Автор: Константин КРУТОВ
Фото: Сайт Президента Республики Беларусь
В России много политиков, которые “мыслят имперски и иначе не видят, как то, что Белоруссия должна быть неким северо-западным краем”, заявил в интервью Bloomberg президент Белоруссии Александр Лукашенко. Дал он его накануне Дня единения России и Белоруссии.
“На это мы даем конкретный ответ: мы не будем северо-западным краем. Как и не будем никогда, как я это понимаю, конфликтовать с Россией!” — отметил президент.
Впрочем, по его словам, руководство России никогда не ставило напрямую вопрос о том, что Белоруссия должна быть в составе России. Но эту тему все же обсуждали с Владимиром Путиным и в последний раз — год спустя после президентских выборов в России.
“И мне понравилось, когда он сказал (это еще, кстати, было до конфликта в Украине): “Нам не надо подчинить, захватить какую-то страну, в том числе Белоруссию, нормальная страна, развивается, среднеевропейское государство (дословно говорю), в дружественных отношениях. Вы абсолютно не посягаете на какие-то принципы Российской Федерации. Чего нам нужно еще? Вы живете в своей квартире, мы живем в своей, но в то же время мы братья, мы родные люди, мы ходим друг к другу в гости”. Вот такое было обсуждение. Нормальное, по-моему”, — отметил белорусский лидер.
По его мнению, не будет Россия и воевать против Белоруссии: “У руководства России нет повода даже плохо в нашу сторону смотреть. Его не поймет русский народ, россияне не поймут. Чего против нас воевать? Нет причин. Поэтому я даже не думаю так, что Россия будет воевать против Белоруссии”.
“Но я еще раз подчеркиваю: кто бы ни пришел к нам с мечом, тот от меча и погибнет. Мы будем воевать против европейцев, американцев, россиян — кого угодно, если они поставят перед собой цель завоевать этот кусок земли, на котором должны жить белорусы”, — сказал Лукашенко.
“100% белорусского народа хотят жить на своей земле, в своем государстве, и защищать белорусский народ будет свою землю тоже, как положено. Возьмите историю. Во Второй мировой войне мы потеряли каждого третьего человека. Мы не встали на колени перед агрессором, и мы защищали свою землю. Точно так мы будем защищать свою землю и сейчас”, — добавил он.
Чего хочет Путин?
Лидер Белоруссии также ответил на вопрос, чего хочет российский президент: “На Западе бытует мнение, что он хочет какую-то империю восстановить. Он другой человек. Он не будет стремиться к восстановлению некой империи. Но если кто-то уж слишком будет зарываться и кивать пальцем в сторону России, да еще и дубиной размахивать, то даже не только Путин, у россиян такой менталитет, что на дубину Россия ответит. Поэтому с Россией надо быть аккуратными. Нет у Путина желания чего-то там захватить. Он современный человек и понимает, что в современное время это очень опасно”.
По мнению Лукашенко, упреки о вмешательстве во внутренние дела соседних стран можно адресовать не только России, но и американцам и Евросоюзу.
“Что вам надо было в Ливии, в Ираке, в других частях? Там жизненно важные ваши интересы. Точно так заявляет и Россия. У нее жизненно важные интересы в Грузии, других соседних республиках, — сказал он. — Такой образ, если можно сказать, такое поведение характерно для всех больших государств. Они почему-то считают, что, чтобы сохраниться гигантскими государствами и продвигать свои интересы где-то, обязательно надо над кем-то довлеть. Поэтому упрекать Россию в этом нельзя”.
Стабильность невозможна без США
Относительно Украины Лукашенко повторил свои призывы к мирному разрешению конфликта на Донбассе. По его мнению, момент для того, чтобы Украина осталась единой и целостной, еще не упущен, и Киеву нужно сесть за стол переговоров с представителями самопровозглашенных республик.
“Я считаю, что сегодня не упущен этот момент. И ради того, чтобы Украина осталась единой и целостной, надо выполнить минские соглашения, под которыми стоят подписи и руководства Украины”, — сказал Лукашенко.
“Если в лоб задать вопрос вот этим отколовшимся, или территориям, которые себя называют ДНР и ЛНР (провозглашенные Донецкая и Луганская народные республики): “Вы где хотите быть?”, они будут говорить о том, что они хотят быть в Украине”, — отметил президент.
Он выразил уверенность, что у Донбасса “нет желания, чтобы с ним произошло так, как с Крымом”. “Зная о том, что это твоя земля и что там люди хотят жить в Украине, почему не делать шаги навстречу и не сесть за стол переговоров с руководителями?!” — сказал Лукашенко.
Как отметил президент Белоруссии, “все понимают, что на Украине нужны какие-то изменения, а они без изменений конституции невозможны”. Лукашенко указал, что кто-то говорит “о федерализации, об автономии, а украинские власти говорят о децентрализации”.
“Давайте в Конституции Украины закрепим эти абсолютно понятные и необходимые сегодня для Украины направления. Децентрализация — хорошо. Надо сегодня эти территории признать с особым каким-то статусом — давайте это сделаем, прекратится война. Восстановим эти территории. Все со временем образуется, если мы хотим мира и целостности Украины”, — подчеркнул Лукашенко.
