Куда ведет «Дорожная карта бизнеса – 2020» и почему она все больше превращается в бизнес-междусобойчик за государственный счет? Ответ на этот вопрос решил выяснить у премьер-министра Казахстана Серика Ахметова мажилисмен от КНПК Айкын Конуров.
Не так давно на заседании правительства Казахстана подводились итоги реализации данной программы. Увы, главный инструмент поддержки предпринимательства в нынешних реалиях почему-то перестал работать.
- По итогам прошлого года выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства увеличился всего на 3,3 процента, — отметил депутат Конуров. — В то время как общий рост экономики составил 6 процентов. Цифры наглядно говорят о низкой эффективности поддержки важного сектора экономики.
По официальным данным, на начало года количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства в республике составило 871 тысячу. При этом с момента действия программы ее участниками стали менее 78 тысяч предпринимателей. Таким образом, можно сказать, участие в ДКБ-2020 приняли менее 9 процентов от зарегистрированного количества субъектов МСБ. Скромная цифра, если учесть, что на реализацию программы в целом было выделено 132 миллиарда тенге.
- В нее вовлечен крайне ограниченный круг предпринимателей, что и является причиной слабого роста показателей, — утверждает народный избранник. — Программа сыграла свою роль в кризисной ситуации, позволив сохранить рабочие места. Однако в настоящее время ее исполнение на местах не позволяет обеспечить ускоренный качественный рост малого и среднего бизнеса, его переход от торгово-посреднического к производственному и повышение его доли в ВВП страны.
Несмотря на громкие заявления о том, что «дорожная карта» поддерживает проекты в обрабатывающей отрасли, в цифрах этого не вино. По итогам 2013 года этот сектор вырос лишь на 1,6 процента, да и то в основном за счет крупных проектов в машиностроении.
- Сегодня малый и средний бизнес — это рабочие места для двух с половиной миллионов казахстанцев, — говорит коммунист. — Основной источник дохода их семей. Полагаем, что все они имеют право на доступ к государственным инструментам поддержки и содействия. Но, к сожалению, в Казахстане сформирован сложный механизм подготовки документов для получения кредитов. На подготовку пакета документов уходит до 3 месяцев. Также тормозит процесс отсутствие у граждан достаточных гарантий для обеспечения кредитов и неравные возможности по оценке недвижимости в крупных городах и на селе, что негативно отражается на развитии сельских регионов.
Иногда имущественный залог есть. Однако существует слишком много сложностей, чтобы вести данные объекты в эксплуатацию. Словом, как подчеркнул Конуров, программа нуждается не просто в актуализации, а в кардиальном пересмотре ее механизмов. Поэтому «народные коммунисты» предлагают правительству разработать дополнительные системные меры, нацеленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
То есть упростить процедуру получения кредитов и субсидий, провести очередную «легализацию имущества», что позволит вывести из тени новые объекты недвижимости, пополнить бюджет за счет налогов на это имущество и даст возможность гражданам предоставить недвижимость в качестве залога в банки для получения кредитов и развития предпринимательства. А также пересмотреть систему оценки новых объектов недвижимости построенных на селе, определив минимальной цену, не ниже реальной себестоимости строительства, что даст возможность сельчанам получить доступ к кредитованию.