8 C
Астана
24 апреля, 2024
Image default

Назарбаев уходит или ждем марсиан?

Назарбаев уходит или ждем марсиан?

Автор: Муха­меджан АДИЛОВ
22.02.2016
Пока я соби­рал дан­ные, что­бы объ­яс­нить чита­те­лям, поче­му все пла­ны Акор­ды по выво­ду эко­но­ми­ки стра­ны из кри­зи­са мало­эф­фек­тив­ны, меж­ду­на­род­ное рей­тин­го­вое агент­ство Standard & Poor’s взя­ло, да и пони­зи­ло дол­го­сроч­ный и крат­ко­сроч­ный рей­тин­ги Казах­ста­на в мест­ной и ино­стран­ной валю­те с «BBB/A‑2» до «BBB-/A‑3». И все ста­ло ясно.
Более того, про­гноз по рей­тин­гам — нега­тив­ный. Его агент­ство объ­яс­ни­ло так: про­гноз «отра­жа­ет наше мне­ние о рис­ках отно­си­тель­но внеш­них и денеж­ных про­фи­лей Казах­ста­на. Мы счи­та­ем, что про­бле­мы свя­зан­ные со сдер­жи­ва­ни­ем инфля­ции, явля­ют­ся отве­том на дав­ле­ние на обмен­ные кур­сы, под­дер­жа­ние ста­биль­но­сти бан­ков­ско­го сек­то­ра может сни­зить пред­ска­зу­е­мость и эффек­тив­ность денеж­ной поли­ти­ки Казахстана».

Пес­си­мизм Standard & Poor’s логи­чен (цити­рую): «Посколь­ку эко­но­ми­ка Казах­ста­на в высо­кой сте­пе­ни зави­сит от неф­тя­но­го сек­то­ра, на долю кото­ро­го при­хо­дит­ся 20% ВВП (оцен­ка), 50% дохо­дов бюд­же­та и 60% экс­пор­та, мы ожи­да­ем, что в 2016 году рост ВВП будет нуле­вым либо незна­чи­тель­но отри­ца­тель­ным. Дина­ми­ка ВВП, ско­рее все­го, будет обу­слов­ле­на сокра­ще­ни­ем объ­е­мов экс­пор­та и прак­ти­че­ски нуле­вым, по нашим про­гно­зам, ростом неф­те­до­бы­чи (если круп­ное шель­фо­вое неф­тя­ное место­рож­де­ние Каша­ган не будет вве­де­но в экс­плу­а­та­цию на пол­ную мощ­ность ранее 2018 года)».

Плюс Standard & Poor’s засви­де­тель­ство­ва­ло, что ожи­дать быст­ро­го и замет­но­го улуч­ше­ния поло­же­ния дел не сто­ит. Еще одна цита­та из пресс-рели­за агент­ства: «Кро­ме того, наш про­гноз эко­но­ми­че­ско­го роста исхо­дит из спа­да потреб­ле­ния в резуль­та­те деваль­ва­ции тен­ге, высо­кой инфля­ции и сокра­ще­ния объ­е­мов потре­би­тель­ско­го кре­ди­то­ва­ния. В 2017—2019 годах, как мы ожи­да­ем, эко­но­ми­че­ские пока­за­те­ли Рес­пуб­ли­ки Казах­стан несколь­ко вос­ста­но­вят­ся по мере роста потре­би­тель­ско­го спро­са и уве­ли­че­ния объ­е­ма инвестиций».

Но, как пояс­ня­ет­ся далее: “Наш дол­го­сроч­ный про­гноз в отно­ше­нии роста эко­но­ми­ки стра­ны будет зави­сеть от дина­ми­ки цен на нефть, реа­ли­за­ции Каша­ган­ско­го про­ек­та и про­ве­де­ния объ­яв­лен­ных струк­тур­ных реформ”. Одна­ко мы-то с вами пони­ма­ем, что даже «лидер нации» на цены миро­во­го рын­ка угле­во­до­ро­дов повли­ять не может. Что каса­ет­ся Каша­ган­ско­го про­ек­та, то мож­но наде­ять­ся, что он запу­стит­ся, пусть и не в кон­це это­го, а хотя бы в сере­дине сле­ду­ю­ще­го года. А вот со струк­тур­ны­ми рефор­ма­ми — боль­шая проблема.

