Рашит Махат был одним из крупнейших индивидуальных бенефициаров того, что американские прокуроры назвали “тратой денег”, которые Банкман-Фрид украл у клиентов FTX.
Миллиарды долларов испарились в результате краха криптовалютной империи FTX Сэма Бэнкмана-Фрида. Но один человек прибрал к рукам огромную кучу этих денег: это крепкий чемпион по джиу-джитсу из Казахстана.
Рашит Махат получил почти 500 миллионов долларов за несколько месяцев до краха FTX, когда он продал большую часть своей доли в предприятии по добыче биткоинов Genesis Digital Assets хедж-фонду Банкмана-Фрида. Адвокаты Махата в Лондоне утверждают, что он по-прежнему владеет вырученными средствами.
Сделка на пике рынка сделала Махата одним из крупнейших индивидуальных бенефициаров того, что американские прокуроры в ходе недавнего судебного процесса над Бенкманом-Фридом назвали “тратой денег”, украденных Бенкманом-Фридом у клиентов FTX.
При изложении своей версии обвинители использовали такие детали, как данные банковских счетов и показания инсайдеров, чтобы показать, сколько из 8 миллиардов долларов клиентских денег ушло в стартапы и другие инвестиции. Банкман-Фрид был признан виновным и находится под стражей в ожидании приговора.
Сделка с Genesis Digital в начале 2022 года была одной из крупнейших, на которую обратили внимание прокуроры, продемонстрировав присяжным диаграмму, показывающую, как более 1 миллиарда долларов средств перешли от клиентов на счет, принадлежащий хедж-фонду Бэнкмана-Фрида, а затем в акции Genesis Digital. Прокуроры не упомянули Махата, который не был обвинен в правонарушениях.
Прокуроры также выделили сделки под руководством Банкмана-Фрида, включая покупку недвижимости на Багамах и 1,2 миллиарда долларов, которые пошли на выкуп конкурирующей криптовалютной биржи Binance, которая была акционером FTX.
Новое руководство FTX, назначенное после подачи заявления о банкротстве, борется в суде за возврат денег с некоторых получателей щедрости Банкмана-Фрида, включая родителей Банкмана-Фрида и голливудского агента, превратившегося в венчурного капиталиста. Чтобы вернуть деньги, адвокатам часто приходится доказывать, что получатель был переплачен до банкротства. Родители Банкман-Фрид и агент отвергли претензии FTX в суде.
Вернуть все средства клиентов будет далеко не просто. Стартапы, получившие большую часть денег, скорее всего, потратили их на собственные операции. FTX также могла бы продать доли, которые Банкман-Фрид приобрел в стартапах, но стоимость многих из этих акций — в том числе и Genesis Digital — резко упала из-за снижения цен на криптовалюты.
В документах, поданных юристами и консультантами в рамках банкротства в начале 2023 года, говорилось, что новые управляющие FTX проводят расследование в отношении Genesis Digital; аналогичные формулировки использовались для описания их подхода к другим крупным пакетам акций FTX.
В общей сложности хедж-фонд Бенкмана-Фрида Alameda Research вложил в Genesis Digital 1,15 миллиарда долларов в период с середины 2021 года по середину 2022 года, что стало самой крупной инвестицией в его портфель стартапов и венчурных капиталов, превышающий 4 миллиарда долларов.
Представитель Genesis Digital заявил, что сделка с Bankman-Fried была “простой вторичной продажей акций компании — как это обычно бывает во многих отраслях во время сильных рынков”.
Адвокаты Махата заявили, что продажа “была проведена в соответствии со всеми применимыми рыночными правилами и нормами”, а с обеих сторон сделки выступили авторитетные юридические фирмы. По их словам, “его акции были приобретены вместе с акциями ряда других основателей компании”.
47-летний Махат не работает в Genesis Digital, сообщили его адвокаты из лондонской юридической фирмы Mishcon de Reya. Он руководит венчурной фирмой в Дубае и пишет на LinkedIn о перспективах искусственного интеллекта.
В начале своей карьеры Махат работал в ряде небольших казахстанских компаний, параллельно занимаясь спортом, сказал он в интервью казахстанскому журналисту в 2022 году. В 2011 году он стал чемпионом мира в весовой категории 200 фунтов на чемпионате мира по джиу-джитсу в Лиме, Перу.
Махат обратился к криптовалюте примерно в 2016 году, когда два немецких майнера биткоинов искали партнеров в Казахстане, рассказал Махат в интервью казахскому журналисту в 2022 году. Для майнинга биткоинов требуется огромное количество энергоемких вычислительных мощностей, а в Казахстане электроэнергия, работающая на угле, была дешевой. Махат и еще два казахстанских предпринимателя увидели возможность и объединили усилия с немецким дуэтом.
С криптовалютой “мне не нужен банк, мне не нужен посредник, я могу совершать сделки с вами напрямую”, — сказал Махат казахскому журналисту.
По словам Ермека Алимова, бывшего делового партнера Genesis Digital, новая компания, которая тогда называлась Powerry, нашла источники электроэнергии и начала добычу полезных ископаемых.
Алимов, который ранее работал с Махатом над предприятием по добыче золота, утверждает в иске из Великобритании против Genesis Digital, Махата и двух других соучредителей, что ему причитается доля в бизнесе, поскольку он помог компании получить электричество, ссылаясь на текстовые сообщения и другие коммуникации.
Представитель компании Genesis Digital, в которой до сих пор работают два других соучредителя, заявил, что утверждение Алимова о том, что ему должны деньги, не соответствует действительности, и сказал, что его единственным участием в работе компании была продажа и реконструкция электростанции.
Адвокаты Махата заявили, что суд “еще не определил, обладает ли он юрисдикцией для рассмотрения иска”, и поэтому ответчики еще не представили возражения на иск Алимова.
Когда в 2021 году цена биткоина резко выросла, Банкман-Фрид вложил в Genesis Digital 100 миллионов долларов и позже вошел в совет директоров компании. SkyBridge Capital Энтони Скарамуччи, венчурный фонд Paradigm и другие компании также вложили средства в компанию.
В декабре 2021 года Банкман-Фрид прилетел на частном самолете, чтобы встретиться с президентом Казахстана, который провел круглый стол с группой иностранных инвесторов, владеющих долями в казахстанских корпорациях.
Вскоре после этого компания Alameda, принадлежащая Банкману-Фриду, купила большую часть акций Genesis Махата и заплатила 80 миллионов долларов за часть акций другого соучредителя. Махат получил от Alameda более 470 миллионов долларов за свои акции в этой сделке, согласно корпоративным документам Кипра и человеку, знакомому с этой сделкой. Банкман-Фрид инвестировал еще 500 миллионов долларов непосредственно в компанию в середине 2022 года. Сделка оценила Genesis Digital примерно в 5 миллиардов долларов.
Махат — ветеран казахстанского делового мира. Он входил в советы директоров известных корпораций, включая один из крупнейших банков страны, крупную государственную оборонную компанию “Казахстан Инжиниринг” и телекоммуникационную компанию Kcell, а также в консультативный совет быстрорастущей платежной компании Kaspi.
В казахстанских документах по ценным бумагам и на сайтах компаний говорится, что Махат работал в компании, принадлежащей Кайрату Сатыбалды, племяннику бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, и представлял его интересы на собрании акционеров другой компании. Сатыбалды — известная фигура в казахском бизнесе, отбывающая шестилетний тюремный срок после того, как ее признали виновной в растрате государственных активов. Около 1,5 миллиарда долларов активов, связанных с Сатыбалды, были возвращены государству после его ареста в марте 2022 года, сообщили в этом месяце официальные лица Казахстана.
В биографических данных, опубликованных двумя компаниями, в которых Махат занимал пост директора совета директоров, говорится, что в период с 2006 по 2009 год он был советником председателя правления Dunie Corp., небольшой компании, на 70% принадлежащей Сатыбалды.
Материал появился на архивных сайтах компании “Казахстан Инжиниринг”, а также в годовых отчетах Казкоммерцбанка за 2015 и 2016 годы, протоколах заседания совета директоров за апрель 2016 года и пресс-релизе. В биографической информации Махата на архивном сайте третьей компании, Estate Management Company, указано, что он работал в Dunie.
Упоминания о роли Махата в Dunie в биографических материалах являются ложными, и он не работал в этой компании, заявили адвокаты Махата.
“Наш клиент не работал и никогда не работал на г‑на Сатыбалди ни в качестве советника, ни как-либо иначе в отношении Dunie Corporation или любой другой компании”, — заявили они.
Сатыбалди через адвоката заявил, что у него не было советников в Dunie. Он и Махат были друзьями, но Махат не работал на него, сказал он.
Махат был представителем Сатыбалды на собрании акционеров Kaspi в 2017 году, согласно протоколу совета директоров. Сатыбалды, один из крупнейших акционеров Kaspi, выдал Махату доверенность, чтобы тот мог голосовать от его имени, говорится в протоколе совета директоров.
Адвокаты Махата заявили, что Сатыбалды не мог физически присутствовать на собрании, поэтому он позволил Махату — члену консультативного совета Kaspi — служить его доверенным лицом на собрании. Они заявили, что полномочия были ограничены этой целью и что Махат не получал генеральной доверенности. Сатыбалди предоставлял такие же полномочия другим лицам на других собраниях Kaspi.
В своих показаниях Банкман-Фрид заявил, что вложил деньги в Genesis Digital, потому что компания могла производить биткоин по дешевой цене. По его словам, это могло бы стать хорошей инвестицией, если бы компания должным образом застраховалась на случай падения цены биткоина, хотя FTX и не сделала такого хеджирования.
После инвестиций Банкмана-Фрида Genesis расширила свою деятельность в США, открыв новые крупные центры обработки данных для майнинга биткоинов в Техасе и Южной Каролине.
Компания сообщила инвесторам о намерении провести первичное размещение акций в США, по словам людей, осведомленных о планах.
Генеральный директор компании, соучредитель Марко Стренг, прошлой осенью покинул свой пост в совете директоров, и его сменил другой соучредитель, Андрей Ким. Это произошло после ухода председателя совета директоров компании, соучредителя Абдумалика Мирахмедова, который покинул совет директоров в 2022 году и в настоящее время занимает должность исполнительного президента. Его место занял сын.
По данным SkyBridge Capital, стоимость Genesis Digital резко упала. В сентябре компания подсчитала, что ее доля в Genesis Digital упала в цене на 86 % с момента пика в начале 2022 года.
С сентября цены на биткоин выросли более чем на 50 %, что привело к росту котировок акций некоторых майнеров биткоина, однако их стоимость упала более чем наполовину по сравнению с пиком.
Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Источник: https://www.wsj.com/finance/currencies/the-jujitsu-champ-who-got-nearly-500-million-from-sam-bankman-fried-dbb4c9ff?st=g8wb5t9e4wock6s&reflink=desktopwebshare_permalink