Миллиардеры, как известно, балуют себя почти всеми мыслимыми предметами роскоши: Пикассо. Бриллианты. Частные концерты поп-звезд первой величины. Суперяхты с кинотеатрами, спа-салонами и подводными лодками. Полеты в космос.
Поскольку нет почти ничего, что нельзя было бы купить за состояние в три запятые, миллиардеры часто привыкли владеть лучшим из лучшего, чего бы они ни захотели. Но Forbes хотел узнать, какие излишества они считают абсолютно необходимыми. Поэтому этой зимой мы опросили многих миллиардеров мира о той единственной роскоши, без которой они не могут жить, и 40 из них ответили.
Самым распространенным ответом, безусловно, был частный самолет, который выбрали дюжина респондентов. После этого трое перечислили свои телефоны. Пара приветствий от каждого достались престижным автомобилям, вторым домам и, да, кондиционеру. А двое перечислили своих жен: «Лиз на протяжении 57 лет!» — написал Чарльз Кох (оценочная чистая стоимость: 67,5 млрд долларов), председатель Koch, Inc. Стивен Смит (6 млрд долларов), основатель First National Financial в Канаде, сказал, что это хели-ски. Один анонимный респондент уместно написал «конфиденциальность».
Хотя 12 — это небольшая выборка, сотни других миллиардеров владеют частными самолетами. Так почему же они так высоко ценят свои самолеты? В большинстве случаев речь идет об экономии времени. Процесс поездки в коммерческий аэропорт, прохождение контроля безопасности, посадка и руление обычно занимает несколько часов, даже без задержек. Между тем, частный самолет может быть готов за считанные минуты. Эти пассажиры не только могут просто приехать и улететь, но у них также есть гораздо больше вариантов, где взлететь и приземлиться. Например, в Техасе, по данным транспортного департамента, 389 аэропортов общественного пользования. Только 25 из них — шесть процентов — являются коммерческими аэропортами.
«У нас много филиалов, и было бы невозможно добраться до них без частного самолета», — говорит миллиардер Дэвид Хоффманн, который инвестирует в десятки предприятий от роскошного транспорта до недвижимости. Хоффманн работает в Неаполе, штат Флорида, но имеет подразделения по всей стране в таких местах, как Сан-Диего, Миннеаполис, Сиэтл и Сент-Луис.
Самир Мане, предприниматель в сфере розничной торговли и недвижимости, соглашается: «Я купил самолет, потому что у нас нет хороших авиасообщений со многими странами, где мы работаем». Мане, который является первым миллиардером Албании, живет в Тиране. По его словам, посещение его розничных магазинов в Сараево занимает 20 минут на частном самолете, но потребовало бы целый день, если бы он летел коммерческим рейсом. «Если бы я работал в Лондоне, Франкфурте или Вене, мне бы не нужен был самолет, так как авиасообщение из этих городов отличное».
«Многие из этих компаний с трудом могли бы работать, если бы их руководители не приходили и не уходили со встреч по всей стране в один и тот же день», — объясняет Хью Чатем, вице-президент по продажам в брокерской компании по продаже самолетов CFS Jets. Или, как выразился инвестор в недвижимость Ларри Коннор в своем ответе на опрос: «Это не роскошь, это бизнес-инструмент».
Четыре миллиардера написали, что их частный самолет был самой дорогой вещью, которую они когда-либо покупали, в ответ на отдельный вопрос опроса. Самолеты, как правило, обесцениваются на 5–10 % каждый год, говорит Чатем, но большинство цен на рынке перепродажи удвоились во время пандемии COVID-19 и с тех пор остаются высокими. Теперь подержанные самолеты могут стоить всего 1 миллион долларов за небольшой, базовый самолет или до 75 миллионов долларов за самолет высшего класса, такой как Global 7500 от Bombardier; Стоимость новых самолетов бизнес-класса может достигать 80 миллионов долларов, хотя некоторые миллиардеры покупают коммерческие авиалайнеры, которые имеют еще большую вместимость.
Стандартный Global 7500 — это дальнемагистральный самолет, который может выполнять беспосадочные перелеты по всему миру и включает четырехзонный салон, что означает, что у пассажиров есть отдельные пространства для работы, еды, сна и отдыха. Братья-миллиардеры Лоренцо и Фрэнк Ферритта владеют по одному самолету, который они купили в 2020 году, и которые теперь стоят 55 миллионов долларов каждый, оценивает Chatham.
Миллиардеры, купившие полноценные коммерческие самолеты, включают российских олигархов Романа Абрамовича и Алишера Усманова, оба из которых были остановлены и попали под санкции правительства США после вторжения России в Украину. Абрамович купил свой Boeing 787–8 Dreamliner в 2018 году. (Это тот же тип самолета, который разбился в Индии в начале этой недели.) Forbes Russia подсчитал, что это обошлось ему как минимум в 350 миллионов долларов, включая модернизацию для его 50-местной конфигурации. Усманов купил свой Airbus A340-300 в 2012 году за сумму от 350 до 500 миллионов долларов, по данным Министерства финансов США. Оба самолета входят в число крупнейших частных самолетов в России.
Но в то время как некоторые миллиардеры тратят деньги на ультрамодные самолеты, многие выбирают более простые варианты.
«Существует некоторая стигматизация вокруг владения частным самолетом, и я думаю, люди не понимают, что во многих случаях это не так роскошно, как вы думаете», — говорит Чатем. «По большей части эти ребята запихивают людей в крошечный самолет, где им приходится неудобно сидеть в течение двух-двух с половиной часов. И это потому, что это экономит им время и экономит деньги их компании».
Также возросла обеспокоенность отслеживанием: рост приложений для отслеживания полетов, таких как FlightAware, сделал возможным для любого человека в Интернете видеть, где и когда летит самолет, что, по мнению многих миллиардеров, нарушает их конфиденциальность. Некоторые скрывают свое право собственности с помощью слоев ООО.
Если миллиардеры не хотят иметь самолеты в своем полном распоряжении или не хотят тратить большие деньги на хранение, обслуживание и комплектацию своих самолетов, другим вариантом является долевое владение, что означает покупку доли самолета и доступ к нему в течение пропорционального количества часов в год. Хоффманн говорит, что он и его компания используют как полное, так и долевое владение: «Наш спрос на полеты настолько высок». Существуют также модели подписки, когда клиенты покупают доступ к флоту на месяц или год за раз.
Подобные альтернативы могут работать настолько хорошо, что Мане фактически обратился к ним всего две недели назад. Первоначально он купил подержанный Citation XLS+ в 2021 году за 10,8 миллиона долларов — это была его самая дорогая покупка.
«Я продал его на прошлой неделе за 11,8 миллиона долларов», — сказал он в прошлый четверг. Но он все еще не может жить без полетов на частных самолетах: «Теперь я пользуюсь Vista и NetJets».
Источник: Forbes