Президент отметил, что он сегодня делал бы все для того, чтобы в соседней стране сохранился мир, для того, чтобы “Украина осталась целостным и единым государством”. “И сделал бы все для того, чтобы хотя бы с течением определенного времени народы Украины и России забыли об этом конфликте”, — сказал Лукашенко.
При этом он считает, что стабильность на Украине невозможна без США. Об этом президент заявил, отвечая на комплекс вопросов, связанных с процессом урегулирования ситуации в Украине.
“Больше всего настораживает то, что к этому процессу открыто не были подключены Соединенные Штаты Америки. Я считаю, что без американцев в Украине невозможна никакая стабильность. И встречаясь в последнее время с представителями Соединенных Штатов Америки, официальными представителями, которые у нас бывали, я настоятельно доводил до них эту точку зрения, заявляя о том, что я не знаю, чего хотят американцы здесь, в Восточной Европе, в Украине, в частности, но, если американцы хотят, чтобы здесь был мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу”, — сказал Лукашенко.
Санкции Запада против Белоруссии — “анахронизм”
Также Лукашенко рассказал о своем отношении к западным санкциям в отношении Белоруссии и назвал надуманными утверждения о том, что его политика несет угрозу странам Запада.
“Я не могу быть угрозой для Запада, абсолютно, даже для одной какой-то конкретной страны. Для того чтобы быть угрозой кому-то, нужно иметь определенный арсенал и возможности угрожать. Кому я могу угрожать? Абсолютно никому. Это надуманный тезис, надуманное обвинение в мой адрес”, — сказал Лукашенко.
По его словам, Белоруссия — “абсолютно миролюбивая страна”. “И если бы я попробовал кому-то угрожать, это был бы первый шаг к тому, что белорусы меня бы не избрали президентом. Мы не хотим никаких угроз. Нам это не нужно”, — заявил глава государства.
“Я никогда не был злом для Европы, — отметил Лукашенко. — Европейцы и американцы раньше считали, что то внутреннее устройство, которое у нас есть, государственное устройство, противоречит их представлениям, тому, что есть у них, что у нас не хватает демократии, у нас права человека нарушаются, поэтому надо Беларусь изменить. Попробовали изменить разными методами — не получилось. Тогда мне повесили на грудь шильду — “диктатор”.
Также Лукашенко назвал “анахронизмом” санкции со стороны Запада в отношении Белоруссии. “Любые санкции являются анахронизмом, пользы от них нет. И что, мы рухнули, когда нам ввели санкции? Нет, не рухнули. Мир глобализирован, и вы были сторонниками этой глобализации, — сказал президент. — И к чему привели эти санкции? Ни к чему. Не смогли даже задушить небольшую Белоруссию, не говоря уже о России”.
По словам Лукашенко, “если вы где-то надавите на нас, двери же открыты в других государствах”. “Мы сотрудничали и сотрудничаем очень эффективно с Россией, Китаем, Индией, другими азиатскими, персидскими государствами, и африканскими, и в Латинской Америке, — сказал Лукашенко. — Слава богу, сейчас и с США выходим на нормальное сотрудничество”.
О единой валюте в ЕАЭС говорит пока рано
Введение единой валюты в Евразийском экономическом союзе не является вопросом сегодняшнего дня, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
“Вопрос: как будет функционировать этот валютный союз или как единая валюта будет функционировать? Но этот вопрос в повестке дня последним должен стоять, а не первым”, — пояснил Лукашенко.
По его мнению, эту проблему слишком раздули. “Когда мы обсуждали в Астане втроем вопрос создания единой валюты, Путин говорил, что, чтобы более глубоко экономически сотрудничать, мы когда-то встанем перед вопросом единой валюты. Ну, возможно, встанем так, как евро появилось у Евросоюза, возможно. Но это не вопрос сегодняшнего дня, — сказал Александр Лукашенко. — Было рассуждение Путина: вы не против, если эксперты как-то будут говорить об этом? Хорошо, мы об этом уже давно говорим, пусть эксперты говорят. Но не стоял вопрос введения единой валюты в какой-то период, даже дальний”.
“Это последний акт, который может быть в нашем союзе. Столько еще проблем и вызовов Евразийскому экономическому союзу, что еще доживем ли мы до этой единой валюты”, — добавил президент Белоруссии.
“Поэтому эта проблема раздувается с подачи российских специалистов: вот, поставлен вопрос — завтра уже будет единая валюта. Так вопрос даже не стоял”, ‑резюмировал Лукашенко.
Напомним, недавно сообщалось, что Владимир Путин поручил Центробанку и правительству РФ проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза в Евразийском экономическом союзе, а 20 марта на заседании глав ЕАЭС еще раз поднял вопрос единой валюты.
Но идея единой валюты принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, в 2012 году ее поддержали Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Утверждалось, что согласовано даже название будущей общей валюты — алтын.