И пусть теперь президент не говорит, что ничего не знал
В понедельник, 12 января, главный редактор журнала ADAM bol Гульжан Ергалиева «прогулялась» с недоступным для нее и простых граждан главой государства по центру Алматы – Арбату. Эту акцию пришли поддержать несколько десятков человек – поддержать не только «адамболовцев», но и все независимые СМИ, а также право граждан на получение и распространение информации. Пусть даже неугодной режиму.
О своем намерении провести акцию «Прогулка с президентом» Гульжан Ергалиева рассказала в соцсетях. Поводом для этого шага, являющегося «последней надеждой», как известно, послужила судебная расправа над ее очередным, седьмым по счету проектом – журналом ADAM bol. Напомним, в конце декабря судья Асель Абишева, нарушая все нормы законодательства, при поддержке прокурора Аскара Кожабекова, вынесла решение об удовлетворении иска акимата Алматы о немедленном закрытии издания и отзыве его лицензии.
Теперь, накануне подачи апелляционной жалобы в городской суд южной столицы, Ергалиева вышла на одиночную акцию протеста. Были серьезные опасения, что ее могут «перехватить» по дороге, но по каким-то причинам этого не произошло. Здесь, на алматинском Арбате, ее уже ждали единомышленники, сочувствующие, журналисты и, конечно, сотрудники правоохранительных органов, большинство из которых были в штатском. Сюда же была подогнана спецмашина, откуда велась прямая трансляция происходящего (для кого именно велся репортаж, доподлинно неизвестно, но догадаться можно).
Выступая перед собравшимися, Гульжан Хамитовна рассказал о причинах, которые подвигли ее на проведение этой акции (хотя, по большому счету, и так все было понятно):
– Почему именно с президентом? Дело в том, что мы все понимаем – он является гарантом нашей Конституции, наших законов. Но, к сожалению, наше законодательство абсолютно не равноправное по отношению ко многим гражданам. Сегодня нарушаются наши права – гражданские, профессиональные. Больше всего достается нам, журналистам. Каждый год СМИ буквально терроризируются нашими властями, закрываются десятки изданий, а журналистам присуждают неподъемные штрафы.
Она отметила, что такие репрессии происходят в тот момент, когда Казахстан нуждается в поддержке отечественных СМИ, в первую очередь – независимых и правдивых, когда наша страна находится под сильным информационным давлением извне.
– Вместо того, чтобы поддерживать такие СМИ, власть, напротив, их беспощадно уничтожает, – подчеркнула она.
Гульжан Хамитовна напомнила, что уже дважды обращалась к руководителю Администрации президента Нурлану Нигматулину, чтобы он организовал встречу с главой государства, но в ответ было полное игнорирование. Кроме этого, на имя Нурсултана Назарбаева направили свое письмо члены Попечительского совета журнала ADAM bol – тоже молчание.
– Я уже как-то писала, что, возможно, президента взяли в заложники и вокруг него создают такую атмосферу, когда он ничего не знает, – отметила она. – Мы уже были свидетелями того, что президент был не в курсе политических убийств, а потом разводил руками: «как такое могло случиться?». Президент якобы не знал о забастовке и расстреле в Жанаозене… Хотя это смешно – не может президент не обратить внимание на широкий резонанс, который вызвала расправа над журналом ADAM bol. Были обращение ОБСЕ, членами которой мы являемся, других влиятельных международных правозащитных организаций.
Кроме этого, Г. Ергалиева рассказала о том, что в сентябре 1997 года ее отец, поэт Хамит Ергалиев, тоже обратился к Назарбаеву с предостережением. Это произошло после того, как зять президента Рахат Алиев в течение года преследовал Ергалиеву – в то время, руководителя казахстанского филиала МГТРК «Мир». Хамит-ага выразил свой наказ в четверостишье:
Я жду от вас ни много и ни мало;
Чтобы не лесть, а дело возвышало!
И след остался человеческий, гуманный;
Чтобы душа в итоге не страдала!
«Прогулка с президентом», которую Ергалиева назвала “последней надеждой”, сопровождалась общением с прохожими, которые также выразили поддержку журналистам. После этого было принято решение отправить портрет Назарбаева с надписью (в виде логотипа запрещенного журнала) «ADAM bol!». На обратной стороне портрета все желающие (более 40 человек) поставили свои подписи, и он был отправлен в Акорду через ближайшее отделение почты.
Стало известно, что кроме подачи апелляционной жалобы, редакция журнала обратится в правоохранительные органы (а именно – генеральному прокурору Асхату Даулбаеву) с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении судья Абишевой и прокурора Кожабекова.