Накануне 50-летнего юбилея известного казахстанского политика Амиржана Косанова мы нашли его в… Баку. На наш вопрос: «А как же юбилей?» он ответил: «Не люблю застолья и дежурные тосты в свой адрес».
Кстати, тема международной конференции, на которой господин Косанов делает один из докладов, очень серьезная — энергоресурсы и конфликты в Прикаспийском регионе. Он выступает с докладом по Казахстану.
Что же касается дастархана, то, как рассказал нам политик, «в своей семье я ввел традицию: в день своего рождения каждый член нашей большой семьи принимает поздравления не в свой адрес, а поздравляет нашу маму, которая нас родила в этот день. В этот день обязательно идем на могилу отца и благодарим его за то, что мы пришли в этот мир. Так что на днях приеду и в узком дружеском кругу поздравим мою маму. Это же день рождения ею меня. Все тосты и подарки будут ей».
Тем не менее, воспользовавшись круглой датой (все-таки 50 лет бывает один раз в жизни), мы задали юбиляру несколько вопросов, и он очень оперативно на них ответил.
- Амиржан, завтра у Вас юбилей — своего рода черта, которой можно подвести промежуточные итоги, например, вашей жизни в политике. Как сами оцениваете — что получилось, а что не сбылось?
- Знаете, после школы я год работал слесарем на железной дороге на станции Новоказалинск Кызылординской области. Так вот, на этом предприятии был какой-то продвинутый начальник, который вместо стандартного в то время лозунга «Решения такого-то съезда КПСС — в жизнь!» аршинными буквами написал на большом заборе: «Счастье, когда утром торопишься на работу, а вечером — домой!». В этом смысле я счастливый человек! Ибо мне нравится то, чем я все эти годы занимаюсь. Я по духу общественник. Я говорю, то о чем я думаю, и имею возможность писать об этом. Знаете, это огромное счастье, когда ты не лицемеришь…
А что не сбылось… Много, конечно, не сбылось. Я всегда не доволен собой, в быту и в общественных делах. В общественном плане не сбылись две главные мои мечты. Первая — не произошли изменения в политической системе, которые бы заставили власть быть сменяемой и потому стать более ответственной. Вторая — не состоялось реального объединения демократических сил на широкой консолидирующей платформе. Думаю, вторая как раз является причиной первой…
- А о чем-то жалеете? Есть что-то, что сделали бы по-другому, будь такая возможность сейчас?
- Конечно, были и есть ошибки, в том числе и с моей стороны. Например, не нужно было в свое время отходить от бренда РНПК и Форума демократических сил Казахстана. Форум демсил тогда смог всех объединить, он стал предтечей движения «За справедливый Казахстан».
Возможно, нужно было еще с начала 2000‑х нам всем думать не о создании отдельных (скажем прямо — собственных, личных) партий, а о формировании самой широкой коалиции.
Как первый заместитель председателя ОСДП и как Генеральный секретарь ОСДП «Азат» я несу свою часть ответственности за то, что реального объединения демократических сил не состоялось. Например, я бы за единство наших рядов отдал бы и свою должность, чтобы не вызывать раздражения некоторых амбициозных политиков. Но не жалею об одном: что я все эти годы стоял на стороне народа и всегда выступал за единство оппозиции!
- Никогда не жалели, что стали заниматься оппозиционной политикой? Не поддержи вы в свое время Акежана Кажегельдина и Ваша судьба, возможно, сложилась бы по-другому?
- Мы живем в такой стране, где говорить правду, быть на стороне народа воспринимается как самая радикальная оппозиционность. Я поддержал в свое время и поддерживаю сейчас экс-премьера Акежана Кажегельдина не потому, что он в свое время был моим начальником (сейчас мы с ним близкие по духу и по жизни люди). Я поддержал его, потому что он говорил (и говорит сейчас) правильные вещи. Бывают моменты, когда мы спорим и дискутируем по отдельным моментам. Но в стратегическом плане мы солидарны по многим вопросам развития Казахстана.
Вместе с тем, не секрет, что «кажагельдинский» фактор всегда присутствовал в моей жизни. Были в свое время даже предложения за деньги или карьеру оклеветать его политически и лично. Как видите, я этого не сделал. Во-первых, его не за что клеветать, во-вторых, честь для меня дороже…
- Правда ли что Вам предлагали должности в государственном аппарате, но в обмен на отказ от политической деятельности? Вы отказались — почему?
