05.07.2018 ФЕРГАНА.РУ
Десятки студентов из числа этнических казахов из Китая, обучавшихся в Казахстане, предпочли не возвращаться в Синьцзян на летние каникулы к родителям, опасаясь, что их не выпустят обратно и заключат в лагеря политического перевоспитания
Казахстанская незарегистрированная общественная организации «Атажұрт еріктілері» взяла под опеку 80 таких студентов из разных регионов Казахстана. Организация арендовала двухэтажную гостиницу в Алма-Ате и разместила в ней 32 парня и 48 девушек, рассказал активист «Атажұрт еріктілері» Кыдыралы Оразулы. Их обеспечивают питанием, некоторым нашли временную работу. Расходы на одного студента составляют около 10 тысяч тенге ($30) в месяц — сообщает Радио «Азаттык».
В организации считают, что количество студентов, которым потребуется помощь, увеличится. Многие планируют приехать после завершения комплексного тестирования. Волонтеры организации сейчас занимаются поиском дополнительных мест и собирают средства в соцсетях.
Среди тех, кто не уехал на родину, — Айтолды Бектуркызы из села Кунес Или-Казахского автономного округа Китая, окончившая подготовительные курсы Таразского государственного университета имени Дулати. Она решила остаться в Казахстане и получить гражданство по совету матери и других родственников. По словам студентки, мать и старший брат, живущие в Китае, в течение нескольких месяцев находятся в заключении в лагерях (или центрах) политического перевоспитания. Эти центры, существующие как минимум с 1950‑х годов, представляют собой нечто среднее между тюрьмой и пропагандистской школой, их задача «перевоспитать» человека в духе верности правящей коммунистической партии. Там учат, как хранить секреты внутренней политики КНР, не делиться на нации, не быть мусульманами. Обучение может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Официально о существовании таких «центров» не объявляется.
Другой студент из КНР Кайсар Адал утверждает, что большинство учащихся, с которыми он приехал в Казахстан, боятся возвращаться в Синьцзян и «по возможности хотят получить гражданство Казахстана». «Нас более 20 человек из трех регионов Китая. В этом году мы все окончили подготовительные курсы Таразского государственного университета», — сообщил он.
Выпускник университета Талап Оспанулы, отказавшийся после окончания учебы возвращаться в Китай, рассказал, что его друга, студента Казахского национального университета имени аль-Фараби Талгара Касенулы, год назад вернувшегося после второго курса на летние каникулы в Китай, не выпустили из-за обнаруженных в его телефоне видеозаписей о казахстанском боксере Канате Исламе и о Казахстане и тоже поместили в лагерь политического перевоспитания.
В 2017 году многие студенты, уехавшие к родителям на летние и зимние каникулы, не смогли вернуться. В министерстве образования и науки Казахстана таких студентов насчитали 88. Сейчас по программе бакалавриата в высших учебных заведениях Казахстана учатся 990, на подготовительных отделениях – 410 этнических казахов из Китая. Подготовительные отделения вузов разослали письма своим слушателям, а также в посольство Китая и министерство иностранных дел Казахстана, чтобы выяснить причину их отсутствия, сообщил замминистра образования и науки Асхат Аймагамбетов. В посольстве Китая ситуацию не комментируют.
О притеснении в Китае этнических казахов, которые живут в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, СМИ писали с апреля 2017 года («Китай-лагерь», «Новая» – Казахстан» от 02.05.2018 г.). Людей арестовывали за ошибки в дате рождения, сочувствие исламу, отправку денег за границу без разрешения, богословские беседы, но чаще всего за так называемую «трансграничную симпатию», то есть стремление быть не только китайцем, но и казахом или уйгуром.
Летом того же года вопрос обсуждался на Всемирном курултае казахов, а осенью казахстанский сенатор Нурлан Кылышбаев на заседании Сената парламента обратился с запросом к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву. В мае 2018 года, когда министерство иностранных дел Казахстана попросило освободить казахов, задержанных «из-за неправильного оформления порядка выхода из гражданства», оно обладало информацией о 170 таких гражданах.
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан