Булат Султанов был одним из самых активных участников прошедшей в Брюсселе во вторник, 22 октября, конференции, организованной посольством Казахстана в ФРГ и Германским обществом внешней политики (DGAP) и посвященной роли Казахстана в международной политике безопасности в Центральной Азии. Султанов, директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ), охотно делился на встрече своим мнением по заявленной теме, однако конференция проходила по правилам известной британской организации Chatham House, так что цитировать высказывания участников не разрешалось. Впрочем, уже за рамками встречи Булат Султанов согласился ответить на ряд вопросов DW.
DW: Ближайшее будущее пугает многих в Центральной Азии: как раз сейчас в Брюсселе министры обороны стран НАТО обсуждают детали вывода войск Альянса в 2014 году из Афганистана. Но вы предлагаете не распространять, по вашему выражению, “алармистские настроения”. Почему?
Булат Султанов: Я не считаю, что нас ждет непосредственная угроза из Афганистана, потому что база “Талибана” — пуштуны. А они уже не составляют большинство населения Афганистана, в сумме узбеков, таджиков, хазарейцев и белуджей по численности уже больше. Если талибы придут к власти, то они будут учитывать изменения этнического состава и будут больше заняты сохранением целостности страны. Согласитесь, что другие этносы не будут безоглядно идти за “Талибаном”, как это было в первый раз.
У талибов нет ни кадровой, ни материальной базы для экспансии в Центральную Азию. Но что действительно опасно, так это то, что на территории Афганистана и Пакистана находятся этнические банды террористов из представителей народов Северного Кавказа и Центральной Азии. Они первым делом будут рваться в Ферганскую долину. Население долины, разделенное между тремя странами, устало от произвола пограничников, таможенников и полицейских. Там блокирована торговля между соседями. Исламские экстремисты постараются использовать недовольство местных жителей. Я уверен, что Таджикистан, Узбекистан и Киргизия обладают достаточными силами, чтобы противостоять данной угрозе. Но ЕС и НАТО не должны стоять в стороне, они должны помогать уже сейчас.
- Вы не видите угрозы для своей страны в связи с уходом из Афганистана войск международной коалиции?
— У нас другой уровень угроз и другой уровень безопасности. Мы, слава богу, не граничим с Афганистаном. Угрозы для Таджикистана и Узбекистана — реальные. У нас угроза второго ряда. Мы должны реагировать и поддерживать правительства центральноазиатских стран, если им придется отражать попытки этнических террористических группировок проникнуть на территорию Центральной Азии. Наша задача заключается не только в том, чтобы им помогать, но и в том, чтобы апеллировать к странам Евросоюза и международным организациям с тем, чтобы те оказали конкретную помощь странам региона.
- Зачем Астана стремится получить место непостоянного члена в Совете Безопасности ООН? Это необходимость или чисто имиджевый проект?
— Частично на этот вопрос дало руководство Саудовской Аравии, отказавшись от мандата непостоянного члена Совбеза, который она получила на днях. В мире сейчас идет большая дискуссия об эффективности ООН. Но при всем вале критики в адрес этой организации другой альтернативы ей нет. Мы хотим быть в Совбезе не только для того, чтобы позиционировать себя как евроазиатское государство, но и чтобы послать сигнал своему народу.
- Астана уже активно участвовала в работе ОБСЕ — другой международной организации, которую тоже нередко обвиняют в неэффективности. Что-то это Казахстану принесло? Как спустя три года вы оцениваете итоги председательства страны в ОБСЕ?
— Год нашего председательства стоил того по той простой причине, что мы сумели убедить наших партнеров в том, что есть понятие евроазиатской безопасности, что безопасность в Европе невозможно обеспечить без безопасности в Азии.
Никто не решался поставить вопрос так. Согласитесь, после председательства Казахстана в ОБСЕ она вновь замедлила свою работу, превращается в заурядную организацию, от которой ничего не зависит и которая не хочет вмешиваться в важные международные конфликты и проблемы.
Каждая страна Европы, которая становится председателем в ОБСЕ, перегружена своими собственными проблемами: что Литва, что Греция, которая была до Казахстана. Я считаю, что обеспечить безопасность на всем евразийском суперматерике невозможно, но возможно это сделать на пространстве ОБСЕ.
- Что дает вам основания для такого утверждения?
— Посмотрите, мир сейчас стянулся, как шагреневая кожа. То, что происходит в Сирии или Ливии, сразу откликается в Европе. Наркотрафик начинается в Афганистане, но его конечная цель — не Центральная Азия, а Россия и Европа.
Вот мы с вами в Брюсселе: посмотрите, как меняется этнический состав и социокультурная ситуация в этом городе. При этом сейчас многие угрозы идут в западном направлении. И Центральная Азия — форпост, сдерживающий террористическую угрозу. В интересах ЕС — укреплять этот форпост.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
More:
Булат Султанов: В интересах ЕС — укреплять Центральную Азию