Власти Казахстана назначают день траура в зависимости от статуса погибших? Таким вопросом сегодня задались многие в стране. Ведь память еще хранит призывы общественности к властям объявить траур по погибшим в Жанаозене, которые остались без ответа.
Автор: Галина КСЕНОФОНТОВА
Сегодня в Казахстане День национального траура по жертвам авиакатастрофы, в которой погибли 27 человек, среди них руководитель погранслужбы, полковник Турганбек Стамбеков и сопровождавшая его группа офицеров центрального аппарата ведомства, военнослужащие регионального управления.
Это уже второй общенациональный траур по погибшим за этот год. Напомним, 5 июня Казахстан скорбел по погибшим в бойне на погранзаставе «Арканкерген» — 14 пограничникам и егерю.
Но сегодня многие в Казахстане недоумевают: почему назначение дня национального траура столь избирательно? Например, почему не был объявлен день траура по погибшим нефтяникам в Жанаозене, по жертвам взрывов на шахтах в 2006 и 2008 годах? Почему власти не обратили внимания на трагедию, которая произошла в марте 2010 года, когда из-за прорыва плотины с лица земли был стерт поселок Кызылагаш? По какому принципу объявляется траур? По статусу погибшего?
Эксперты высказывают разные мнения на этот счет. Например, в эфире программы «Новости» телеканала «К‑плюс» блогер Казбек Бейсебаев сказал: «Вместо того чтобы в такие дни поддержать народ и сплотить его, власти долго решают и совещаются, стоит ли объявлять день траура. Время уходит, и объявлять день скорби уже поздно».
А генеральный секретарь ОСДП «Азат» Амиржан Косанов считает, что «эйфория от внешнеполитических реальных и мнимых побед мешает нашей власти оценить масштабы трагедии и вовремя сообщить народу, что случилось».
Но не только объявленный траур в очередной раз взбаламутил страну. Спорят и о причинах авиакатастрофы. Высказываются различные мнения. Так, бывший вице-министр обороны РК Амирбек Тогусов в эфире телеканала «К‑плюс» сетовал на отсутствие необходимого налета часов и старое оборудование. «У министерства нет денег на покупку новой техники, старую доводят до ручки, но так же нельзя!» — воскликнул он.
Генерал-майор Тогусов давно предлагает свои методы спасения отечественной военной авиации. «Было бы целесообразно передать ведомственные самолеты и вертолеты силам воздушной обороны Министерства обороны. У них отличная техническая база, хорошие тренажеры для подготовки пилотов», — сказал Тогусов.
Бывший чекист Арат Нарманбетов знает закрытую систему ведомства изнутри, но предпочитает осторожно высказываться до окончательных выводов комиссии по расследованию ЧП. «Я не исключаю версию давления на пилотов со стороны командования», — заявил Нарманбетов «К‑плюс».
…Очевидно, что никакими минутами молчания ситуацию не изменить. Необходимо разбираться в каждой конкретной трагедии, делать выводы, извлекать уроки, и главное — научиться уважать людей, самых обычных.
Смотрите видеосюжеты в Новостях (начало с 05.47) на странице телекомпании в YouTube: http://youtu.be/1QznLR1l09k