Кыргызский политик Мыктыбек Арстанбек настаивает на том, что его недавно созданная партия «Нур» придерживается «религиозных и традиционных» ценностей и в то же время не имеет религиозной повестки дня. Но он хочет исключить из Конституции Кыргызстана словосочетание «светское государство» и начать общественную дискуссию о введении шариата в стране.
Мыктыбек Арстанбек — ставший политиком кыргызский журналист, известный продвижением исламских ценностей в социальных сетях и публичными высказываниями, — настаивает на том, что он не религиозный человек.
Но Арстанбек также подчеркивает, что его недавно созданная политическая партия «Нур» (что в переводе с арабского означает «свет») лишена религиозной повестки, несмотря на заявленные планы призывать к «общественному обсуждению» введения норм шариата в Кыргызстане.
Многих кыргызов его заверения всё равно не убедили, поскольку заявления Арстанбека и шаги его партии по-прежнему фокусируются на религии и ее роли в обществе.
А недавно Арстанбек вызвал неоднозначную реакцию, предложив этой преимущественно мусульманской стране Центральной Азии исключить словосочетание «светское государство» из своей Конституции.
Эти высказывания подверглись критике пользователей социальных сетей, у которых возникли вопросы о том, поддерживают ли Арстанбек и его партия исламскую систему правления.
Арстанбек поспешил опровергнуть это утверждение.
— Ничего подобного, мы не предлагали переименовать Кыргызстан в «исламское» государство. В новой редакции Конституции есть слово «светское», мы просили убрать это слово. Обосновали это тем, что от этого госустройство не изменится — смысл демократичности и унитарности останутся, — заявил Арстанбек кыргызским СМИ.
Как утверждает Арстанбек, «светскость» Кыргызстана может дискриминировать женщин, носящих мусульманское одеяние.
— Школьниц могут не пускать в головном уборе, опираясь на светскость, — сказал он.
«РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ» ПАРТИИ
55-летний Арстанбек объявил о своем намерении создать политическую партию 12 января, спустя два дня после президентских выборов в Кыргызстане, на которых он баллотировался в качестве кандидата, но не преуспел, заняв лишь четвертое место.
В видео в Instagram’е Арстанбек сказал, что его политические цели включают «распространение ислама на политическом Майдане и привлечение к нему внимания людей».
Конституция Кыргызстана открыто запрещает создание политических партий «на религиозной основе» или «преследование религиозными объединениями политических целей».
14 января Арстанбек созвал пресс-конференцию в Бишкеке и объявил, что его новая партия уже зарегистрирована. Он предпринял попытку прояснить, что его партия «основана на принципах демократии».
— Мы не говорим, что наша партия основывается на религии, мы говорим, что она основывается на принципах демократии. Но мы обязательно будем исповедовать религиозные ценности, — сказал он.
По словам Арстанбека, партия «Нур» станет первым политическим движением в Кыргызстане, которое будет опираться на «религиозные и традиционные» ценности.
— Мы вынесем на открытые общественные обсуждения нормы шариата и посмотрим, что получится. Не пройдет, так не пройдет, — сказал Мыктыбек Арстанбек.
Он подчеркнул, что в повестке дня его партии «никакого радикализма» нет.
Нормы или ограничения, аналогичные законам шариата, могут оказаться непопулярной идеей в Кыргызстане, стране с шестимиллионным населением, которая, возможно, является наименее религиозной в Центральной Азии. Кыргызстан был исламизирован намного позже, чем его соседи.
Но многие считают, что кыргызское общество, особенно молодое поколение, становится всё более религиозным.
ПРИЗЫВ К НОРМАМ ШАРИАТА
Ислам и его роль в обществе были в центре политической программы Арстанбека во время президентской избирательной кампании. В теледебатах Арстанбек выступал за введение в Кыргызстане законов исламского шариата, утверждая, что это повысит ответственность людей.
Он предположил, что страна должна провести экономические реформы, основанные на исламских нормах экономики. В недвусмысленных выражениях Арстанбек заявил: «Кыргызстан не может развиваться, пока не станет мусульманским государством».
Он также говорил о необходимости «избавиться от атеистического мракобесия» в Кыргызстане и призвал мусульман голосовать за него.
— Если мусульмане хотят внести в свою жизнь религию, то для этого сегодня есть возможность… Сегодняшний выбор повлияет как на эту жизнь, так и на загробную, — сказал он.
Арстанбек получил всего 1,7 процента голосов на выборах 10 января, на которых победил Садыр Жапаров, набравший почти 80 процентов голосов.
СВОБОДА СЛОВА ИЛИ ЗАЛОГ КОНФЛИКТА?
Уроженец расположенной на юго-западе страны Джалал-Абадской области, Арстанбек был видным общественным деятелем в Кыргызстане с 1990‑х годов, когда он начал свою карьеру журналиста на государственном телевидении.
По профессии дорожный инженер, Арстанбек изучал политологию и преподавал журналистику и теологию в различных университетах Бишкека.
С 2011 года Арстанбек также является главой комитета по развитию халал- индустрии — органа, находящегося в ведении санкционированного государством Духовного управления мусульман.
Харизматичный оратор, Арстанбек активно пользуется социальными сетями, чтобы делиться своими взглядами на религию и другие вопросы.
Кыргызские эксперты расходятся во мнениях по поводу заявлений Арстанбека.
Некоторые поддерживают его взгляды, в то время как другие говорят, что он имеет право на свободу выражения мнения.
Есть и те, кто весьма обеспокоен его религиозными взглядами.
— На это [заявления кампании] должны были обратить внимание правоохранительные органы и дать свою оценку. Если в политику вмешали религию, то Центризбирком должен был отстранить кандидата от выборов. Использовать религию — это очень плохая практика, — сказал Кыргызской редакции Азаттыка Нурлан Исмаилов, ведущий кыргызский эксперт по праву и теологии.
По словам Орозбека Молдалиева, бывшего главы Государственной комиссии по делам религий, среди некоторых кыргызских политиков есть «тенденция» использовать религию для извлечения политической выгоды и обретения популярности. По его мнению, смешивание религии с политикой может привести конфликтам.
— Это опасная тенденция. Там, где религия смешалась с политикой, обязательно возникает конфликт… Мы забыли причину превращения «Исламского движения Узбекистан» (ИДУ) в террористическую организацию. У них тоже появились организации, намеревавшиеся распространять религию, которые со временем стали радикальными, — сказал Молдалиев.
По словам представителя комиссии по делам религий Кубанычбека Абакирова, ведомство в курсе создания партии «Нур» и заявлений Арстанбека.
— Если партия прошла регистрацию в министерстве юстиции, то в ее уставе должно быть указано, что она не имеет противоречий с Конституцией и другими законами страны. В уставе партии определены цели и пути их достижения, — сказал Абакиров.
Но Абакиров оговорился, что, если указанные цели партии и пути достижения «были изменены, противоречат законам, соответствующие органы должны принять меры».
Во время пресс-конференции в Бишкеке Арстанбек и его команда заявили, что «разработают платформу и программу партии и представят их народу» на первом партийном собрании, которое состоится в конце января.
Дедлайн уже пропущен.
В подготовке статьи были использованы материалы Кыргызской редакции Азаттыка.
Перевела с английского Алиса Вальсамаки.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»