Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
Впервые в своей карьере Тимур Кулибаев наконец попал в пул руководителей первого эшелона. Широким жестом тесть кинул к ногам зятя почти всю экономику страны. И теперь эксперты всех мастей задались естественным вопросом: «Что бы это значило?».
Рахат с возу, Тимуру легче
Когда-то у елбасы было три зятя, которые с удивительной точностью соответствовали героям известной сказки: «Старший умный был детина, средний зять и так, и сяк, младший вовсе был …». В общем, младшенькому подсунули «конька-горбунка». Но он не захотел такого счастья и отскочил в сторону. Как знать, может, ему повезло больше остальных.
После того как старший зять главы государства был дружно, практически всем местным истеблишментом, подвергнут остракизму, сработал принцип «свято место пусто не бывает». Образовавшееся вакантное место тут же занял другой президентский зять — Тимур Кулибаев, который с удовольствием сменил скромный №2 на более престижный №1.
Скорее всего (некоторые события на это прямо указывают), в сокрушении Рахата Алиева немаловажную роль сыграл Тимур Кулибаев. Поговаривают, что свояки на дух не переносили друг друга. Да и сам Рахат Алиев сегодня уже не скрывает этого. Даже если раньше между ними и не наблюдалось открытого противостояния, но трения, надо полагать, были. В свое время Рахат Алиев и Дарига Назарбаева, боясь конкуренции и чрезмерного усиления позиций своих родственников, в штыки восприняли решение четы Кулибаевых обзавестись собственной мощной медиакомпанией, которую они планировали создать совместно с российским НТВ. Тогда им удалось свернуть этот проект. Таким образом, на медиарынок, в святая святых сферы своего влияния эта когда-то могущественная пара не запустила свою родню. Подобный выпад со стороны бажи вряд ли пришлось по душе Тимуру Кулибаеву.
При любом раскладе, уход Алиева-младшего с политической арены расчистил дорогу и значительно облегчил движение наверх Кулибаеву-младшему. Говоря об отношениях между двумя свояками, прежде всего, необходимо во главу угла ставить не родственные отношения, а политические амбиции. Поскольку и Рахат Алиев, и Тимур Кулибаев представляют два могущественных клана, претендующих на высшую власть в стране. И они оба всегда прекрасно осознавали это.
Как ни странно, но в соперничестве двух противоборствующих лагерей подспудно проглядываются и элементы такого реликтового явления, как трайбализм. Рахат Алиев происходит из рода конырат Среднего жуза. В то время как Тимур Кулибаев представляет род дулат Старшего жуза. Хотя, по другим сведениям, он относится к роду шапрашты, из которого происходит и глава государства. В нашу постиндустриальную эпоху это покажется несколько диким, но осколки родоплеменного сознания в среде казахов до сих пор имеют место быть. В особенности носителями родоплеменного менталитета являются люди старшего поколения. Руководители-казахи зачастую собирают вокруг себя команду не на профессиональной основе, а на родственных и клановых началах. С этим можно не соглашаться, возмущаться и спорить до бесконечности, но факт остается фактом. Чтобы удостовериться в этом, достаточно изучить ближнее окружение любого босса.
Закулисных дел мастер
Надо сказать, в годы могущества старшего зятя средний оставался вторым не только согласно табелю о семейных рангах, но и по степени влиятельности, не говоря уже о популярности. В то время осторожный Тимур находился в тени брутального Рахата. До поры до времени такая позиция его вполне устраивала. Деньги любят тишину. И если старший зять елбасы преуспевал на медийном поприще и контролировал силовой блок, то более предусмотрительный средний зять в то время тихо прибирал к рукам «нефтянку» и всю сопутствующую инфраструктуру, постепенно наращивая финансовые мускулы. Но со временем, когда как на дрожжах выросли его финансовые активы и он сколотил внушительные «коммандос», расставил своих людей на многих ключевых постах как государственно-административной системы управления, так и финансово-промышленной инфраструктуры, «король бензоколонок» стал постепенно выглядывать из-за кулис. Потихоньку, не изменяя своей однажды избранной стратегии «тише едешь — дальше будешь», стал понемногу заявлять о себе: попадать в блок политических новостей, светиться на ТВ и газетных полосах, а также участвовать в государственных мероприятиях, в том числе и на высшем уровне.
Среди характерных черт Тимура Кулибаева можно выделить такую особенность, как привычку действовать не напрямую, а через других, находящихся в орбите его влияния лиц, а самому оставаться при этом в тени. Реально управляя какой-нибудь компанией, он преимущественно все эти годы формально занимал вторые должности. Подобная тактика была обусловлена как нежеланием преждевременно светиться, так и взваливать на себя бремя ответственности. Кроме того, подобная позиция давала ему больше возможностей заниматься личными делами. Поговаривают, что он раньше больше находился за границей, нежели в Казахстане. Именно долгое пребывание за кулисами большой политики позволило ему не только выжить на фронтах семейных и клановых войн, но и заметно укрепить свои позиции.
Казахский кавалер
В последнее время Тимур Кулибаев оказался в центре внимания независимых СМИ, в том числе западных. Причиной столь пристального внимания к его персоне стали отнюдь не успехи последнего на поприще беззаветного служения отечеству, а как раз таки наоборот — самые банальные скандалы, в том числе коррупционные. Одно только подозрение в откате на сотни миллионов долларов от китайской компании CNPC Exploration & Development Company Ltd чего стоит. За ним тянется такой длинный шлейф скандалов, что отмыть свою репутацию ему будет крайне сложно.
