Мы не собираемся вступать в дискуссию по этому письму, благо что она может вестись без конца и края, а попробуем посчитать — возможен ли в принципе путч в нашей республике, и если да, то в каком формате, кто его может задумать, подготовить и осуществить. То есть подойдем к этой теме не практически, а теоретически.
Не революция, но переворот
Начнем с того, что мы не верим в массовый протест населения, который в итоге приведет к революции. Из трех условий по Ленину для ее успеха — верхи не могут управлять по старому, низы не хотят жить по старому и наличие организованной политической силы, которая может повести за собой массы — налицо только полторы.
А именно: верхи уже не могут управлять по старому, а среди низов нарастает протест, но пока больше пассивный, чем активный. Тех, кто мог бы поднять народ и повести его за собой, мы не видим. Возможно, они появятся через пару лет в лице радикальных исламистов, которых поддержат казахские националисты.
Это означает, что революции в классическом понимании, подобной тем, что случились недавно на арабском Востоке, в Казахстане не будет. Пока. Но это же означает, что при такой пассивности масс вполне может быть задуман, организован и осуществлен переворот — конституционный, военный или верхушечный.
Сегодня только ленивый эксперт в нашей стране не говорит что:
- во-первых, второго Назарбаева не будет;
- во-вторых, его преемник будет намного слабее политически, чем елбасы;
- в‑третьих, поскольку власть в нашей стране не делится, по мере приближения к моменту истины, внутриэлитная борьба будет обостряться;
- в‑четвертых, что победитель в этой драке получит согласно нашим негласным нормам все, а проигравшие — то, что он им соизволит дать с барского плеча.
Поэтому большинство прогнозистов считают, что Назарбаев будет вынужден:
- или выбрать своего преемника, передав ему в итоге кресло главы государства, а сам отойти на позицию «лидера нации» и руководителя Ассамблеи народа Казахстана;
- или провести политические реформы, в рамках которых будет перебалансирована вся политическая система, в том числе расширены полномочия парламента и правительства за счет сокращения всевластия президента страны.
Сильная сторона этой схемы заключается в том, что она в интересах самого елбасы, который в силу возраста и проблем со здоровьем не может не задумываться о своем политическом наследии и о безопасности и материальном достатке близких и родных ему людей.
Слабая же сторона в том, что появление официального преемника как второго центра власти в стране станет настолько сильным дестабилизирующим фактором, что может разрушить не только с трудом поддерживаемый баланс в элите, но и саму политическую систему вместе с государством.
Поэтому при этой схеме очень важен технический момент — время озвучивания преемника. Это должно быть сделано тогда, когда власть точно уже ускользает из рук Нурсултана Абишевича, потому что он больше не способен ее удерживать. И когда назначение преемника и его неизбежное возвышение будут наименьшим злом по сравнению с проблемами, которые возникают в связи с исчезновением центра власти и нарастанием паники и дестабилизирующих моментов в государстве.
Так что не исключено, что выброс в информационное пространство материалов о готовящемся в стране перевороте и что уже осенью Назарбаев не будет рулить в Казахстане — это результат утечек. Осознанных или случайных из кругов элиты, так или иначе участвующих в подготовке к передаче власти, борющихся за нее или противодействующих своим политическим оппонентам в их планах захватить верховную власть.
Российский сценарий: как это было
Проблема вышеназванной схемы передачи власти заключается в том, что:
- во-первых, в результате усмирения правящей элиты, начавшейся после изгнания Рахата Алиева и благодаря публикациям независимых СМИ, сегодня в Акорде нет явных фаворитов, которые бы превосходили по силе, ресурсам и возможностям своих ближайших конкурентов настолько, чтобы это гарантировало им успех;
- во-вторых, выбор Назарбаевым в качестве преемника слабого политика или лидера слабой группы не укрепит политическую систему, а ослабит ее и тем самым ускорит ее развал;
- в‑третьих, хотя елбасы в принципе может назначить главой Сената, Мажилиса и правительства любого человека из своего окружения в расчете на то, что тот в случае его смерти или физической немощи заменит его в должности главы государства, он далеко не всесилен и уже на этапе подготовке соответствующего кадрового решения подвергается настолько сильному давлению противоборствующих элитных групп, что это само по себе становится для него почти нерешаемой проблемой;
- в‑четвертых, передача власти от Назарбаева преемнику должна быть осуществлена конституционным путем, в противном случае она не получит поддержки США и Евросоюза, а также создаст формальный повод для протеста со стороны проигравших элитных групп и реальную платформу для объединения их с гражданским обществом страны, включая тех же исламистов и националистов.
