— На расширенном заседании правительства президент сделал ряд довольно интересных заявлений. О том, что госслужащим надо уходить на отдых после 25-ти лет работы, о замене первого руководителя в случае провала и конечно же о том, что «кроме него никого нет и народу надо держаться за него». Как бы Вы прокомментировали эти заявления? Какие впечатления у Вас оставили его слова?- Знаете, мне порой кажется, что казахстанцам очень вредно смотреть полные (без купюр) записи проводимых в Акорде совещании с участием министров и акимов! (смеется).Ибо вольно и невольно мы становимся свидетелями специально поставленного спектакля под условным названием: «Елбасы все знает, он следит за всеми и только от него зависит не только самые главные решения, но и вся жизнь всех казахстанцев! Он – хороший царь, а вот его бояре – плохие: не успевают выполнять его правильные поручения!». Судя по тому, как, в каком объеме все госканалы передали полную видеостенограмму сего пропагандистского действа, то зритель, по задумке акординских имиджмейкеров, должен был проникнуться мыслью «какой у нас сведущий во всех государственных делах президент и как он болеет за свой народ, как он строг к своим министрам».
Ан-нет, результат получился обратный. Нет, президент был в ударе, министры, как нашкодившие ученики, стояли по стойке «смирно» и лепетали черт знает что.
Все дело в том, что это – не первая постановка на эту тему и люди уже с достаточной долей критики и иронии смотрят на все это.
Заметили, сколько было иронии и сарказма в социальных сетях в отношении некоторых не совсем удачных фраз елбасы? Его пресс-секретарю даже пришлось давать свои разъяснения (которые, кстати, еще больше запутали аудиторию, которая привыкла все слова елбасы воспринимать серьезно и без поправок на конкретные обстоятельства и фон).
Видимо, Акорду задело то, что фразу о необходимости менять кадры, которые сидят на одном месте 25 лет, люди поняли в буквальном смысле и относительно всех, сидевших в зале. Ведь, понятно, с кем в первую очередь связаны в таких случаях ассоциации.
К тому же простым людям, у которых зла не хватает на доведшую экономику страны до ручки власть, ныне не до шуток! Тут плакать надо, а не разбрасываться шуточками, которые, по словам, представителей Акорды, оказываются, еще двусмысленными и якобы вырванными из контекста!
Смотрите, что творится: в прямом эфире, в режиме онлайн роняется авторитет правительства: как можно с уважением относиться к этим деятелям-министрам, которые не могут четко и внятно (главное, не теряя своего человеческого достоинства!) ответить на заданные вопросы?! Не серьезно все как-то: и постановка, да и сами персонажи.
Знаете, мне все же кажется, что и во власти есть здравомыслящие люди, которые видят всю трагикомичность создавшейся в стране ситуации (в том числе и с нарастающим культом личности) и , что немаловажно, понимают, что из затянувшегося кризиса нужно выходить иными, более эффективными путями.
Но два больших препона стоят на их пути
Это — страх, что высказав нечто не в русле официального одобрямса, они могут лишиться своих кресел (не всем же, как нам, быть в оппозиции)
Это противодействие этим разумным инициативам олигархических кланов и структур, для которых такие кризисы… только благо, только на руку и только на карман! Ибо можно нажиться на многомиллиардных антикризисных финансовых потоках! Получается, что кризисы у нас запрограммированы изначально и заложены в основу политической системы.
“Затишье перед бурей”
- Страна переживает экономический кризис. Прошли две волны девальвации, начинается безудержный рост цен на различные товары. Но как мы видим, граждане вроды бы согласны с этим: они не протестуют, не выражают недовольство. Почему общество не реагирует на экономический кризис? В чем причина массовой апатии?
- Протест есть, он в умах и настроениях «рассерженных» граждан. Он на кухнях, за дастарханом, на тоях и асах-поминках. Он в устах таксистов. Он в социальных сетях. Он – везде. Кроме площадей, конечно. Но это пока.
Да, пока протест не организован и не канализирован, традиционные оппозиционные партии не играют такой роли, как это было, например, во время единой ОСДП «Азат».
Протест был и в «тучные годы», когда у власти были мощные финансовые ресурсы для решения социальных проблем, тогда протест носил, скажем так, общественно-политический характер, мы больше говорили о политических правах и свободах.
Нынешний же протест имеет двусторонний аспект, теперь помимо политических и общедемократических требований во главу угла ставятся элементарные вопросы выживания большинства населения в беспрецедентных условиях кризиса и девальвации тенге.
Добавьте сюда и нашу, чисто казахстанскую особенность: власть, требуя у народа затянуть пояса, сама… продолжает жировать и шиковать!