Пото­му что меж­ду объ­яв­ле­ни­ем струк­тур­ных реформ и их успеш­ным завер­ше­ни­ем, при­чем не на бума­ге, а в жиз­ни, дистан­ция гигант­ско­го раз­ме­ра. И судя по тому, что сего­дня про­ис­хо­дит в Казах­стане, пра­ви­тель­ствен­ная дея­тель­ность все боль­ше ими­ти­ру­ет­ся. Но так дол­го про­дол­жать­ся не может по той про­стой при­чине, что раз­го­во­ра­ми людей не накор­мишь. В этих усло­ви­ях сто­ит попы­тать­ся понять, како­вы же те точ­ки, опе­рев­шись на кото­рые, мож­но оста­но­вить паде­ние казах­стан­ской экономики.

Внеш­ние инве­сти­ции, в первую оче­редь китай­ские? Да, это даст новые рабо­чие места, плюс сни­мет про­бле­му дис­три­бу­ции гото­вой про­дук­ции, посколь­ку новые про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти будут авто­ма­ти­че­ски вклю­чать­ся в уже суще­ству­ю­щие биз­нес-цепоч­ки. Но насколь­ко это решит про­бле­му лиш­них людей в рес­пуб­ли­ке, то есть уве­ли­чит чис­ло заня­тых? Все­го на 19 тысяч, если верить пред­се­да­те­лю прав­ле­ния АО «Наци­о­наль­ное агент­ство по экс­пор­ту и инве­сти­ци­ям «KAZNEZ INVEST» Бори­сбаю Жан­гу­ра­зо­ву. И насколь­ко усу­гу­бит про­бле­мы эко­ло­гии? Это­го пока никто точ­но ска­зать не может, посколь­ку есть толь­ко готов­ность Казах­ста­на при­нять инве­сто­ров и инве­сти­ции и Китая дви­нуть­ся в нашу страну.

Уве­ли­че­ние кре­ди­то­ва­ния мало­го и сред­не­го биз­не­са, в том чис­ле за счет средств ЕНПФ? Это плюс, но на фоне сни­же­ния объ­е­мов кре­ди­то­ва­ния бан­ка­ми вто­ро­го уров­ня он про­сто зате­ря­ет­ся. Что каса­ет­ся самих бан­ков, то они точ­но не будут про­яв­лять боль­шой актив­но­сти про­сто пото­му, что каче­ствен­ных заем­щи­ков в стране раз и обчел­ся, плюс самих финан­со­вых инсти­ту­тов ста­ло слиш­ком мно­го для тако­го узко­го рын­ка, кото­рый к тому же за послед­нее деся­ти­ле­тие стре­ми­тель­но обмель­чал. По логи­ке нуж­но банк­ро­тить неэф­фек­тив­ные, убы­точ­ные и сла­бые бан­ки, что­бы более креп­кие струк­ту­ры мог­ли начать зара­ба­ты­вать и соот­вет­ствен­но кре­ди­то­вать, но кто же даст воз­мож­ность сде­лать это с тем же «Каз­ком­мерц­бан­ком»? Так что и здесь затык.

Инве­сти­ци­он­ные про­грам­мы, финан­си­ру­е­мые за счет госу­дар­ствен­ных средств? Они, конеч­но, дадут эффект, но корот­кий, а самое глав­ное — не будет созда­на цепоч­ка спро­са в эко­но­ми­ке, как это про­ис­хо­дит, когда запус­ка­ет­ся реаль­ный и эффек­тив­ный биз­нес-про­ект. То же самое каса­ет­ся сти­му­ли­ро­ва­ния стро­и­тель­ства жилья и любо­го дру­го­гот про­ек­та по под­дер­жа­ния поку­па­тель­ско­го спро­са, они — вре­мен­ное решение.

Вот и полу­ча­ет­ся, что как ни счи­тай, пер­спек­ти­вы осо­бой нет, раз­ве толь­ко мучить­ся в рас­че­те, что что-нибудь полу­чит­ся. В нор­маль­ных стра­нах в таких слу­ча­ях к вла­сти при­хо­дят дру­гие люди, кото­рые пред­ла­га­ют свою про­грам­му дей­ствий, но у нас такой вари­ант забло­ки­ро­ван напрочь. При­чем не толь­ко Нур­сул­та­ном Назар­ба­е­вым, кото­рый вце­пил­ся в пре­зи­дент­ское крес­ло и пол­но­мо­чия так, что не отце­пишь, но и всей супер­пре­зи­дент­ской систе­мой — она будет гене­ри­ро­вать теперь «лиде­ров нации» посто­ян­но, точ­но так же, как это име­ет место быть в Север­ной Корее.