Теоретически из всех этих проблемы есть выход. Более того, он был уже практически реализован в соседней с нами России. Помните последние годы президентства «царя» Бориса? Как Ельцин перебирал премьер-министров, пока в итоге не остановился на Владимире Путине?
Мы не сомневаемся, что Нурсултан Абишевич не будет менять казахстанских глав правительства как перчатки — потому что и скамейка запасных у него коротка как никогда, и потому что это еще больше внесет паники, раздрая и беспокойства в ряды госслужащих, и без того сильно взъерошенных последними кадровыми новациями Акорды.
Но из российской схемы может быть заимствовано другое, куда более главное и принципиальное — появление после и вместо Назарбаева сильного человека. Однако такого сегодня в Казахстане и правящей элите нет.
Даже Имангали Тасмагамбетов, которого анонимный корреспондент, подписавшийся «Прогнозистом», назвал человеком, которого путчисты призовут во власть, как политик общенационального масштаба имеет настолько неровную репутацию и настолько много врагов, что вряд ли удержит в своих руках власть, тем более полученную в обход Конституции РК.
Стандартная ошибка всех экспертов, чье мнение было озвучено в прессе за последние годы, заключается в том, что они:
- во-первых, оценивая шансы различных кандидатов в преемники, сравнивали их по политическому весу и мощи с самим Нурсултаном Абишевичем;
- во-вторых, не допускали, что преемник может задумать, подготовить и реализовать специальный комплекс мероприятий, который поможет ему быстро и кардинально повысить свои политический вес и мощь, и понизить политические вес и мощь своих конкурентов и оппонентов.
Вспомните, как это происходило в России в период подготовки к передаче власти от слабеющего политически и физически Бориса Николаевича Ельцина? Для тех, кто не помнит или в силу возраста просто не знает, несколько слов на эту тему.
Тогда в соседней с нами стране активизировались террористические группы из Чечни и других регионов Северного Кавказа, причем количество жертв терактов исчислялось сотнями погибших и тысячами пострадавших. В стране нагнеталась истерия против олигархических групп, которые, дескать, захватили власть в Кремле и крутят Ельциным, как хотят. Резко выросли антиамериканские настроения, и одновременно стала крепнуть густая смесь русского национализма, российского патриотизма и великороссийского империалистического шовинизма.
Именно на этом фоне и появился Владимир Путин, который буквально за пару «прыжков» преодолел дистанцию от одного из руководителей президентской администрации до премьер-министра, а потом и президента Российской Федерации.
Варианты будущего переворота
Предположим, что в Казахстане готовится аналогичная схема, когда на смену стареющему, слабеющему, все больше теряющему представление о действительности и паряющему в небесах благодаря фимиаму лести Нурсултану Назарбаеву готовится прийти такая же сильная личность.
Вопрос заключается в том, в курсе ли сам елбасы этих планов? Санкционировал ли он их, содействует им или просто отпустил вожжи в расчете, что всегда может их снова натянуть? Поскольку мы не анализируем политическую ситуацию, и не считаем возможные варианты ее развития, а, так сказать, теоретизируем, то выскажем предположение.
По логике, политической и личностной, елбасы должен как минимум санкционировать и поддержать подобные планы. Без этого главный идеолог и организатор проекта сильно рискует. Но вот держит ли он главу государства в курсе подробностей и деталей? Сильно сомневаемся.
И вот тут-то елбасы может ждать, как говорит современная молодежь, засада. Потому что при общем согласовании контуров плана передачи власти выбранному Назарбаевым преемнику, его реализация может развернуться совсем по другому сценарию. Например, Нурсултан Абишевич утвердил или утвердит в качестве преемника выбранного им человека, а власть в стране в итоге получит не он, а кто-то другой.
В Казахстане все структуры, которые обладают возможностями, не бумажно-бюрократическими, а реальными, то есть соответствующей численностью, командным составом, материальными ресурсами и вооружением, строго разрознены. Мы имеем в виду армию, Внутренние войска, Национальную гвардию, специальные и мобильные подразделения КНБ, МВД и СОП. И, заметим, Назарбаев при своей жизни никогда не отдаст их под контроль одного и того же человека.
Поскольку демократические политические силы разгромлены, и не только властями, но и собственными лидерами, гражданское общество слабо, а вновь появившиеся на политической арене исламисты и казахские националисты разрозненны и неэффективны, сопротивление планам передачи власти может оказать только правящая элита.
Чтобы сэкономить время читателей, предложим пару возможных вариантов будущего переворота.
Первый вариант — что если некая группа в окружении Нурсултана Абишевича, лидер которой является ближайшим помощником президента и которому елбасы доверяет, решила ускорить процесс передачи власти в стране? И предложила «лидеру нации» план, согласно которому преемником Назарбаева станет человек, которого тот выбрал сам.
