В четверг в Астане Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью с гордостью отрапортовало, как много коррупции победили его сотрудники. Как сообщил журналистам официальный представитель финансовой полиции Мурат Жуманбай, в прошлом году по фактам системной коррупции органами возбуждено 802 уголовных дела. А в нынешнем году только за два месяца этот показатель составил уже 118 уголовных дел. То ли брать стали больше, то ли финпол стал работать лучше.
Автор: Камиль АЯНОВ
- Основную часть примеров системной коррупции составляют факты взяточничества, когда незаконные поборы чиновниками поставлены на поток, — констатировал Жуманбай.
Так, в Южно-Казахстанской области председатель военно-врачебной комиссии ДВД области Саткенова 17 раз лично и через посредников получила взятки за оказание содействия в прохождении медицинской комиссии. Здесь даже существовала своя «такса» — от 10 тысяч тенге до 17 тысяч долларов. Глава медкомиссии осуждена на четыре года лишения свободы с конфискацией имущества.
Аналогичный срок получил начальник отдела дорожной полиции Алакольского РОВД Абдрахимов, правда, он брал деньги не за медицинский, а за технический осмотр автотранспортных средств. (Суду удалось доказать 28 эпизодов.) Его коллеге из Восточного Казахстана, начальнику отдела дорожной полиции Зыряновского ГОВД Канапину повезло меньше — ему присудили семь лет.
Там же, в ВКО, к трем годам лишения свободы осужден старший государственный автоинспектор Аягозского РОВД Садыков, который злоупотреблял должностными полномочиями и легализовывал незаконно добытое имущество, зарегистрировав 27 автотранспортных средств и выдав технические паспорта с ложными сведениями о владельцах, на основании поддельных грузовых таможенных деклараций. Его коллега, старший государственный автоинспектор отделения дорожной полиции Жарминского РОВД Каирбаев, за злоупотребление должностными полномочиями и регистрацию 51 автотранспортного средства по поддельным декларациям также осужден к трем годам лишения свободы.
- Основные усилия органов финансовой полиции сконцентрированы на привлечении к уголовной ответственности махровых коррупционеров, которые и являются организаторами схем системного взяточничества, — отметил официальный представитель ведомства.
Весьма интересно, что авторами и исполнителями коррупционных схем становятся те, кто должен эти схемы пресекать. Так, в Павлодаре к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества осужден заместитель начальника областной инспекции финансового контроля Довбня. Такое же наказание присудили и его подчиненному — начальнику отдела Майлину. Год лишения свободы получил третий подельник, специалист-ревизор Шестаев. В списке преступлений у чиновников взятки за сокрытие нарушений по государственным закупкам.
Еще одну роскошную кормушку прямо на рабочем месте устроило в Южном Казахстане миграционное ведомство. Прибыльной статьей дохода здесь стали этнические казахи-переселенцы. Агентством по борьбе с коррупцией выявлены факты хищения бюджетных средств должностными лицами миграционного на общую сумму 180 миллионов тенге. Деньги якобы выделялись для приобретения жилья и выплаты единовременных пособий оралманам.
- По данным фактам в феврале 2011 года возбуждены уголовные дела в отношении заместителя начальника департамента миграции Алтынбекова, — сообщил Жуманбай, — а также специалистов этого департамента — Махулдаева и Ахата, а также в отношении лиц, занимавшихся подготовкой подложных документов для оформления квот оралманам, и получавших денежные средства в отделениях банка по поддельным доверенностям.
Махулдаев и его подельники были признаны виновными и осуждены к шести годам лишения свободы, Ахат — к трем годам, Алтынбекову удалось скрыться, и сейчас он в розыске.
- По остальным фактам хищения бюджетных средств на общую сумму 145 миллионов тенге, — рассказал официальный представитель ведомства, — материалы уголовного дела выделены в отдельное производство и в настоящее время расследуются следственно-оперативной группой под руководством специального прокурора прокуратуры области.
Вроде бы впору порадоваться за хорошую работу финансовой полиции, но почему-то никак не радуется. Возможно, потому что между делом Жуманбай упомянул еще об одном громком системном деле — расследовании экономических преступлений преступной группы должностных лиц, занимавшихся экономической контрабандой на таможенных постах «Хоргос» и «Калжат».
- Установлен факт попытки лицами, арестованными в рамках данного уголовного дела, передачи взятки должностным лицам правоохранительных органов через посредников с целью прекращения уголовного преследования в отношении них, — сообщил журналистам Жуманбай.
Вроде бы вот вам еще одно коррупционное дело, подлежащее раскрытию, но… как бы не так. Задержанных посредников (которые наверняка окажутся еще и безработными) обвинили… в мошенничестве. Как подчеркнул Жуманбай, «возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в отношении трех человек, которые обвиняются в том, что путем обмана и злоупотребления доверием получили от арестованных пять миллионов долларов якобы за оказание содействия в прекращении уголовного преследования и изменения меры пресечения».
Здорово, правда? Одним движением посредники при передаче взятки превращаются в обычных мошенников, а взяткодатели так вообще вроде как в потерпевших. Вы верите в таможенников, просто так отдающих пять «лимонов» баксов первым встречным? Вот и я нет. А финпол верит! Так что впору удивляться, и как им, таким легковерным, удалось раскрыть все вышеперечисленные уголовные дела. И задаваться вопросом: о каких масштабах преступлений там речь шла на самом деле?