Не отказывается от затратных помпезных международных мероприятий, которые ни тиынки пользы не приносят стране, не урезает расходы на содержание громоздкого чиновничьего аппарата.
А наоборот, лишает детей бесплатного обеда в школе!
Самое главное (и опасное!) в том, что у власти нет четкого и эффективного плана по выходу из создавшейся ситуации!
Это вызывает еще большее возмущение граждан.
Что касается проявлений протеста. Да, несмотря на резкое и доселе небывалое ухудшение уровня жизни, наши граждане не выходят на площадь, не проводят митинги акции протеста.
В этом смысле можно говорить о пассивности общества. Здесь причин много. Среди них – страх насаждаемый самой властью, которая ужесточила законы в отношении митингов и собраний, телезомбирование мозгов псевдоуспехами. Добавьте сюда также и падение авторитета политической (партийной) оппозиции. Люди разочарованы и в этих организациях, интриги и внутривидовая конкуренция в недрах оппозиции, последовавший за ними развал той же единой ОСДП «Азат» дали свои негативные результаты.
Но это, знаете, вся эта пассивность — кажущаяся пассивность. Все это напоминает мне затишье перед бурей. Говоря модным нынче языком: дивергенты рано или поздно превращаются в инсургентов, то есть те, кто несогласен становятся повстанцами.
Кстати, безжалостно расчищая оппозиционное поле, сажая в тюрьмы несогласных по надуманным поводам, закрывая популярные в народе газеты, власть сама выступает катализатором протестных настроений! Сама раздувает костер в непосредственной близости с пороховой бочкой.
- Особенно в такие трудные времена задаются вопросы: в стране есть оппозиция? Где она? Почему ее не слышно? Что оппозиция должна делать сейчас?
- Все познается в сравнении. Конечно, у многих свежи в памяти активные действия объединенной оппозиции конца 90‑х и середины нулевых, когда Форум демократических сил и движение «За справделивый Казахстан» объединили всех, кто считал себя оппозицией.
Сейчас, как говорится, иных уж нет, а те – далече. Былого накала и темпа нет.
Но это вовсе не значит, что на самой оппозиции надо ставить крест.
Как и всякое общественное образование, казахстанская оппозиция — плоть от плоти самого общества, и как общество, она переживает разные периоды своего развития. Ныне мы стоим на пороге нового этапа развития оппозиции. Она будет учитывать как опыт достижений, так и опыт ошибок. Появляются новые идеи, свежие силы, новые лица. Идет сближение оппозиционных идей с широким гражданским обществом.
В провластных и околовластных СМИ утверждая о крахе оппозиции, власть врет сама себе. Иначе она не стала бы арестовывать Блялова, Мамбеталина, Нарымбаева, за которыми нет политической партии или иной мощной общественной структуры.
Есть не только страх граждан перед возможными репрессиями за общественную активность. И есть также страх власти перед возможными выступлениями своих граждан. Мы – общество обоюдного страха. И от этого тоже становится страшно. Ибо у таких обществ нет будущего!
Почему надо участвовать в парламентских выборах?
- Продолжим разговор об оппозиции. Как известно, в Казахстане нет ни одной оппозиционной партии. Между тем, приближаются парламентские выборы. Что намерена делать оппозиция во время электорального периода? Или придется остаться за бортом парламентских выборов?
- Конечно, по поводу предстоящего электорального цикла у каждого свои соображения. Я же выскажу свою личную точку зрения.
Есть коллеги, которые вполне справедливо говорят, что все равно настоящую оппозицию в парламент не допустят и нечего в участвовать в этих выборах. Находятся также суперрадикалы, которые, как всегда, утверждают, что любое участие оппозиции в выборах в Казахстане – это на руку режиму, его легитимизация и тд.
Я же считаю, что зная о нечестном характере выборов, все же надо участвовать в таких кампаниях. Это, в первую очередь, возможность на деле объединить имеющийся потенциал оппозиции, непосредственная работа с населением, хоть какой-то доступ к общенациональным СМИ, то есть, самая настоящая живая политическая работа, которой мы давно не занимались (за исключением, конечно, продолжающейся просветительской работы в оставшихся независимых СМИ).
В этой связи через Вашу газету вношу официальное предложение ко всей общественности провести внеочередной Республиканский форум демократических сил Казахстана. Понимаю, что в этих существующих и фактически ликвидированных властью организациях нет единства по многим вопросам стратегии и тактики оппозиционной деятельности. Есть также банальные конфликты и личные обстоятельства. Но все они могли бы объединиться вокруг одной, столь важной на нынешнем этапе идеи объединения сил и ресурсов накануне предстоящих парламентских выборов.
