Акорда изо всех сил пытается привлечь в Казахстан иностранные инвестиции. Однако деньги приходят в основном в сырьевой сектор и, как правило, от ограниченного числа крупных корпораций. Инвесторы же помельче вкладываться в страну не горят желанием, опасаясь столкнуться с беззаконием и произволом со стороны всех уровней власти.
Надо отдать должное Акорде, в вопросе привлечения в страну инвестиций сделано много: начиная от введения безвизового режима для граждан десятков стран до кардинального облегчения законодательства о недропользовании и от проведения международной выставки «Астана ЭКСПО – 2017» до создания на территории столицы де-факто оффшорной зоны.
Желающим узнать больше на эту тему рекомендуем прочитать пресс-релиз о встрече премьер-министра РК с иностранными инвесторами из 30 стран мира в рамках Форума “Kazakhstan Global Investment Roundtable”, состоявшегося 5 декабря 2017 года в Астане, и доклад Бакытжана Сагинтаева.
Увы, несмотря на все усилия, приток иностранных инвестиций в страну в 2017 году хотя и увеличился, но главным образом, в сырьевой сектор. Тогда как Назарбаев ставит перед правительством и страной задачу ускоренного развития несырьевых отраслей. Для выполнения этой задачи необходимо, чтобы в Казахстан начал приходить иной тип иностранных инвесторов – так называемый инвестор «массовый».
Однако «массовый» инвестор, в силу относительно небольшого размера своих капиталов и отсутствия возможности содержать специальный штат юристов и лоббистов, куда более чувствителен к «земным проблемам», чем крупные корпорации. Некорректные действия казахстанских чиновников, «наезды» представителей надзорных и контрольных структур, силовых органов и криминалитета, разногласия с работниками и просто местным населением для них критичны, а промедления с решением проблем государственными структурами смерти подобны.
Избавить же массового иностранного инвестора от этих негативных угроз Акорда не способна в принципе, поскольку существующие в стране авторитарная политическая система и практика, с одной стороны, позволяют «лидеру нации» Нурсултану Назарбаеву и его окружению удерживать господствующее положение, а с другой – ежедневно генерируют авторитаризм на всех уровнях государственного управления. Потому что произвол наверху неизбежно порождает произвол внизу.
На поверхности все это выглядит как делегирование «суперпрезидентских» полномочий сверху вниз, когда с акимов спрашивают за все, происходящее на их территории, включая то, что точно не входит в функции местных властей, когда указания главы государства не обсуждаются, а выполняются, когда политическая воля превалирует над всем, включая законность и мораль. В результате в Казахстане субъективный фактор оказывается ключевым, а конкретное решение той или иной проблемы зависит главным образом от лоббистских возможностей, включая использование коррупционных схем.
Подтвердим наши тезисы конкретным случаем из бизнес-практики. Сразу оговоримся, что выбор именно этого кейса был делом случая, просто в силу того, что информация оказалась под рукой.
В Карагандинской области есть месторождение медно-порфировых руд под названием «Байское». Оно располагается в двадцати километрах от поселка Карагайлы и в 230 километрах от областного центра. Месторождение по размерам запасов (106 миллионов тонн медно-порфировой руды по категории С1) относится к средним. Разработкой его занимается совместное предприятие ТОО VOEX COMMERCE, в котором участвуют швейцарская компания Avangarde Investments SA – 50% доли участия, ТОО «Балхашмедь» – 40,1% и СПК «Сары-Арка» – 9,9%.
Свою деятельность ТОО VOEX COMMERCE осуществляет на основании контракта от 3 сентября 2013 года № 4275-ТПИ, заключенного сроком на 5 лет. По нему контрактор обязан был провести разведку и подсчет запасов на месторождении, после чего поставить их на государственный баланс. На это было предусмотрено три года. Однако по мнению одного из совладельцев предприятия, швейцарской компании Avangarde Investments SA, ТОО VOEX COMMERCE в настоящее время занимается незаконной добычей медно-порфировой руды, которую продает по бросовым ценам, маскируя эту активность как опытно-промышленную добычу.
Проблема иностранного инвестора, который владеет половиной доли ТОО, состоит в том, что он де-факто лишен каких-либо прав. И, по инсайдерской информации, в ТОО VOEX COMMERCE на самом деле рулит некий Мухит Омар. Этот человек, будучи руководителем ТОО AB Metalls, дислоцированным в городе Балхаш, ранее обвинялся в хищении бюджетных средств на сумму порядка 200 миллионов тенге и в декабре 2016 года был экстрадирован из Саудовской Аравии. по запросу Генеральной прокуратуры РК. Но по неизвестным нам причинам Мухит Омар смог покинуть СИЗО города Алматы и с 20 июня 2017 года снова оказался в международном розыске.
По словам источников, свою роль в этом сыграли его тесные контакты с влиятельными местными силовиками, которые якобы имели долю в его теневых бизнес-операциях по хищению мазута с предприятия корпорации «Казахмыс». Среди последних, в частности, назвали руководителя ТОО VOEX COMMERCE Талгата Букебаева, (кстати, экс-полковника юстиции и сотрудника прокуратуры).
Неудивительно, что когда Avangarde Investments SA обратилась в органы прокуратуры Карагандинской области с ходатайством об организации проверки ТОО «VOEX COMMERCE”, толку не было. В ответ на активность иностранного совладельца внеочередное собрание участников ТОО в марте 2017 года приняло решение о перераспредении долей между участниками, из-за чего доля швейцарской компании снизилась с 50% до 0,2%.
По словам другого источника, в том чтобы ТОО VOEX COMMERCE продолжало “опытно-промышленную” добычу медно-порфировой руды и продавало ее по дешевке, заинтересован также некий Александр Кочурин, якобы родной брат супруги Владимира Кима, казахстанского “медного”олигарха, миллиардера, президента и крупного акционера KAZ Minerals PLC и мажоритарного акционера ТОО «Корпорация Казахмыс».
Таким образом, кейс четко свидетельствует: иностранный инвестор ничего не может противопоставить конгломерату частных интересов людей, занимающихся прибыльным теневым бизнесом и при этом располагающих нужными связями в правоохранительных структурах и в самой Акорде. Вот почему сегодня швейцарская Avangarde Investments SA оказалась в безвыходном положении, и помочь ей может только прямое вмешательство Генеральной прокуратуры РК либо влиятельных госчинов.
Но такое вмешательство маловероятно. И даже если случится чудо, подобное вмешательство не может быть массовым в силу наличия множества внутриэлитных противоречий, бюрократических препонов и незначительности численности сотрудников той же Генпрокуратуры РК относительно числа и размеров всевозможных проблем. Так что неудивительно, что иностранные инвесторы, за исключением разве что тех, что оперируют в государствах, схожих с РК по политическому устройству и менталитету, предпочитают обходить Казахстан стороной, несмотря на горячие призывы Акорды вкладываться в его экономику. Судя по приведенному выше кейсу, они правильно делают.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0