Встреча состоялась 18 декабря 2008 года в Алматы, а само сообщение Госдепартаменту США датировано 23 декабря. Мы решили прокомментировать этот документ, так как он свидетельствует, что конформизм лидера ныне ОСДП «Азат» не случаен и является выражением осознанной и долговременной позиции Жармахана Туякбая. Мы не беремся критиковать его за это, хотя уже очевидно, что деятели парламентского типа в условиях суперпрезидентской республики обречены на незавидную роль.
Что же такого интересного сказал Жармахан Айтбаевич послу США в конфиденциальной беседе? Например, лидер ОСДП заявил: «что демократические надежды Казахстана потерпели крушение в середине
В отношении политики оппозиции Туякбай заявил, что: «открытый и конструктивный диалог с правящей элитой окажется намного продуктивнее в плане осуществления реальных изменений, нежели радикальные требования». Видимо, поэтому, по мнению посла: «Туякбай производит впечатление независимого политика, пользующегося явным уважением.
Еще Жармахан Айтбаевич сказал что: «такой политический контроль (со стороны Назарбаева — ред.) не нужен, поскольку Казахстан представляет собой мирное и политически стабильное государство, располагающее богатыми природными ресурсами. Единственная причина, по которой «президент руководит подобным образом», как утверждает Туякбай, «заключается в его стремлении обезопасить себя и свое богатство».
Интересен ответ лидера ОСДП на вопрос, кто мог бы стать преемником Назарбаева. Туякбай отметил: «что трудно с уверенностью предсказать, однако он сомневается, что в этой роли мог бы оказаться один из членов семьи президента. Туякбай предположил, что на данный момент наиболее вероятными кандидатами являются председатель Сената
А вот предположение Туякбая относительно политического будущего Казахстана: «
На вопрос, намерен ли лидер ОСДП Туякбай баллотироваться на следующих выборах, он ответил после некоторого раздумья: “Посмотрим”. Далее посол США сообщает Госдепартаменту США: «Он сказал, что не рассчитывал на победу в 2005 году, когда он баллотировался в качестве единого кандидата от оппозиции на пост президента, но, по его словам, важно было “показать пример и предложить альтернативный путь развития страны”.
По мнению Туякбая, которым он поделился с собеседником, для казахстанской демократической оппозиции возможны две тактики: «Первый вариант — резкая критика в адрес правящей элиты и требование радикальных изменений. Такой подход, несомненно, имел бы воспитательное значение для населения в этом вопросе, однако, по словам Туякбая, это было бы не очень эффективно».
Лично Туякбай считает, что: «постоянное взаимодействие с правящей элитой является более оптимальным подходом. Иными словами, добиваться изменений изнутри. Он подчеркнул важность сохранения открытого диалога и предложения конкретных мер вместо жесткой критики. Что важнее всего, парламент следует использовать в качестве инструмента для преобразований, и это должно исходить изнутри».
При этом лидер ОСДП признает, что: «реальные политические изменения могут произойти только путем ограничения президентских полномочий». И хотя: «
Но самый яркий момент во встрече лидера ОСДП «Азат» Туякбая с послом США в Казахстане 18 декабря 2008 года в Алматы был в конце беседы. Если верить сообщению американского дипломата, отправленного в Вашингтон Госдепартаменту США, Жармахан Айтбаевич заметил тем, кто его сопровождал: «Зачем я ему столько рассказал? Ведь я даже не знаю его!». И мы не знаем.
ОТ РЕДАКЦИИ: Ниже читайте полный перевод депеши.
date: 12/23/2008 3:56
refid: 08ASTANA2534
origin: Embassy Astana
classification: UNCLASSIFIED//FOR OFFICIAL USE ONLY
destination: 08ASTANA2522
1. (U) Связано с важной правительственной информацией, но несекретно. Не для распространения в Интернете.
2. (SBU) РЕЗЮМЕ: На встрече 18 декабря с послом в Алматы председатель Общенациональной
В отношении политики оппозиции Туякбай заявил, что открытый и конструктивный диалог с правящей элитой окажется намного продуктивнее в плане осуществления реальных изменений, нежели радикальные требования. Туякбай производит впечатление независимого политика, пользующегося явным уважением.
Плюрализм, “рухнувший” в середине
3. (SBU) Туякбай заявил послу, что Казахстан является уникальным государством среди стран Центральной Азии благодаря его более тесным культурным связям с западными ценностями. Многонациональный характер республики и отсутствие религиозного экстремизма стали прочным фундаментом для демократизации после обретения независимости, однако эти надежды быстро потерпели крушение в 1995 году, когда президент Назарбаев распустил парламент и “захватил” исполнительную, законодательную и судебную власти. Ни один закон не может вступить в силу без одобрения президента, это означает, что в действительности все структуры правительства подотчетны президенту.
[КОММЕНТАРИЙ: Хотя это действительно так, мы должны также упомянуть о праве президента США налагать вето. КОНЕЦ КОММЕНТАРИЯ.] По мнению Туякбая, такой политический контроль не нужен, поскольку Казахстан представляет собой мирное и политически стабильное государство, располагающее богатыми природными ресурсами. Единственная причина, по которой “президент руководит подобным образом”, как утверждает Туякбай, “заключается в его стремлении обезопасить себя и свое богатство” (reftel).