- Если я скажу, что не предлагали должности, не поверите же (смеется). Конечно, переговоры переговорам — рознь. Если это вопросы, касающиеся оппозиции или общественной организации, то они должны быть максимально открытыми. В свое время я говорил о таких своих контактах.
Вместе с тем, я не привык налево и направо говорить о своих приватных (ибо такие бывают джентльменские договоренности) контактах с власть имущими. Это жизнь. Мы же живем в одной стране, в одном обществе. Главное — в приватных разговорах я не решаю судьбу всей оппозиции и не даю обещания за всех. Во власти и около нее немало тех, с кем когда-то работал вместе, бывает, что встречаемся на различных мероприятиях, обмениваемся мнениями.
Многие искренне хотели бы, что я работал во власти. Таким я доверяю. Но есть такие, кто хотел бы, чтобы я ушел из оппозиции и для этого ставит неприемлемые для меня условия. Для таких, кто приглашает меня во власть на этих условиях, мой ответ прост: «Сделайте две вещи. Первая. Дайте мне прийти во власть с конкретной программой действий на определенный срок. Если я не смогу ее выполнить, сам уйду. Вторая. Я никогда не буду отказываться от заявляемых мною принципов и не буду охаивать тех, с кем я все эти годы был в оппозиции, я не буду слепым и тупым апологетом власти. О вопросах изменения политической системы я буду говорить всегда». Я знаю, что власть никогда не пойдет на такие шаги. И потому я не думаю о себе в нынешней власти. Я думаю о себе во власти завтрашней…
Есть еще один момент. Знаете, власть все больше и больше теряет адекватность, она становится все более антинародной, ее авторитет перед гражданами падает все ниже и ниже. Так стоит ли с ней, с такой, связываться?
- Как Вы сейчас с высоты своего опыта оцениваете ситуацию на политическом поле в Казахстане? У оппозиции в нашей стране есть будущее?
- Думаю, что казахстанская оппозиция за все эти годы прошла тяжёлый, но достойный путь. Были и убийства, суды, тюрьмы, провокации. Были, конечно, и предатели, не без этого. Но путь, повторяю, достойный. И я горжусь, что с 1998 года принимал непосредственное участие в этом процессе.
- Но, согласитесь, в обществе есть некоторое разочарование действующей оппозицией…
- Виной этому то, что оппозиция не смогла реально объединиться, не отражает конкретные проблемы, волнующие простых людей. Многие воспринимают нас как политиков, которые делят портфели внутри оппозиции и все!
К сожалению, некоторые персоны дают для этого серьезные поводы. Скажу даже больше, может быть, даже крамольное: я сам разочарован в сегодняшней формальной оппозиции. Но это разочарование не должно привести к фатальному отказу от самой идеи изменения общества и власти. И сейчас я думаю о формате новой, современной, способной отвечать вызовам времени и, главное, играть влиятельную роль в период трансформации власти, демократической и коалиционной оппозиции, которая примет все лучшее, что было в казахстанской оппозиции и оставит в прошлом все негативное.
Один вопрос: кто будет выступать от имени оппозиции, если завтра президент выдвинет своего преемника? Вот о чем мы сейчас должны думать! В наших условиях выборы могут объявить завтра. Что, будем снова не пущать на свои съезды и форумы неугодных людей?! Но независимо от нас, от меня или от кого-то другого, оппозиция будет! Такова логика развития любого общества.
- Чтобы Вы посоветовали тем, кто рискнет заняться оппозиционной деятельностью у нас…
- Знаете, мне кажется, что быть оппозиционером не очень сложно: есть конкретные недостатки, которые бьют в глаза, есть наработанные и не теряющие своей актуальности задачи по изменению системы. Можно говорить об этом. Да, никто за это по головке не погладит. Но, честно говоря, и ситуация ныне не такая, как в конце 90‑х и начале 2000‑х, когда были жесточайшие репрессии. Так что смелость и бесстрашие уже не являются главными качествами для оппозиционера. Сейчас гораздо актуальнее компетентность, последовательность и элементарная порядочность. Пусть все эти качества будут у тех, кто собрался прийти в оппозицию…
…Редакция «Республики» горячо и от всей души поздравляет Амиржана Косанова (и его маму) с 50-летним юбилеем. Мы надеемся, что его мечты, о которых он рассказал в этом интервью, все-таки сбудутся и уже в самом ближайшем будущем. С днем рождения!