Мы все, кто формально и неформально, открыто и публично причисляет себя к оппонентам власти – разные. И это прекрасно. Но накануне предстоящих выборов нам необходимо собраться вместе и сверить часы, определить тактику на время выборов. А общей платформой для такого объединения могло бы стать движение «За справедливый Казахстан». Нельзя допустить того, чтобы кто-то приватизировал наше общее объединение. Этого нельзя допустить. Ведь знамя ЗСК обагрено кровью наших соратников и слезами родных и близких наших коллег, которые прошли суровые испытания судов и тюрем.
Да, мы разные, у каждого есть свои скелеты в шкафах.
Но, если мы реальные политики и действительно думаем не о себе любимых, а о стране, то надо забыть все имеющиеся, настоящие и надуманные обиды и разногласия, надо встать выше личных амбиции и начать делать общее дело! Ведь важен опыт каждого, важно участие каждого!
Тогда мы сможем вернуть былое доверие сограждан не только к себе, но и оппозиции, как институту, в целом!
Участие в выборах также даст возможность контролировать ход выборов, процесс голосования и подсчета бюллетеней, опротестовывать итоги, если они будут нечестными. Это тоже форма политической борьбы!
Думаю, что это собрание могло бы собрать весь цвет казахстанской оппозиции – от движения «Азат», КПК, «Азамата», Народного Конгресса, движения «Поколение», РНПК, Форума демсил, ДВК, ОСДП, «Нағыз Ақжола», «Азата», «Халық рухы», Казахского Национального Совета и других.
Настало время нам всем собраться вместе и обсудить наше будущее, начиная с вопроса «Участвовать в этих выборах или нет?». А если участвовать, то как?
Как известно, в парламентских выборах могут участовать только партии.
У традиционной оппозиции было (пока есть?) два партийных ресурса. Это – ОСДП, которая легитимна и может принять полноценное участие в предстоящей кампании.
Это и «Азат», судьба которой мне лично не известна. То говорят, что она ликвидирована, то, что она все еще в списках партий. Думаю, активистам «Азата» надо прояснить этот вопрос и самим принять решение о судьбе этой организации.
Одна из этих партий могла бы стать основой для общегражданского списка.
Одно дополнение. Понимаю, что и к моей скромной персоне могут быть претензий со стороны коллег (дескать, снова призывает к единству, снова хочет возглавить и т.д.), посему готов быть рядовым участником этого собрания, этого процесса. Для меня важно, чтобы оппозиция была вместе, несмотря на все разногласия.
- Ходят слухи, что руководитель ОСДП Жармахан Туякбай договорился с властью о том, что его партия получит места в новом парламенте. Насколько реалистичны такие разговоры? Есть ли шанс у ОСДП войти в парламент? Неужели кто-то поддержит партию, члены которой – Турсумбаев и Своик ‑выступают за Евразийский союз и по сути за потерю независимости Казахстана?
- Мне сложно говорить о ОСДП, ведь в свое время я сам вместе с другими стоял у истоков создания этой партии, и до последнего момента, когда кучка деятелей узурпировала власть в партии и не пустила меня на съезд, был первым заместителем председателя ОСДП.
Честно говоря, с тех пор не общался с руководством ОСДП и не знаю об их истинных планах.
Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже». Да, в ОСДП осталось много моих соратников, особенно в регионах, но правда, какая бы она ни была неприятной, должна быть высказана!
К сожалению, за это время, когда нынешнее руководство ОСДП развалило единую ОСДП «Азат» и взяло курс на отдельное плавание, некогда активная и влиятельная политическая сила превратилась в… узкогрупповой клуб по проведению неких круглых (и не очень) столов, о которых никто не пишет и никто не знает.
У нынешней ОСДП нет одного, обязательного для любой политической партии качества – узнаваемости.
В стране происходят большие и малые, резонансные события, которые касаются каждого казахстанца: кризис, девальвация, укрепление культа личности, коррупционные расследования, закрытие независимых СМИ, аресты общественных активистов и т.д. А партия молчит, как будто в рот набрала воды!
Есть такое требование к любой политической силе или персоне: быть в тренде. Так вот ныне этот самый тренд и ОСДП живут отдельными, не соприкасающимися друг с другом жизнями и измерениями!
И все это и плачевно, и обидно…
Что касается возможности вхождения в парламент ОСДП, да и любой другой партии.
Понятно, что у нас решает не избиратель и его голос, а Акорда. Точнее, сам президент. Говорят, что там строят разные схемы. Так что все возможно…
- Оппозиционное поле полностью зачищено и затоптано. Осталось пару-тройку независимых газет, пару десятков активистов и общественных деятелей и больше никого нет. Как будет в дальнейшем развиваться оппозиционное движение в стране? Стоит ли ожидать того, что протестные массы уйдут в подполье и пополнят ряды радикальных религиозных движений?
