Спустя полтора месяца президент Казахстана все-таки выступил с лекцией в Московском университете о проекте Евразийского союза. Первоначально планировалось, что выступление Нурсултана Назарбаева состоится 11 марта, но из-за событий на Украине программное выступление было отложено.
Нынешнее выступление елбасы ждали, ибо слишком много слухов ходило вокруг подписания договора о создании ЕАЭС и особой позиции президентов Назарбаева и Лукашенко. Как следует из речи г‑на Назарбаева, он как был, так и остался активным сторонником евразийской интеграции, но без политического союза.
Хотя, конечно, это лукавство. Невозможно быть в союзе и не поделиться частью суверенитета, но с этими издержками придется смириться. Кстати, елбасы в своей лекции ответил тем противникам Евразийского союза, кто настаивал, что Россия играет первую скрипку и втягивает Казахстан в ненужный ему союз.
Во время лекции елбасы дважды напомнил, что «двадцать лет назад, предлагая проект Евразийского союза, я предвидел, что экономическая прагматика будет определять его успех», что еще в далеком 1994 году «я впервые выступил с модельной идеей о создании интеграционного объединения — Евразийского экономического союза», но его идея опередила время, «была не понята и недооценена многими политиками того времени».
Другой вопрос, что без Владимира Путина идея создания Евразийского союза вряд ли бы получила путевку в жизнь, но с этим никто и не спорит.
Впрочем, сейчас это уже не важно. Гораздо интереснее посмотреть на новые инициативы президента Назарбаева. Например, что кроется за предложением создать «единую внутреннюю газотранспортную сеть, которая обеспечивала бы газоснабжением все национальные экономики по согласованным одинаковым тарифам», евразийскую сеть телекоммуникаций и принять совместную программу «Евразийская энергетика»? Пока конкретных предложений не последовало.
Также не совсем понятно, зачем нужно строить «скоростную железнодорожную магистраль по маршруту Минск — Москва — Астана — Алматы»? Проект явно не из дешевых. Может быть, все-таки проще модернизировать уже имеющуюся сеть железных дорог, которые достались в наследство после распада Советского Союза.
Любопытны и еще два тезиса Назарбаева. Первый — о размещении всех наднациональных органов Евразийского союза в Астане, чтобы устранить все подозрения противников ЕАЭС, что «Россия все формирует под себя и тянет и все опять осталось в Москве». Сразу вспоминаются слова президента Казахстана, сказанные им в канун 10-летнего юбилея новой столицы Казахстана. Тогда, выступая на открытии сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Назарбаев предложил парламентариям сделать Астану «столицей будущего Евразийского союза», потому что «город Астана является географическим центром Евразийского субконтинента».
Впрочем, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев как-то говорил, что после вступления его республики в интеграционное объединение центр должен находиться в Бишкеке. Не удивлюсь, если вскоре мы услышим об инициативе расположить наднациональные органы будущего союза в солнечном Ереване, а не в холодной Астане.
Оказывается, не забыл Нурсултан Назарбаев и свою давнюю мечту получить прямой выход к Мировому океану. В частности, он предложил реализовать «проект канала Евразия — Каспий — Черное море. «Эти транспортные коммуникации покажут, насколько мы серьезно собираемся интегрировать наши экономики. И другие обратят на это внимание. Кстати, Каспий — Черное море был разработан еще при царе. И не осуществлен», — посетовал президент.
Коротко напомню предысторию вопроса. С идеей строительства канала Евразия для транспортировки казахстанских энергоносителей в страны Евросоюза Нурсултан Назарбаев выступил в начале 2007 года. Затем заострил этот вопрос в ходе переговоров с Дмитрием Медведевым, в ходе первого визита в Казахстан тогда президента России. Назарбаев лоббировал проект, по которому нефтеналивные танкеры стали бы возить казахстанскую нефть через Каспий и далее по каналу Евразия (по территории Южного федерального округа РФ) на европейские рынки.
Однако россияне отказались от строительства канала Евразия, который мог соединить в единую международную транспортную систему Азов, Каспий, Черное и Средиземное моря, в пользу строительства второй очереди судоходного канала Волго-Дон. Официальная причина отказа Минтранса РФ от проектирования канала Евразия была в том, что легче строить трубопроводы для транспортировки нефти, чем рыть каналы.
Так что дружить морями не получилось и вряд ли получится, а вот перенос центра принятия решений в Астану может вполне состояться. Владимиру Путину крайне необходима поддержка старого друга…