Но после начала процесса передачи власти в республике неожиданно начнутся проблемы. В том числе террористические акты и активные протесты со стороны граждан. В результате ситуация начнет выходить из-под контроля Акорды, новый президент будет терять авторитет и власть, политическая система начнет слабеть на глазах. Тогда елбасы будет вынужден срочно вмешаться и заменить своего выдвиженца на другого человека, который способен справиться с ухудшающейся на глазах ситуацией и удержать падающую власть от краха.
Второй вариант — Назарбаев назначает своего преемника, тот занимает кресло главы государства, и тут выясняется, что часть элитных групп, оказывается, готовила государственный переворот с целью свержения елбасы и насильственного изменения конституционного строя. При этом она действовала в союзе с Мухтаром Аблязовым и Рахатом Алиевым, более того, собиралась убить Нуреке, как только он попадет к ним в руки. Возможен и подвариант — сначала будет раскрыт «заговор», а уже потом главный герой, спасший страну и елбасы, станет преемником последнего.
Версия: как это может быть у нас
Для тех оптимистов, которые считают что эти и подобные варианты развития внутриполитического процесса в Казахстане в принципе невозможны, мы хотим напомнить события недавнего прошлого.
Помните множество террористических актов и проявлений трагедии в Жанаозене, массовые убийства в пригородном лесничестве под Алматы и на погранпункте «Арканкерген» в 2011—2012 годах?
А теперь обратите внимание на то, что как только Назарбаев уволил Аслана Мусина с поста руководителя администрации президента РК и посадил туда Карима Масимова, все это практически закончилось. Как будто рукой обрезало. Террористов продолжают находить и сажать, но терактов нет. Прекратились массовые убийства, которые провоцировали панику. Да, нарастает социальный протест, но он явно носит неорганизованный, и самое главное — невооруженный характер.
Поскольку мы пишем теоретический материал, то позволим себе версию. А что если Аслан Мусин, используя тот факт, что он контролировал весь Западный Казахстан, где население отличается от других регионов клановостью, религиозностью и центробежными настроениями, готовился совершить не то чтобы переворот, а, так сказать, поставить Нурсултана Назарбаева перед выбором без выбора и заставить его назначить себя преемником?
И что другие элитные группы, в первую очередь клан Карима Масимова, помогли Нуреке справиться с Мусиным, в том числе разгромить ОПГ Рыскалиевых, лишить их полностью материальной базы, а самих заставить бежать из страны?
А затем Карим Кажимканович как истый знаток китайской литературы и истории и мастер дворцовых интриг решил повторить схему, которую попытался реализовать «Берия», но с учетом его ошибок?
Другими словами, уговорил, убедил Нурсултана Абишевича, что является его верным сподвижником, слугой, почти сыном. А затем предложил вариант передачи власти, который устроил елбасы. И этот план уже реализуется, в том числе путем разделения госслужащих на политических, корпусов «А» и «Б», создания новой системы отбора кандидатов на госслужбы, внеочередных аттестаций сотрудников силовых структур.
В результате сегодня казахстанский госаппарат за вычетом части политических госслужащих и большая часть руководства силовых ведомств ориентированы только на Масимова и никого другого. Поэтому последнему осталось прижать к ногтю конкурирующие с ним политические группы, что легче всего сделать, посадив с десяток их лидеров за решетку.
Если наши теоретические построения верны, то осенью этого года следует ожидать раскрытия крупномасштабного заговора против Нурсултана Назарбаева и действующей власти с целью их свержения, который будет своевременно вскрыт компетентными органами.
Если письмо анонимного корреспондента, подписавшегося «Прогнозистом», — это часть плана, то главным заговорщиком должен стать Имангали Тасмагамбетов. И акимом Астаны дело не ограничится. Судя по полному молчанию, в политическом затруднении находятся ныне «южане», а также «корейцы». Так что не исключено, что лидеры этих групп также будут причислены к заговорщикам.
И вот когда попытка государственного переворота будет сорвана, его организаторы и участники строго наказаны военными трибуналами и отправлены отбывать длительные, если не пожизненные сроки лишения свободы в колонии строгого режима, спаситель елбасы и отечества может требовать для себя награды. Можем предположить, что Нурсултан Абишевич, который не молодеет и уже потерял контроль над вертикалью власти, не сможет ему в этом отказать.
Ну а право провести параллели между Владимиром Владимировичем и Каримом Кажимкановичем, их биографиями, политической практикой и привычками, результатами и достижениями мы оставим читателям. Кстати, судя по всему, Масимова Кремль поддерживает, как, впрочем, и Китай, куда руководитель администрации президента РК ездит регулярно, причем не всегда об этом официально сообщается в прессе.