Подробно останавливаться на них нет никакого смысла. Об этом не писал только ленивый. Только отметим, что здесь и скандал вокруг турецкого сотового оператора «Кар-Тел», и сомнительная приватизация «Народного сберегательного банка» (кстати, руководил тогда последним никто иной, как Карим Масимов), и покупка за баснословную сумму (и три миллиона фунтов стерлингов сверху «на чай») заброшенной королевской усадьбы Саннингхилл-парк, и скупка чуть ли не оптом фешенебельных вилл за границей, и многое другое.
Особого внимания удостаиваются амурные похождения любвеобильного президентского зятя. Поговаривают, что на его бурные вечеринки девиц возят самолетами, а он их одаривает прямо по-королевски. К примеру, российской певице Сати Казановой подарил шикарный пентхаус в престижном районе Москвы.
Что касается его любовных связей с лондонской светской львицей Гогой Ашкенази, то об этом ходят легенды. Результатом их любви стал мальчуган с библейским именем Адам. Кстати, недавно в передаче «Малышки на миллион» на НТВ Гога явила миру свое чадо. В передаче прозвучало, что отцом Адама является нефтяной магнат, близкий к президенту Назарбаеву. Также стало известно, что у нее в престижном районе Лондона имеется вилла стоимостью 42 миллиона долларов, где Гогу и малыша Адама обслуживают два повара, два водителя, две няни, дворецкий и горничная. Фирменные бутики от кутюр устраивают персональный шопинг прямо у нее дома. Также у Гоги имеется личный самолет, а ездит она на «Бентли» ручной сборки. В общем, сия история достойна писательского пера.
В крайне нелицеприятных тонах о президентском зяте пишут английские издания. Вот, например, отрывок из еще свеженькой статьи журналистки авторитетного The Financial Times Изабель Грост «Казахстан: дело семейное»: «После президентских выборов Нурсултан Назарбаев возвращается к обычным делам, вернее, к семейному бизнесу: во вторник зять президента, миллиардер Тимур Кулибаев был назначен главой фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”». Далее она дает ему краткую характеристику: «Зять Назарбаева, известный своей склонностью к расточительству и прожиганию жизни, занимает третье место среди богатейших людей Казахстана, его личное состояние оценивается в 1,3 млрд долларов».
И вот теперь этот «расточитель» и «прожигатель жизни», миллиардер, ни дня не работавший в частном бизнесе, весьма преуспел в «семейном бизнесе», за что получил в награду контроль почти за всей экономикой страны и находится в одном шаге от президентского кресла.
Операция «Преемник»
У Тимура Кулибаева, как главы самого могущественного клана, политические амбиции присутствовали всегда. А с недавних пор они стали проявляться весьма отчетливо и насколько возможно максимально. Он давно понял, что лучше не дожидаться, когда политика займется тобой. Пожалуй, среди потенциальных кандидатов в преемники елбасы в настоящее время он уверенно занимает первую строчку. И вряд ли кто осмелится бросить ему вызов.
Сегодня мы являемся свидетелями постепенного превращения нефтяного принца в принца наследного. Его назначение в руководство «Самрук-Казына», скорее всего, есть первая фаза операции «Преемник». В этой должности «немой» должен заговорить, обкататься в качестве первого руководителя, развить в себе лидерские качества. Следующим этапом, через полгода — год, станет назначение Кулибаева премьер-министром. Возможно, елбасы проведет рокировку между ним и Каримом Масимовым. Что касается последнего, то его фигура из-за «пятой графы» на пост главы государства совершенно не проходная. Если елбасы попытается протащить его, то совершит роковую ошибку и получит Желтоксан‑2.
Видимо, стареющий елбасы решил все-таки опереться на семью и пойти по азербайджанскому сценарию. Но так как сына (во всяком случае взрослого и законного) у него нет, то свое кресло он решил передать своему зятю. Надо отметить, что последний проявляет по отношению к тестю преданность (возможно, демонстративную, что не меняет сути дела), вроде бы никогда не перечит и норов свой не показывает. Наверняка президент это оценил по достоинству. Что касается его связей с Гогой Ашкенази, то, скорее всего, Тимур Кулибаев покаялся в своих грехах, мол, каюсь, простите меня, шкодника такого, за что был великодушно прощен и любящей супругой, и понимающим тестем. Ведь на что не пойдешь ради своей дочери. Возможно, самого Кулибаева уже тяготит общение с этой ветреной особой и он решил порвать с ней. Отсюда угрозы последней отсудить у него полмиллиарда долларов и вынос «сора из избы» на телевидение.
Потеря последнего законного зятя для елбасы стало бы сильным ударом. А так все остались довольны и при своем — жена при муже, дети при родителях, зять при тесте или наоборот. В качестве бонуса при хорошем поведении зятю была обещана главная табуретка страны.
Да и деваться Тимуру Кулибаеву некуда. Генеральная прокуратура Швейцарии уже возбудила против него уголовное дело в связи с отмыванием денег, а на горизонте маячат новые. К тому же за ним, вернее, за его миллионами охотится ненасытная Гога. В общем, дело пахнет керосином. Что как раз на руку елбасы. С таким букетом проблем зятя будет легче держать в узде. Вздумает показывать зубки — елбасы выдаст его в лапы западного правосудия (Токаев в Женеве подсобит) либо бросит в когти лондонской светской львицы.
Кажется, елбасы нашел себе более-менее надежного, а главное, ручного местоблюстителя. Стало быть, через пару-тройку лет, в зависимости от того, в каком русле будут протекать события в мире и как будет справляться со своими обязанностями облаченный властью зять, можно будет устроить заключительный спектакль, после чего со спокойной душой отправиться на покой. Но при этом у него останется специально для него изготовленный московскими политтехнологами пульт дистанционного управления.
Continue reading here:
Тимур и его коммандос