» (3,3%, до 193,5 млрд), «Альянс Банк» (снижение на 0,1%, до 145,6 млрд), «Цеснабанк» (прирост на 2,1%, до 133,9 млрд), «Жилстройсбербанк Казахстана» (3,6%, до 107,7 млрд) и замыкающий первую десятку здесь дочерний «Сбербанк» (2,8%, до 97,0 млрд).
По размеру депозитов юридических лиц также лидирует «Народный банк Казахстана», для которого август завершился приростом на 0,4%, до 921,6 млрд тенге. Для занимающего второе место «Казкома» последний месяц лета оказался здесь неудачным, так как у него объем таких депозитов значительно сократился — на 112,8 млрд, или 13,5%, до 725,4 млрд!
Примечательно, что весьма активизировавшийся в последнее время в информационном плане топ-менеджмент этого банка пока не дал внятных объяснений причин столь масштабного сокращения депозитов его корпоративных клиентов. Тем не менее доминирующим позициям этого дуэта на рынке другие его участники пока не угрожают, так как занимающий третье место «БТА Банк» показал к 1 сентября лишь 401,4 млрд тенге со снижением за август на 2,7%.
Далее следуют дочерний «Сбербанк» (сокращение на 7,3%, до 390,4 млрд), «АТФБанк» (10,3%, до 352,8 млрд), «Банк ЦентрКредит» (прирост на 2,5%, до 339 млрд), «Цеснабанк» (0,8%, до 298,9 млрд), «Ситибанк Казахстан» (снижение на 4,3%, до 257,1 млрд), «Евразийский банк» (1,4%, до 182,5 млрд) и замкнувший первую десятку «Альянс Банк» (2,9%, до 176,7 млрд). Как видно, картина с депозитами юридических лиц по-прежнему довольно грустная и явно указывающая на общее ухудшение состояния нашей экономики.
Защиты для всех не предвидится
В продолжение депозитной тематики укажем на интервью главы АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» Бахыт Маженовой официальной прессе, в котором она констатировала более чем 50-кратный рост суммы вкладов населения в отечественных банках с момента запуска этой системы и заодно вновь выступила против введения так называемой бланковой гарантии по ним.
С ее точки зрения, «слишком высокий размер гарантийного возмещения может привести к повышению риска морального вреда среди вкладчиков и воспрепятствовать использованию ими механизмов рыночной дисциплины, а также может стимулировать банки-участники к принятию на себя чрезмерных рисков в своей деятельности».
Напомним читателям, что сейчас гарантиями КФГД в полном объеме защищены 99% вкладчиков банков из числа физических лиц, тогда как оставшийся 1% их контролирует более половины общей суммы таких депозитов. На тенговые вклады размером более гарантированных 5 млн тенге к 1 апреля, по данным КФГД, приходилось 715,1 млрд тенге, или 52,4% от их совокупного объема, а на инвалютные — 881,3 млрд тенге, или 77,2%.
Что касается возможностей КФГД противостоять краху хотя бы одного из системообразующих банков, то на данный момент его специальный резерв составляет 185 млрд тенге, а уставный капитал, половина которого может быть использована в случае дефицита этого резерва, — более 120 млрд. Согласно выкладкам аналитиков КФГД, к 1 апреля текущего года специальный резерв составлял 12,1% от совокупной суммы гарантийного возмещения и 5,8% от общей суммы депозитов.
Таким образом, даже в случае мобилизации всех своих ресурсов и получения поддержки со стороны Нацбанка КФГД все еще сложно будет справиться с крахом любого из лидирующих на рынке вкладов населения системообразующих банков и тем более, если они начнут «падать» одновременно. А как себя поведут в таком случае крупные вкладчики, не защищенные гарантиями государства, остается лишь гадать.
Кстати, самим владельцам банков, их близким родственникам и топ-менеджменту принадлежало к 1 апреля 5,1% от общей суммы вкладов населения, а в абсолютном выражении — 146,3 млрд тенге, включая средства на текущих и карт-счетах.
Г‑жа Маженова также напомнила о том, что КФГД все еще не располагает широкими полномочиями, которыми наделена, к примеру, Федеральная корпорация страхования депозитов в США, и поэтому КФГД не участвует в банковском надзоре и решении проблем несостоятельности проблемных банков.
Тем не менее определенные достижения есть и здесь в виде участия КФГД в работе временной администрации, ликвидационной комиссии и комитета кредиторов в случае принудительной ликвидации банков. Также КФГД оценивает финансовое состояние банков — участников системы гарантирования вкладов, управляет их рисками посредством дифференцированных ставок взносов в эту систему, а также проверяет ведение ими реестра вкладчиков по гарантированным депозитам.
Ну а тем временем российские СМИ сообщили о возможном повышении планки страхования вкладов населения с нынешних 700 тысяч рублей до 1 млн рублей по предложению центробанка и Минфина. Сам же главный банкир соседней страны — председатель центробанка Сергей Игнатьев — высказался за повышение до 1,5 млн рублей. Крупные же российские банки, включая и работающий в Казахстане «Сбербанк», с такими идеями не согласны.