- Затоптано, как Вы говорите, не только оппозиционное поле, но и все поле возле елбасы. Это он сам так сказал же (смеется).
Понятно стремление власти зачистить оппозиционное поле, кому же нравится критика? К тому же предстоящий ответственнейший период возможного воцарения преемника елбасы (или начала этого процесса) никак не подразумевает наличие легитимной оппозиции.
Но, мне кажется, что власть, с особым рвением и жестокостью, иногда и изощрённостью добиваясь этой тактической уели, в стратегическом плане проиграла однозначно!
Важно понять, что всеобщее обнищание населения помимо социальных проблем, может привести к появлению нового… «Ленина», который на классовых революционных лозунгах «Землю – крестьянам, заводы – рабочим, власть – Советам!» может вполне реально побороться за власть. Не думаю, что разочарованный в компрадорской и проолигархической политике Акорды народ однозначно поддержит власть! Как говорится, тот, кто не желает эволюцию, тот рискует напороться на революцию и бунт!
ЭКСПО как способ поднять авторитет
- Летом Вы были на судебном процессе в Вене против Альнура Мусаева и Вадима Кошляка. Совсем недавно Мусаев сделал ряд громких заявлений с конкретными обвинениями в убийстве. А не является ли это попыткой прикрыть Мусаевым собственных преступлений вместе с Рахатом Алиевым? Как Вы относитесь к такого рода заявлениям Мусаева?
- Вам известна моя позиция в отношении зловещего тандема Алиев-Мусаев, который будучи у руля КНБ буквально гнобил бизнес и оппозицию самыми жесточайшими и извращенными методами. Сам сполна познал их провокации и суды.
В силу того, что я не был непосредственным свидетелем событий вокруг «Нурбанка», когда похитили и убили его топ-менеджеров Тимралиева и Хасенова, я не мог участовать в самом процессе. Но накануне оглашения приговора родные банкиров попросили меня приехать в Вену и дезавуировать один из тезисов Мусаева и Кошляка, краткая суть которго такова: дескать, мы политические оппоненты Акорды и нас преследуют по политическим мотивам.
Вы знаете мое отношение к такого рода заявлениям, когда те, кто безжалостно преследовал инакомыслие находясь во власти, уйдя из нее в одночасье превращаются «политических оппонентов режима». Конечно, каждый имеет право быть в оппозиции.
Но эти господа должны вначале ответить на все выдвигаемые против них страшные обвинения, включая и физическую расправу с неугодными. Оппозиция не может быть последним прибежищем негодяев!
Вот об этом я и говорил западным СМИ в Вене.
Кстати, тема о тех, кто реально преследует оппозицию, не закрыта. И сейчас во власти есть новые алиевы и мусаевы. Им тоже рано или поздно надо будет отвечать перед Историей, ибо все тайное всегда становится явным…
- Казахстан не собирается отказываться от проведения ЭКСПО в Астане, и несмотря на кризис подавал заявку на проведение Олимпийских игр (благо ее отклонили). Власть не перестает проводить пышные торжества и приемы с восхвалением Акорды. Насколько целесообразно во время кризиса проводить такие мероприятия? И зачем они нужны Астане?
- Похоже, в такой интересной поведенческой линии власти есть один психологический аспект: в стране масса не решенных внутренних проблем, из-за авторитарной сущности режима, его несменяемости, подавления демократических прав и свобод его авторитет в мире падает, вот и хотят проведением такого рода международных мероприятий и формальным участием в них представителей ведущих стран, сказать своему народу: смотрите, нас уважают, к нам приезжают. Да и Западу сигнал: есть у нас еще порох в пороховницах, несмотря на все эти кризисы.
Весь этот обман других и (включая и вездесущий самообман) как раз кстати для дворцовых подхалимов, которые таким помпезными и суперзатратными мероприятиями хотели бы также пустить пыль в глаза елбасы, заодно и распилив определенную часть бюджетных средств.
Кстати, не кажется ли Вам, что сама форма проведения таких всемирных выставок с огромными павильонами, их оформлением, доставкой громоздких экспонатов, с многочисленными делегациями и дорогостоящим обслуживанием немного… устарело.
На дворе XXI век, передовые технологии меняются чуть ли не каждый день, с любой инновационной идеей можно ознакомиться онлайн через доступные виды связи и тд.
Спасибо за беседу!
Беседовала Инга Иманбай
— with Амиржан Косанов.
Интервью газете ТРИБУНА.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=937620259646357&id=806635612744823