Казахстан по уровню коррупционных рисков в военной сфере оказался в одном ряду с Ганой, Кенией, Угандой, Россией и т.п. Определила его туда Transparency International UK, проведя исследование эффективности контроля работы министерств обороны и вооруженных сил со стороны парламента.
Правозащитная организация Transparency International UK опубликовала новое исследование «Надзор?», проведенного в рамках Программы обороны и безопасности (TI-DSP). Согласно ему две трети представительных законодательных органов стран мира не способны осуществлять эффективный контроль работы министерств обороны и вооруженных сил. Кроме того, семьдесят процентов крупнейших в 2012 году стран-поставщиков оружия оставляют в законах лазейки для коррупции.
Исследование является родственным проектом Индекса государственной антикоррупционной политики в оборонном секторе 2013 года. В нем был проведен анализ антикоррупционной политики в области обороны, реализуемой 82 странами. В рамках настоящего исследования государства были объединены в группы по уровню коррупционного риска.
Четырнадцать стран попали в нижнюю часть рейтинга, так как обнаружили критически нулевой уровень парламентского надзора за оборонной отраслью: это Алжир, Ангола, Камерун, Кот-д’Ивуар, Демократическая республика Конго, Египет, Эритрея, Иран, Ливия, Катар, Шри-Ланка, Саудовская Аравия, Сирия и Йемен.
Очень высокие коррупционные риски у 21 страны: это Афганистан, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Китай, Эфиопия, Ирак, Иордания, Малайзия, Марокко, Нигерия, Оман, Палестина, Пакистан, Руанда, Сингапур, Тунис, ОАЭ, Узбекистан, Венесуэла, Зимбабве.
Высокие риски у 17 стран: это Грузия, Гана, Греция, Индия, Индонезия, Израиль, Казахстан, Кения, Кувейт, Ливан, Непал, Филиппины, Россия, Сербия, Танзания, Турция, Уганда.
Умеренные у 14: это Аргентина, Босния и Герцеговина, Чили, Хорватия, Кипр, Чехия, Венгрия, Италия, Латвия, Мексика, ЮАР, Испания, Таиланд, Украина.
Низкие у 12 стран: это Австрия, Бразилия, Болгария, Колумбия, Франция, Япония, Польша, Словакия, Южная Корея, Швеция, Тайвань, США.
Ну а очень низкие коррупционные риски лишь у 4 стран: это Австралия, Германия, Норвегия, Великобритания.
По словам директора TI-DSP Марка Паймана «Коррупция в оборонной отрасли — это опасное, сеющее рознь и крайне дорогостоящее явление, за которое приходится платить военнослужащим, коммерческим компаниям, правительствам и гражданам. Большинство законодательных институтов разных стран теряет избирателей, так как оказывается неспособным контролировать гигантский оборонный сектор. Примеры удачных практик, содержащиеся в исследовании, могут помочь парламентам с проблемами, связанными с политической средой, недостатками законодательства или неверной политикой парламентариев».
Согласно оценке TI-DSP, общая стоимость коррупции в оборонном секторе достигает как минимум двадцати миллиардов долларов в год. Данные основываются на сведениях Мирового банка и Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI).
Парламенты могут минимизировать риск коррупции в секторе, традиционно характеризующемся дорогостоящими контрактами и высокой секретностью, принимая соответствующие законы, поднимая вопросы коррупции в оборонной отрасли на уровне общенациональных дискуссий и совершенствуя надзорные механизмы. Однако, согласно исследованию «Надзор?», представленном в Брюсселе в рамках программы Security & Defence Agenda, 85% парламентов недостает эффективного, подотчетного и всеобъемлющего контроля оборонной политики. «Из-за этого появляются возможности для укрытия коррупции от гражданского надзора и расходования средств, которые можно было бы потратить иным образом» — заявил Пайман.
В исследовании делается предположение, что президентские системы более подвержены риску коррупции, чем непрезидентские. Заметно, что коррупция возрастает там, где значительную часть населения составляют военные: крупная армия обладает возможностью более значительно воздействовать на работу правительства с помощью лоббизма и саботирования действий парламента по контролю оборонного сектора.
Читать оригинал статьи: