Вот уже более двух месяцев соединенные войска НАТО наносят воздушные удары по военным целям на территории Ливии. Операция «Одиссея. Рассвет», предпринятая во исполнение резолюции ООН за номером 1973 «О защите гражданского населения Ливии», оказалась более длительной, чем это ожидалось. Возможно, в самом начале ее фактический инициатор Николя Саркози надеялся на «маленькую победоносную войну», но теперь и ему, и его союзникам по НАТО стало предельно ясно, что «маленькая» война требует все больше сил и средств, а руководство НАТО, осуществляющее командование флотом коалиции, вот уже во второй раз вынуждено было обратиться к лидерам стран, в нее входящих, за дополнительным вооружением и боевой техникой.
Большие расходы на маленькую войну
Тем не менее, в победоносности этой войны вряд ли можно испытывать хоть какие-то сомнения: Муаммару Каддафи по-прежнему нечего противопоставить объединенным силам НАТО, так что уйти ему все же рано или поздно придется. Весь вопрос заключается в том, когда это произойдет и в какую сумму обойдется для Североатлантического альянса и, что гораздо важнее, во сколько жизней ливийских граждан? Ответа на этот вопрос по-прежнему не может дать никто.
НАТО ежедневно рассылает в адрес множества мировых СМИ емэйлы, в которых коротко докладывает об очередных своих действиях у ливийских берегов: самолеты бомбят цели, корабли очищают от мин фарватеры ливийских портов, на прошлой неделе англичане и французы впервые применили против войск Каддафи боевые вертолеты — они-де позволяют гораздо более точно и выборочно наносить удары по танкам и артиллерии противника, спрятанным в гуще жилых кварталов…
В целом, с начала операции «Одиссея. Рассвет» самолеты НАТО стартовали уже 10 тысяч раз, из них 4 тысячи — на бомбежки и штурмовки целей в Ливии. «С начала операции нами было уничтожено или повреждено 1800 легитимных военных целей, — подвел в Брюсселе промежуточный итог Генеральный секретарь НАТО Андерс Фогг Расмуссен. — В их числе — около 100 командных пунктов, которыми пользовался Каддафи, организовывая атаки против гражданского населения».
Кроме того, по словам Расмуссена, самолеты Альянса уничтожили 700 складов боеприпасов и 500 танков и бронемашин ливийской армии. Тем не менее, вопрос о том, что же, в конце концов, вообще осталось от армии Каддафи, Генсек НАТО предпочел «спустить на тормозах» — ему явно нечего было на него ответить. Вместо этого журналист, задавший его на пресс-конференции, услышал примерно следующее: «Каддафи потерял поддержку во многих частях Ливии. Каждый день от него убегают все новые ближайшие помощники, а его режим оказывается все более изолирован как внутри страны, так и за рубежом».
«Мы воюем, а вы разгребайте!»
Что ж, с последним утверждением спорить трудно. Изоляция режима Каддафи проявляется все более отчетливо. За минувшую неделю даже вечные оппоненты Запада в любых политических вопросах, китайцы, вдруг совершили дипломатический пируэт и прислали в Бенгази свою делегацию.
Представители Национального переходного совета не слишком много сообщили об этой встрече, но ясно стало одно: КНР заинтересовался той нефтью, которую повстанцы продают через Катар, чтобы финансировать свое восстание. Похоже, Пекин уже также понял, что дни Муаммара Каддафи «у кормила» сочтены — теперь китайцы вознамерились первыми «снять сливки» с успеха, принадлежащего вовсе не им.
Вслед за китайскими дипломатами в Бенгази прибыл специальный представитель российского президента Михаил Маргелов. Он также встретился с лидерами повстанцев, но его встреча, похоже, оказалась не слишком успешной. Кремль также не спешит распространяться о подробностях этих переговоров, но по некоторым косвенным данным можно заключить, что попытка российского руководства взять на себя посредническую роль в гипотетических переговорах между Триполи и Бенгази провалилась.
Еще неделю назад, на саммите «Большой восьмерки» во французском Довиле, президент Дмитрий Медведев заявлял, что страны НАТО-де «попросили Россию стать посредником на ливийских переговорах» (хотя эту информацию ни один из представителей Альянса не подтвердил), а теперь министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с не слишком вразумительной речью, в которой подчеркнул, что «Россия вовсе не намеревалась брать на себя посреднические функции». Иными словами, «ну и не надо, не больно-то и хотелось». Вместо этого Лавров заявил, что «Россия считает, что посредническую миссию должны взять на себя Африканский союз и Лига арабских государств».
Ласковому теленку двух маток
Примечательно, что руководство НАТО также полагает, что Африканскому союзу вместе с Лигой арабских государств и, что немаловажно — вместе с Евросоюзом, следует проявить активность в Ливии. Но не в качестве посредников на переговорах повстанцев с Каддафи, а в качестве своеобразных «ассенизаторов». Генсек НАТО Андерс Фогг Расмуссен призвал, в частности, эти организации не скупиться на финансовую и материальную помощь Ливии: мол, когда режим Каддафи окончательно рухнет, ливийцам понадобится поддержка, так что пусть европейцы, африканцы и арабы раскошелятся и обеспечат новой, демократической Ливии «условия для старта». Сам же Североатлантический Альянс так же, как и США, не торопятся обещать «новой Ливии» материальную поддержку — они-де и так уже слишком много потратили на освобождение и «демократизацию» этой страны.
Ни Африканский союз, ни Лига арабских государств не отреагировали пока на этот призыв к щедрости, а вот европейцы уже стоят наготове. Пусть не на уровне Евросоюза, а пока что лишь на уровне отдельных стран. Так, канцлер Германии Ангела Меркель во время своего визита в Вашингтон заявила, что ФРГ готова оказать «новой Ливии» щедрую финансовую помощь, а немецкие фирмы будут счастливы принять участие в восстановлении ливийской промышленности. Если перевести это заявление с дипломатического языка на нормальный, это означает: «Мы готовы инвестировать в ливийскую нефть и газ и получить от них максимум доходов».
Так что, похоже, первые два претендента на «шкуру неубитого медведя» уже определились: это Германия и Китай. Парадоксальным образом, ни немцы, ни китайцы в процессе «демократической поддержки» ливийских повстанцев боевыми кораблями и самолетами не участвовали. Тем не менее, шансов получить с этой «маленькой победоносной войны» свои дивиденды у них больше других. Как говорится, ласковый теленок двух маток сосет…
View article:
Шкура неубитого медведя, или Ливия после Каддафи