Полит­кор­рект­ные спе­ци­а­ли­сты Standard & Poor’s изло­жи­ли эту про­бле­му так: “Уро­вень рей­тин­гов Казах­ста­на по-преж­не­му огра­ни­чен недо­ста­точ­ной, по наше­му мне­нию, эффек­тив­но­стью инсти­ту­ци­о­наль­ной систе­мы и управ­ле­ния, что обу­слов­ле­но высо­кой сте­пе­нью цен­тра­ли­за­ции поли­ти­че­ских про­цес­сов, уме­рен­ным уров­нем бла­го­со­сто­я­ния и огра­ни­чен­ной гиб­ко­стью денеж­но-кре­дит­ной политики”.

И еще так: “Мы отме­ча­ем, что Казах­стан име­ет одну из самых ста­биль­ных поли­ти­че­ских систем в реги­оне. После воз­об­нов­ле­ния пол­но­мо­чий пре­зи­дент анон­си­ро­вал пять инсти­ту­ци­о­наль­ных и эко­но­ми­че­ских реформ, кото­рые долж­ны предот­вра­тить замед­ле­ние эко­но­ми­че­ско­го роста. Тем не менее мы счи­та­ем, что в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве преду­га­дать направ­ле­ние поли­ти­че­ско­го кур­са будет доста­точ­но слож­но вви­ду неопре­де­лен­но­сти отно­си­тель­но потен­ци­аль­но­го пре­ем­ни­ка пре­зи­ден­та; 75-лет­ний­г‑н Назар­ба­ев нахо­дит­ся у вла­сти с момен­та обре­те­ния Казах­ста­ном неза­ви­си­мо­сти в 1991 году”.

Поэто­му рефор­ми­ро­ва­ние казах­стан­ской эко­но­ми­ки, реаль­ное, а не бумаж­ное, воз­мож­но толь­ко в в двух слу­ча­ях: если ухо­дит Назар­ба­ев и начи­на­ет­ся оче­ред­ная пере­строй­ка, или в Казах­стан при­ле­та­ют мар­си­яне и начи­на­ют про­во­дить рефор­мы. Что веро­ят­нее? Ско­рее вто­рое. Пото­му что нынеш­нее казах­стан­ское госу­дар­ство сего­дня во всех сво­их зве­ньях, от пра­во­охра­ни­тель­ной вер­ти­ка­ли до эко­но­ми­че­ско­го бло­ка, само по себе явля­ют­ся пре­пят­стви­ем для реформ.

Что­бы осо­знать это, не нуж­но про­во­дить глу­бо­ко­го ана­ли­за, изу­чать ста­ти­сти­че­ские дан­ные и оце­ни­вать пра­ви­тель­ствен­ные пла­ны дей­ствий. Доста­точ­но вспом­нить то, что было в Казах­стане 30—40 лет назад, и убе­дить­ся, что ниче­го не изме­ни­лось. Раз­ве что вме­сто Ком­пар­тии Казах­ста­на теперь «Нур Отан», при­чем с тем же чело­ве­ком во гла­ве. Вме­сто кол­лек­тив­но­го руко­вод­ства — «лидер нации». Вме­сто соци­а­лиз­ма и ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии — «обще­ство все­об­ще­го тру­да» и дру­гие идеи Назар­ба­е­ва. Вме­сто демо­кра­тии — низ­ко­ка­че­ствен­ная имитация.

Те же самые докла­ды об успе­хах при отсут­ствии самих успе­хов, обе­ща­ния луч­шей жиз­ни, толь­ко нуж­но дотер­петь до нее, рас­ска­зы, что стра­на борет­ся с нега­тив­ны­ми внеш­ни­ми воз­дей­стви­я­ми… Этот печаль­ный спи­сок мож­но про­дол­жать до бес­ко­неч­но­сти. Но смысл? Не про­ще ли рас­сла­бит­ся? Имен­но так и посту­па­ет боль­шин­ство казах­стан­цев! Но тогда, спра­ши­ва­ет­ся, кто же будет про­во­дить кар­ди­наль­ные рефор­мы и под­ни­мать страну?..

архивные статьи по теме

История «Даши». Дарига Назарбаева причастна к убийству Алтынбека Сарсенбаева

Editor

ДНР и ЛНД получили особый статус

Нарушений на выборах не замечено: впечатления немецкого наблюдателя в Казахстане