В Казахстане пошла реакция на панамагейт
Если честно, на то, что в Казахстане будет хоть какая-то реакция на публикацию данных из панамских документов, мы даже не рассчитывали. Но ошиблись. На данный момент трое “фигурантов” решили прокомментировать свое появление в этих скандальных списках.
Известный казахстанский предприниматель, основатель компании «Сеймар» Маргулан Сейсембаев довольно эмоционально откликнулся на скандал. За ним в базе данных «панамских документов» числятся четыре компании, одна из которых вполне рабочая, и все они находятся под юрисдикцией Виргинских островов.
«Да, у меня была офшорная компания. Я ее использовал для своих международных операций. Наличие офшорной компании еще не говорит о том, что это противозаконно», — объяснил предприниматель. По его словам, «это как в Казахстане: вы можете иметь компанию и не платить налоги, а можно иметь компанию и платить все налоги».
Маргулан Сейсембаев утверждает, что компания, которая «вменяется ему в вину», «стоит на учете в Нацбанке РК, через нее я получил прибыль от продажи КMobile и все перечислил на пополнение капитала “Альянс банка”».
«Все движения по ней есть в материалах английского суда, который я, кстати, выиграл. Я готов ответить по любой своей финансовой операции. После пяти лет судов не осталось ни одной компании или ни одной операции, которую бы я не раскрыл в многочисленных судах, которые я выиграл. Я никогда не работал в госорганах, не зарабатывал на государстве, не участвовал ни в одном тендере. Все деньги, что когда-либо я заработал, законны и задекларированы. Готов дать разъяснения по любой сумме и по любому своему счету», — заявил Сейсембаев.
В свою очередь гражданский активист Серикжан Мамбеталин, за которым числится компании HALLWORTH PROPERTIES LIMITED на Британских Виргинских островах, заявил «Азаттыку», что у него была эта компания, у нее был счет в женевском банке, но сейчас нет ни компании, ни счета.
«Зарегистрирована в офшорах, потому что очень просто купить готовую компанию, открыть счет и вести бизнес. Для меня, который ни дня не работал на госслужбе в Казахстане, это вполне нормально», — безапелляционно заявил он.
Объяснил наличие своего имени в «панамских документах» и министр образования Казахстана Ерлан Сагадиев.
«Я как бизнесмен, который в течение 25 лет строил, развивал, покупал и продавал бизнесы в более чем 10 странах по всему миру, понятно, являлся акционером многих международных консорциумов. Другое дело, что на сегодня ни денег, ни иных активов, ни компаний, принадлежащих мне, за рубежом нет. Сегодня все можно легализовать бесплатно. Бизнесом с момента поступления на государственную службу я не занимаюсь. А имена ассоциированных, давно прекративших существование компаний, понятно, будут появляться еще, наверное, долго. Это нормальная международная практика, в этом нет ничего сенсационного», — отметил он в комментарии Today.kz.
Иными словами, все, кто так или иначе засветился в скандале и решил вступиться за свое честное имя, утверждают, что нет ничего плохого в том, чтобы оптимизировать бизнес и налоги через офшорные компании.
А что думают по этому поводу представители власти? Акорда пока молчит. Но появился комментарий депутата мажилиса, председателя комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулена Ашимбаева.
«Хочу сказать, что здесь голословно, без каких-либо доказательств, никого нельзя обвинять. Если казахстанские предприниматели использовали офшорные счета для тех или иных операций, если они не нарушали наши законы, законы тех стран, где они работали, я думаю, что в принципе эта ситуация не то, что нормальная, но она используется в международной бизнес-практике», — высказал свое мнение Today.kz мажилисмен.
По его словам, многие компании в мире используют офшорные юрисдикции для того, чтобы оптимизировать свои налоговые выплаты.
Но что любопытно — Азат Перуашев на волне скандала во время пленарного заседания озвучил на эту тему запрос премьер-министру Кариму Масимову. В нем он утверждает, что офшорные зоны используются не только для оптимизации налогообложения, но и для «банального хищения бюджетных средств и коррупции».
«По нашему мнению необходимо не дожидаться бегства очередных чиновников и олигархов, а создавать законодательные условия, исключающие такие тенденции. Поставленная на экспорт коррупция, снижает финансовые возможности государства, демотивирует добросовестный бизнес, дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честным, производительным трудом. На основании этого, демократическая фракция «Ак жол» просит: первое — сообщить о мерах, предпринимаемых правительством по де-офшоризации национальной экономики. Второе — рассмотреть вопрос о разработке и внесениях в парламент законопроекта «О регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны», — отметил депутат.
Впрочем, что-то подсказывает нам, что поймавший волну Азат Перуашев может ждать ответа очень долго.
…Читайте материалы на эту тему: Список есть! А что дальше?, Кто есть кто из казахов в списке панамагейта, Дочь Назарбаева в списке панамагейта, «Панамский архив» и тайны арт-рынка, Казахские власти “Панама-гейтом” не испугаешь, “Панамские” вопросы требуют ответов, Офшорные секреты “красной знати”, Панамские секреты евразийцев, «Золотая Панама»: премия за офшоры, Как внук елбасы скрыл капиталы в офшоре.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА