Автор: По информации Казахстанкского бюро по правам человека
Казахстанские СМИ рапортуют об успешной предвыборной гонке кандидатов. Но так ли все гладко, как об этом вещают «хабары»? Вот лишь несколько примеров Актюбинской области, которые говорят о том, что мало что изменилось в «королевстве» Назарбаева.
Как пишет на сайте Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности директор Актюбинского областного филиала КМБПЧиСЗ Ольга КЛИМОНОВА, поздним вечером 10 апреля к ней в дом постучались двое.
…Мужчина и женщина, слегка испуганные. Представились кратко: «Мы из садика». Оказалось: перепись по избирательным участкам. Я обрадовалась. Наш дом на границе трех районов — любим и посещаем членами комиссий. Правда, старательное записывание личных данных еще не гарантирует жильцам права голоса. Как показывает практика прежних выборов, наших пенсионеров обделяют подарками, молодых — бюллетенями.
Мы теперь своих данным не даем: все равно на участок приходится идти (если уж идти), то с домовой книгой.
Но усталая женщина (мужчина сзади с функцией боевого прикрытия) заверила меня, что внесет только ФИО в таблицу. Развернула. Диктую. Вижу по списку далее — ИИН, номер и дата выдачи удостоверения, ну и понеслась.
Объясняю, что действует парочка вне закона: сбор личных данных граждан чреват. За жителей с вероятностью в 100% скорее всего проголосуют другие. Секундное замешательство. Переспрашивают, кто такая? Ликбез не прошел. Испуг на лицах только усилился.
По мнению руководителя ОО «Ару ана» Алимы Абдировой, на предстоящих выборах нас еще ждут сюрпризы:
- Планка не должна упасть ниже 95% за одного кандидата. И будет составлять не меньше 98%. Нужно показать всеобщее ликование. Поэтому сейчас идет мощнейшая за годы независимости фальсификация. Такого мы еще не видели! Борьба идет за 2% несогласных, в число которых вхожу и я. Им мало взять данные из ЦОНа. Нужно пройти все дома поквартирно, узнать настроения, все прощупать. А учителя как были рабами, так и остались. За зарплату готовы на любую фальсификацию, самих себя могут предать. У них что семьи нет, чтоб по ночам ходить по квартирам.
А вот в сельской местности борьба за голоса началась даже раньше досрочного срока.
- Еще до объявления выборов, — рассказывает гражданский активист из Мартука Асхат Шохом, — к нам пришла оралманка из сельского акимата. По заданию сельского акима собирала копии удостоверений, интересовалась, сколько человек прописано? Я ее потихоньку развернул восвояси. Она обиделась, сказала, что так и запишет, мол, Шохом отказался и все акиму расскажет. Шурин мой тоже не дал своих данных. Послал всех в ЦОН! Одно хорошо от этих выборов: отменили штрафы и сейчас быстренько оформляют удостоверения людям, документируют всех.