Как повлияет закрытие российского информагентства РИА «Новости» на медиа-пространство Казахстана? Таким вопросом задался портал «Курсив.kz» и сам ответил: «Уничтожение РИА-Новости может усилить цензуру и в Казахстане». Удивил.
Очень внимательно прочитал материал, но так и не понял, почему вдруг переформатирование российского информагентства окажет именно такое влияние на республику? А главное — куда ее, эту самую цензуру, еще усиливать — мы итак впереди почти планеты всей.
Да, сотрудники РИА «Новости» занимались профессиональной журналистикой, а не пропагандой и этим были ценны на медиа-рынке. Те же митинги оппозиции они чаще освещали без идеологических и партийных перегибов.
Но и ВВП никто на РИА «Новости» не «мочил», лояльность к российской власти у журналистов информагентства присутствовала. Поэтому называть его рассадником либерализма, журналисты которого льют воду на мельницы «наших врагов», — мягко говоря, грешить против истины.
Однако первое же знакомство нового гендиректора Дмитрия Киселева, который как известно займется перековкой РИА «Новости» в агентство «Россия сегодня», ничего, кроме горьких усмешек, не вызвало.
Для начала г‑н Киселев пофилософствовал об объективности СМИ и пришел к выводу, что нет ни одного издания в мире, которое было бы объективным. «Объективность — это миф, который нам предлагают и навязывают», — глубокомысленно изрек он, а затем дал понять, что России, как и девушке, нужна любовь, а не объективность.
«А если вы собираетесь заниматься подрывной деятельностью, то это не совпадает с моими планами», — расставил приоритеты новый гендиректор.
Есть ли жизнь на Марсе или нет, что такое объективность и кто любит больше березки под окном — об этом можно рассуждать часами, особенно если под хорошую закуску. Но вам эти «разговоры» никого не напоминают?
Я так сразу вспомнил экс-советника президента, а ныне посла РК в Грузии г‑на Ертысбаева, который клеймил газету и портал «Республика», телеканалы «К+» и «Stan TV», называя их сотрудников «отморозками, для которых нет ничего святого, которые за деньги готовы продать в буквальном смысле Родину». Прямо по Киселеву — кто критикует, тот свою страну не любит.
Можно вспомнить и совсем недавние наставления госсекретаря Марата Тажина о том, что «государственные СМИ должны выполнять пропагандистскую функцию, это безусловная аксиома и требование». Или вкрадчивое предложение негосударственным изданиям от министра культуры и информации Кул-Мухаммеда о плате за любовь, «если вы в своих изданиях активно освещаете ход политической, экономической, социальной модернизации страны, где наше с вами мнение полностью совпадает, почему бы государству не поддержать…»
Так что само понятие «усиление в Казахстане цензуры» — бессмысленное, ибо государственные издания давно «построены», а негосударственные имеют перед глазами печальный пример «единого СМИ «Республика»».
А вот у россиян, действительно, времена, похоже, неважные наступили. Ведь еще недавно Дмитрий Медведев, будучи главой государства, заявлял в своем послании, что «органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов». А его помощник Аркадий Дворкович уверял прессу, что государство не намерено бессмысленно тратить деньги на государственные СМИ и «они подлежат продаже». Но вернулся Владимир Владимирович…
Наступили, точнее, судя по всему, возвращаются забытые времена, когда функция СМИ была транслировать народу, что такое хорошо, а что такое плохо с точки зрения официальной власти. Верным ли курсом пошли, товарищи?