«Темiрбанк» укрепляет позиции
Среди текущих новостей банковского сектора укажем на сообщение «Альянс Банка» о выплате очередного купонного вознаграждения по своим международным облигациям на общую сумму $24,5 млн и 587,8 млн тенге, а также выплату по бондам, оплачиваемым за счет взысканных сумм, в $4,1 млн.
«Казкоммерцбанк» перечислил инвесторам 328,8 млн тенге, государственный Банк развития Казахстана — $2,9 млн, а ФНБ «Самрук-Казына» — очередной купон по своим облигациям 10 выпусков на общую сумму 8,1 млрд тенге.
Среди новых размещений на долговом рынке отметим сделки «Цеснабанка», в два приема разместившего на KASE 849 млн и 151 млн облигаций под 9,5% годовых в рамках третьей облигационной программы общим объемом 100 млрд тенге. В итоге эмитенту удалось привлечь 936,7 млн тенге.
Акционеры дочернего «Punjab National Bank — Казахстан» встретятся 22 октября на внеочередном общем собрании, чтобы определить количественный состав и срок полномочий совета директоров, избрать его членов и определить им размер и условия выплаты вознаграждений.
Агентство Standard & Poor’s подтвердило «Темiрбанку» долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги на уровне «В», по национальной шкале — «kzBB» с прогнозом «стабильный» по ним. Аналитики S&P указывают на «постепенное восстановление финансового профиля «Темiрбанка» в соответствии с нашими ожиданиями».
Речь идет об улучшившихся показателях прибыльности банка и положительной величине выручки до отчислений на резервирование. Оценка капитализации банка пересмотрена на «адекватную» с «сильной» из-за корректировки размера его собственного капитала. Бизнес-позиция «Темiрбанка» оценивается как умеренная, позиция по риску — слабая, показатели фондирования — средние, показатели ликвидности — адекватные.
Среди новостей от заемщиков реального сектора укажем на сообщение АО «НГСК КазСтройСервис» о решении его совета директоров заключить крупную сделку с «Казкоммерцбанком» по залогу денег, поступающих на счета компании в этом банке, на сумму почти 49 млрд тенге, что составляет 45% от общей стоимости активов заемщика. Залог предназначен для обеспечения исполнения его обязательств по заключенному с банком в июле 2005 года соглашению об открытии кредитной линии.
Как сообщили некоторые СМИ, покупкой акций АО «Международный аэропорт Алматы», которые выставляются на продажу через Казахстанскую фондовую биржу согласно одному из последних решений правительства Карима Масимова, заинтересовалась управляющая компания «Верный Капитал», контролируемая семейным кланом миллиардера Булата Утемуратова. Этому семейству уже принадлежит карагандинский аэропорт «Сары-Арка» наряду с несколькими банками.
…В потоке международных вестей внимание привлекло интервью австрийской газете Wiener Zeitung регионального руководителя итальянской группы UniCredit Джанни Франко Папа, входящего в совет директоров «АТФБанка». Г‑н Папа указал на улучшение дел у своей казахстанской «дочки» благодаря экономическому буму, вызванному высокими ценами на сырьевые товары. На вопрос о возможном уходе UniCredit из Казахстана и продаже «АТФБанка» г‑н Папа пояснил, что для этого нужно найти покупателя, а особой активности здесь не видно.
Выкладки от Нацбанка
Из примечательных выкладок официальных аналитиков отметим выкладки директора департамента платежного баланса и валютного регулирования Нацбанка Натальи Дюгай, представленные в официальной прессе. Ее исследование посвящено рынку наличной иностранной валюты и его влиянию на данные статьи «Ошибки и пропуски» платежного баланса.
Как отмечает г‑жа Дюгай, по итогам прошлого года оценка по этой статье достигла минус $5,8 млрд, а в последний раз сравнимая величина чистого оттока сложилась в кризисном 2008 году, когда было минус $5,7 млрд. На рынке иностранной наличности прошлый год ознаменовался высокими объемами ее продаж населению и ростом нетто-ввоза банками.
Без учета нетто-ввоза ежемесячные ресурсы банков по инвалютному «налу» оцениваются в Нацбанке в $515—758 млн, годовые — в $7,6 млрд. Эти ресурсы пополняются за счет операций банков с физическими лицами, которые пополняют инвалютные счета и делают денежные переводы, а также покупки инвалюты у Нацбанка и получения ее от клиентов из числа корпоративных клиентов.
В целом же общие ресурсы наличной инвалюты у банков оцениваются по итогам прошлого года в $14,2 млрд — на 28% больше, чем в 2010 году, и на 40% — по сравнению с 2009 годом. При этом годовой прирост по наличной инвалюте в 2010 году составил $0,9 млрд, тогда как в прошлом — $3 млрд, а доля ее чистого ввоза в общих ресурсах банков поднялась с 40% в 2009 году до 48. Остатки наличной инвалюты в кассах банков выросли в прошлом году на $205 млн, в том числе долларов США — на $184 млн.
Источник: Газета “Голос Республики” №37 (259) от 5 октября 2012 года
Read the article:
ГАЗЕТА — Рейтинги ждут преемника