круг недоверия ПРЕЗИДЕНТа
4. (SBU) Туякбай заявил, что президент “больше опасается своего народа, чем оппозиции”. Он знает психологию тех, кто его окружает, и “не доверяет никому, даже своим детям и зятьям”. Назарбаев поощряет конкуренцию в своем окружении, чтобы никто не стал слишком влиятельным. Туякбай не стал делиться своими соображениями о причинах увольнения 15 декабря
Однако Утемуратов не пропадет, заметил лидер ОСДП, потому что он “слишком много знает о личных делах президента”.
5. (SBU) В ответ на вопрос, кто мог бы стать преемником Назарбаева, Туякбай отметил, что трудно с уверенностью предсказать, однако он сомневается, что в этой роли мог бы оказаться один из членов семьи президента. Туякбай предположил, что на данный момент наиболее вероятными кандидатами являются председатель Сената
предположения о будущем
6. (SBU) Туякбай высказал несколько предположений о политическом будущем Казахстана.
7. (SBU) Туякбай прокомментировал, что “пока на посту президента Назарбаев, можно не беспокоиться о нестабильности”. По его словам, Назарбаеву повезло управлять страной в период нефтяного бума, причем тогда, когда США были “слишком заняты Ираком и Афганистаном”. В ответ на вопрос, какую роль играет Россия в политических уравнений Казахстана, Туякбай сказал: “Казахстан похож на зеркало — он делает то, что делает Россия”. Многие политические идеи Назарбаева заимствованы у России, предположил председатель ОСДП, хотя и в силу близости к Кремлю, а не через прямое давление. Он упомянул комментарий Путина Назарбаеву в 2003 году о том, что “нет необходимости во множестве политических партий: достаточно одной”.
Очередная гонка за пост президента?
8. (SBU) На вопрос, намерен ли Туякбай баллотироваться на следующих выборах, он ответил после некоторого раздумья: “Посмотрим”. Он сказал, что не рассчитывал на победу в 2005 году, когда он баллотировался в качестве единого кандидата от оппозиции на пост президента, но, по его словам, важно было “показать пример и предложить альтернативный путь развития страны”. Туякбай выразил сожаление по поводу высокого уровня коррупции и “моральной деградации” в Республике Казахстан. Многие молодые люди — будущее поколение Казахстана — “растут в нравственной темноте”, и будет трудно исправить этот коррумпированный менталитет, сказал он.
9. (SBU) По мнению Туякбая, уровень политической осведомленности населения растет, хотя и медленно. Он сказал, что в ходе избирательной кампании 2005 года ему довелось услышать немало критических замечаний в адрес президента Назарбаева как от этнических русских, так и от этнических казахов. Люди задавали вопросы, которые обычно никогда не выходили “за границы кухонных разговоров”. Хотя уровень политической осведомленности растет, до сих пор нет гражданского общества, которое смогло бы сформулировать проблемы и “вывести людей на улицы”. Жители Казахстана слишком опасаются выражать свои политические настроения, отчасти
ЧТО делать Оппозиции?
10. (SBU) По мнению Туякбая, для оппозиции возможны две тактики. Первый вариант — резкая критика в адрес правящей элиты и требование радикальных изменений. Такой подход, несомненно, имел бы воспитательное значение для населения в этом вопросе, однако, по словам Туякбая, это было бы не очень эффективно. Туякбай считает, что постоянное взаимодействие с правящей элитой является более оптимальным подходом. Иными словами, добиваться изменений изнутри. Он подчеркнул важность сохранения открытого диалога и предложения конкретных мер вместо жесткой критики. Что важнее всего, парламент следует использовать в качестве инструмента для преобразований, и это должно исходить изнутри. Туякбай отметил, что в Казахстан однопартийный парламент, несмотря на многочисленные критические замечания мирового сообщества. Международная критика может зайти так далеко только в том случае, если в стране не будет места демократическим инструментам, заявил Туякбай, добавив, что реальные политические изменения могут произойти только путем ограничения президентских полномочий. В ответ на вопрос, будет ли парламент готов решить этот вопрос, Туякбай признал, что на данный момент только президент имеет право ограничить свою власть. Он поделился размышлениями о том, что,
11. (SBU) комментарий посла:
В отношении “лидеров политической оппозиции” Туякбай высказался наиболее ярко: он напоминает сенатора Маккейна — патриот, инсайдер и диссидент одновременно. Однако другие “лидеры оппозиции” склонны считать марионеткой за то, что он поддерживает связи с некоторыми представителями правящей элиты. Складывается впечатление, что занимает принципиальную позицию, которая совмещает позиции обеих сторон. 17 декабря, на митинге в память студенческих демонстрациях 1986 в Алматы, в ходе которых были раненные и убитые, он попросил прощения за то, что находился “по ту сторону баррикад” — в то время он был заместителем генерального прокурора Казахской ССР. Он потребовал неограниченного доступа к хранящимся в Москве архивным документам о тех событиях. По окончании нашей встречи Туякбай заметил тем, кто его сопровождал: “Зачем я ему столько рассказал? Ведь я даже не знаю его!”.
Excerpt from:
Wikileaks: Туякбай считает Кулибаева преемником