Брифинг в Астане 24 октября адвокаты бывшего министра национальной экономики Казахстана Куандыка Бишимбаева назвали «вынужденным ответом» на выступление Национального бюро по противодействию коррупции. На минувшей неделе следователи антикоррупционной службы провели свой брифинг, большую часть которого посвятили «делу Бишимбаева». 37-летнего экс-чиновника обвиняют в том, что он, будучи главой холдинга «Байтерек», участвовал в хищениях средств, выделенных на строительство стекольного завода в Кызылорде, и получал взятки от строительных компаний, которые возводили жилье по госпрограмме «Нурлы жер».
«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ВИНЫ НА БИШИМБАЕВА»
Защита министра считает, что дело в отношении их подзащитного сфальсифицировано, а доказательная база строится на показаниях «крайне заинтересованных лиц».
– Есть определенные лица, которых поймали с поличным. Они хотят выйти из ситуации с наименьшими потерями, облегчить свою участь через перекладывание вины на Бишимбаева, – сказал адвокат Сеит Рахманов. Назвать имена этих лиц он отказался, добавив, что всё будет представлено в суде.
Есть определенные лица, которых поймали с поличным. Они хотят выйти из ситуации с наименьшими потерями, облегчить свою участь через перекладывание вины на Бишимбаева.
Адвокаты экс-министра заявили, что озвученная следствием информация в части «добровольного погашения ущерба» в рамках дела Бишимбаева не соответствует действительности.
– Говоря о том, что был возмещён ущерб, причём благодаря Нацбюро, господа борцы с коррупцией, мягко говоря, лукавят. Никакого возмещения со стороны лиц, которые проходят по уголовному делу, именно в размере 1,2 миллиарда тенге не было. Эта сумма была перечислена в доход государства, но банком-гарантом. То есть, когда начали строительство стекольного завода, Бишимбаев настоял на том, чтобы подрядчик предоставил банковскую гарантию, что он действительно сможет построить завод. Если не сможет, то банк возвращает вложенные деньги при любых форс-мажорных обстоятельствах, – сказал Мади Мырзагараев, добавив, что в этом случае сработала банковская гарантия.
Адвокаты сказали, что выводы следствия о том, что Бишимбаев якобы строил дом в селе Косшы под Астаной на незаконно полученные средства, недостоверны.
– В органах юстиции есть сведения о зарегистрированном имуществе физических лиц. В селе Косшы на Бишимбаеве не числится никакого дома. У Бишимбаева с супругой есть квартира-«полуторка» в Алматы и недвижимость в Астане, где он жил с семьей. Другого недвижимого имущества у Бишимбаева нет. На брифинге [антикоррупционной службы] сказали о доме в Косшы. Во-первых, это не дом, а строящийся из дерева объект. Мы представим в суде данные, кому он принадлежит. Бишимбаеву он не принадлежит, – утверждает Мади Мырзагараев.
Защита бывшего чиновника заявила, что во время следствия были арестованы средства матери Бишимбаева, Альмиры Нурлыбековой, взятые ею в кредит в январе этого года. По словам адвокатов, после многочисленных обращений следователи вернули средства Нурлыбековой.
«ФАКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТОК И ХИЩЕНИЙ»
На прошлой неделе представители Нацбюро по противодействию коррупции на брифинге в Астане прокомментировали дело Куандыка Бишимбаева. Руководитель следственного департамента Олеся Кексель сказала, что Бишимбаеву вменяется восемь фактов получения взяток и один факт хищения денежных средств на сумму 1,2 миллиарда тенге. По словам Кексель, Бишимбаев использовал предположительно незаконно полученные деньги на личные нужды, построил пригородный дом площадью 500 квадратных метров в пригороде Астаны. Кексель сообщила, что по этому делу подозреваемыми проходят 23 человека, 20 их них пошли на сотрудничество со следствием и заявили о признании обвинений, тогда как три человека, включая Бишимбаева, отказались давать показания. Кексель сказала на брифинге, что Куандык Бишимбаев в бытность главой холдинга «Байтерек» якобы «установил негласные правила, по которым каждая строительная компания, желающая получить контракт с холдингом “Байтерек Девелопмент”, должна была дать взятку.
Заместитель директора департамента Национального бюро по противодействию коррупции Талгар Серикбаев на этом же брифинге 19 октября заявил, что в рамках расследования уголовного дела Бишимбаева «в доход государства добровольно погашен нанесенный ущерб в размере 1,2 миллиарда тенге» (около 3,5 миллиона долларов).
О задержании Бишимбаева по подозрению в получении взяток стало известно 10 января. В конце декабря 2016 он был отправлен в отставку с поста министра национальной экономики. Отставку связали с работой Бишимбаева в должности руководителя холдинга «Байтерек». До этого, в ноябре 2016 года, началось досудебное антикоррупционное расследование в отношении руководства компании «Байтерек Девелопмент», входящей в состав национального холдинга «Байтерек». Следователи заподозрили топ-менеджеров «Байтерек Девелопмент» в получении многомиллионных взяток от строительных компаний в обмен на лоббирование их интересов при закупках услуг по строительству арендного жилья в рамках госпрограммы «Нурлы жол». Среди арестованных по этому делу – заместитель председателя правления «Байтерек Девелопмент» Аслан Джакупов, сын бывшего акима Западно-Казахстанской области и бывшего спикера мажилиса парламента Кабибуллы Джакупова (был председателем нижней палаты с апреля 2014 года по март 2016 года).
Срок содержания под стражей Куандыка Бишимбаева и других фигурантов этого дела неоднократно продлевали. В октябре стало известно, что расследование завершено и дело передано в суд. Предварительные слушания назначены на 31 октября.
Бишимбаев – не первый высокопоставленный чиновник в Казахстане, который привлекается к уголовной ответственности по обвинениям в коррупции. В конце 2015 года суд в Караганде назвал бывшего премьер-министра Серика Ахметова виновным в коррупции, приговорив его к 10 годам тюрьмы. Позже суд смягчил ему наказание, позволив в сентябре этого года выйти на свободу «в связи с заменой лишения свободы на ограничение свободы». По обвинениям в хищениях и получении взяток в Казахстане к ответственности привлекались чиновники на уровне министров, заместителей министров, руководителей агентств, акимы, главы национальных компаний.
В исследовании Transparency International за 2016 год «Индекс восприятия коррупции: Порочный круг коррупции и неравенства должен быть разорван» Казахстан находится на 131‑й позиции, что на восемь строк ниже по сравнению с исследованием за предыдущий год.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»